Информационные технологии: теоретические аспекты и практика применения
Информационные технологии: теоретические аспекты и практика применения
«Информационные технологии: теоретические аспекты и практика применения».
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока возможно оживить с помощью внедрения новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения и осуществлять полноценный контроль над ним, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии: теоретические аспекты и практика применения »
Государственное автономное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Бугульминский педагогический колледж»
«Информационные технологии: теоретические
аспекты и практика применения»
Автор: Семьянова А.И.
«Информационные технологии: теоретические
аспекты и практика применения».
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока возможно оживить с помощью внедрения новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения и осуществлять полноценный контроль над ним, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
К информационным средствам обучения в основном относятся аудиовизуальные ТСО: радиовещание, учебное телевидение, учебное кино, статическая диапроекция, лингафонное оборудование. Эти средства используются для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций) и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности.
Под технологией в технике понимают процесс, использующий совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели. Технология изменяет исходное состояние объекта.
Термин «технология» перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт. При этом смысл понятия «технология» сохранился. Только добавилось еще одно слово – «информационная», отражающее тот факт, что переработке подвергается не материальное сырье, а информация.
Информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации. И если целью технологии материального производства является производство другой материальной продукции, то целью информационной технологии – производство информации нового качества для ее последующего анализа человеком и принятия на ее основе решения.
В современном обществе основным техническим средством обработки информации служит ПК. Внедрение ПК в информационную среду и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии.
Дисциплина «Информационная технология» представляет собой комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Таким образом, информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Применение компьютеров открывает новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью. Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Но мало учителей, которые имеют возможность работать в компьютерном классе, где каждый ребенок одновременно пользуется компьютером. В этом случае можно работать по очереди или воспользоваться интерактивной доской, использование которых позволяет учащимся в приятной и увлекательной форме достичь прогресса. Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы, цели, задачи, содержание, методы, технологию. В настоящее время учителям уже сложнее представить эффективное преподавание без использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях, без привлечения электронно-образовательных ресурсов в практике обучения языку. Современный рынок учебных пособий предлагает замечательные словари с CD-Rom, диски с грамматическими упражнениями и комплекты программ для интерактивных досок.
Наряду с использованием готовой продукции приветствуется создание и собственных проектов, презентаций, фильмов.
Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении темы в русском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Так же, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word.
Информатизация образования направлена на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера и способствует привлечению новых информационных технологий (НИТ) к деятельности учителя.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, и нужно, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала, он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Сегодня на уроках учителя стараются показать ресурсы учебного назначения. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебного материала. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: продвигает ребенка в общем развитии помогает преодолеть трудности вносит радость в жизнь ребенка позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Учащиеся, работающие на ПК, имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Преимущества использования ИКТ:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- расширение информационных потоков при использовании Internet.
- компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
- применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
- освоение учащимися современных информационных технологий.
На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности; Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бочкин Е. С. Методика преподавания информатики. / Е. С. Бочкин // Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2008. – 431 с.:ил.
Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. / Глушко А.И. // Информатика и образование. – 2004. – №4.
Лапшина Н. Н. О курсе «Информационные технологии» / Н. Н. Лапшина / Начальная школа. – 2007. – №9. – с 90-91.
Первин С. П. Дети, компьютеры и комуникации. / С. П. Первин // Информатика и образрвание. 2004. – №4.
Федяинова Н. В. Разработка обучающих программ для младших школьников средствами PowerPoint / Н. В. Федяинова // Актуальные вопросы современного образования: Сб. ст. Вып. 2: Методология, педагогика, психология, методика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 167–174.