Управление образования администрации МО «Зеленоградский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом смешанного вида администрации муниципального
образования «Зеленоградский район» Калининградской области
«Согласовано» Руководитель МО __________ Баранова Т.П. «___»__________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор детского дома ____________ Исаева Л.Э «___»__________ 2013 г. |
Программа дополнительного образования детей
Компьютерные технологии
возраст 9 - 11 лет
Разработана
педагогом дополнительного образования
Устиновой Е.А.
г. Зеленоградск
2013-2014 учебный год
Содержание
| | Стр. |
1. | Пояснительная записка………………………………………….…….. | 3 |
2. | Тематическое планирование и содержание обучения……………… | 5 |
3. | Учебно-тематический план……………………………………..…... | 8 |
Пояснительная записка
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры.
Программа построена так, что может использоваться как воспитанниками, изучавшими или изучающими предмет «Информатика» в начальной школе, так и служить «точкой входа» для воспитанников, приступающих к ее изучению впервые.
Цели и задачи кружка связываются с развитием мышления воспитанников, их способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Необходимо обеспечить вхождение воспитанников информационное общество, научить каждого ребенка пользоваться массовыми информационно – компьютерными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронная почта, мастер презентаций и т.д.), привить пользовательские навыки для работы на компьютере.
В процессе обучения воспитанники приобретают знания и умения, необходимые для работы с современными компьютерами.
Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно – предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Большинство работ компьютерного практикума (подробное описание технологии выполнения практических заданий на компьютере) состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие воспитанников с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности воспитанники должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе воспитанники будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в специально разработанных справочнике. Задания третьего уровня сложности ориентированы на более продвинутых ребят. Эти задания могут быть предложены таким воспитанникам для самостоятельного выполнения в классе.
Иначе говоря, на этих уроках воспитанник получает индивидуальное задание и пытается сам выполнить его, опираясь на полученные знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны использования компьютерных технологий, иначе его интересы замкнуться на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках».
При обучении видно расслоение учащихся по степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий.
При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 3-5 классов не должна превышать 10-20 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно – эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.
Опыт показывает, что наиболее приемлемы комбинированные занятия, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания детей на занятиях, рекомендуется проводить объяснения и практикум в первой части занятия, а на конец занятии планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.
Программа для детей 9-11 лет, т.е. учащихся 3-5 классов, ориентирована на использование компьютера при обучении грамоте, изучении русского языка, математики. Основной целью является закрепление полученных на традиционных уроках знаний, умений, навыков в практической деятельности в компьютерной игре.
В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развить внимание и стремление к знаниям. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.
Задачи курса:
развитие интереса школьников к практической работе на компьютере;
развитие творческих способностей учеников;
удовлетворение познавательных интересов учащихся;
получение прочных практических навыков по сбору, хранению, обработке и передаче информации с помощью ПК;
привитие навыков сознательного и рационального использования ПК.
Программа реализуется в объеме 76 часов (два раза в неделю). Значительное количество учебного времени отводится на практические занятия и практикумы.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Аппаратные средства: мультимедийные компьютеры, объединенные в локальную сеть; проектор; экран; принтер; сканер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера.
Программное обеспечение: операционная система Windows; полный пакет офисных приложений Microsoft Office; векторный графический редактор Paint, система оптического распознавания текстов FineRider; программа-архиватор WinRAR; антивирусная программа “Касперский”.
Тематическое планирование и содержание обучения
Программа включает изучение теоретического материала «Компьютер и информация». Параллельно с изучением теоретического материала организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков: в текстовом процессоре Word, графическом редакторе Paint, мастере презентаций PowerPoint, Интернет.
Программа предусматривает изучение основ работы в сети Интернет, владение навыками поиска информации в сети, культуре общения, работе с электронной почтой.
На каждом этапе обучения выполняются практические работы, творческие задания, упражнения, интерактивные тесты, а также применяются логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Возможна замена запланированных тем на игровые занятия, связанная с внутренними мероприятиями воспитанников детского дома, каникулярным временем или другим причинам.
2 ч. в неделю, 76 ч. в год (на одну группу)
1. Общие сведения об организации рабочего места, о безопасности труда и правила работы за ПК.
Организация рабочего места при работе с ПК. Правила внутреннего распорядка в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с ПК. Инструктаж по охране труда при работе с ПК. Правила включения и выключения ПК.
2. Компьютер и информация.
Что такое информация. Основные свойства информации. Классификация информации по способу восприятия и способу представления.
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Как устроен компьютер.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Файлы и папки. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
Приобретение навыков работы в операционной системе Windows.
Назначение системной среды Windows. Запуск Windows.
Представление о файле и папке. Параметры файла и папки. Действия над файлом и папкой. Управление окнами в Windows, приобретение навыков работы с окном папки, документа и приложения. Изучение структуры окон и назначение различных типов меню.
Приобретение навыков использования буфера обмена для обмена данными между приложениями.
Учащиеся должны знать:
- приемы работы с мышью;
- элементы окна и способы изменения его размеров;
- элементы окна диалога и основные приемы работы с элементами этих окон;
- основные операции, выполняемые над файлами и папками.
Учащиеся должны уметь:
- просматривать информацию о параметрах папки и файла;
- выполнять разными способами стандартные действия с папками файлами;
- изменять параметры рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
- осуществлять запуск приложений или документов и переключаться между задачами;
- создавать ярлыки.
4. Приобретение навыков работы с текстовым процессором.
4.1. Назначение текстового процессора Word.
Характеристика текстового процессора. Панель инструментов окна процессора Word. Меню. Учащиеся должны знать:
- представление о макете текстового документа;
- основные объекты текстовых документов и их параметры.
4.2. Ввод и редактирование текста.
Подготовительная работа. Основные правила ввода текста. Понятие редактирования. Проверка орфографии. Технология перестановки фрагментов. Создание и редактирование документа в среде текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- как подготовить страницу размещения на ней документа;
- технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
- технологию создания и редактирования текстового документа.
Учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст;
- создавать и редактировать текстовый документ;
- владеть операциями редактирования текста.
4.3. Форматирование текста.
Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев. Абзацные отступы и интервалы.
Учащиеся должны знать:
- возможности текстового процессора по форматированию текста;
- технологию форматирования текста.
Учащиеся должны уметь:
- владеть операциями форматирования текста;
- изменять начертания шрифта;
- форматировать абзацы;
- вставлять в текст объекты WordArt;
- подготавливать к печати документ.
4.4. Размещение графики в документе.
Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе. Рисование в документе. Учащиеся должны знать:
- графические возможности Word;
- технологию работы с графическими объектами.
Учащиеся должны уметь:
- создавать в тексте графические объекты;
- вставлять в текст объекты и рисунки.
5. Создание презентации в среде PowerPoint.
5.1. Назначение программы PowerPoint.
Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуски настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Учащиеся должны знать:
- назначение и функциональные возможности PowerPoint;
- объекты и инструменты PowerPoint;
- технологию настройки PowerPoint.
5.2. Базовая технология создания презентации.
Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации: 1 этап – создание фона, 2 этап – создание текста, 3 этап – вставка рисунка в презентацию, 4 этап – создание анимации текста. 5 этап – настройка анимации рисунков, 6 этап – запуск и отладка презентации.
Вставка звуков и видеоклипов в презентацию. Настройка анимации звука или клипа.
Учащиеся должны знать:
- что презентация состоит из объектов;
- этапы создания презентации;
- технологию работы с каждым объектом презентации.
Учащиеся должны уметь:
- создать слайд;
- изменить настройки слайда;
- сделать анимацию текста, картинки;
- настроить анимацию клипа.
5.3. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов.
Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Учащиеся должны уметь:
- создать презентацию из нескольких слайдов.
6. Приобретение навыков работы с графическим редактором Paint.
Панель инструментов окна редактора. Меню. Создание изображения. Внесение текста в изображение. Вырезание и копирование части изображения. Преобразование изображения. Использование масштабирования для редактирования изображения. Просмотр изображения перед печатью. Вывод изображения на принтер.
Учащиеся должны знать:
- возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
- основные графические объекты – примитивы, использующиеся для создания рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
7. Приобретение практических навыков работы в сети Интернет.
Основные понятия и возможности Интернета. Правила этикета в Интернете. Программы-браузеры (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome). Основные элементы окон и назначение системных меню и кнопок панели инструментов. Ввод URL-адреса. Переход по гиперссылкам.
Полезные адреса Интернета, образовательные порталы.
Поисковые серверы: тематический поиск, поиск по ключевым словам.
Копирование информации из Интернета: скачивание файлов, сохранение текста и рисунков.
Электронная почта. Регистрация на почтовом сервере. Создание, чтение и отправление электронного письма.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия: глобальная сеть, локальная сеть, браузер, электронная почта, гиперссылка, поисковый сервер;
- основные элементы окон и назначение системных меню и кнопок панели инструментов программ – браузеров.
Учащиеся должны уметь:
- запускать программы - браузеры;
- осуществлять поиск запроса через адресную строку и поисковую систему;
- пользоваться гиперссылками;
- копировать информацию из Интернета;
- создавать электронную почту и письмо.
Учебно – тематический план
Наименование темы | Количество часов | Сроки |
Общие сведения об организации рабочего места, безопасности труда и правила работы за ПК. | | |
Организация рабочего места при работе с ПК. Правила внутреннего распорядка в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с ПК. Инструктаж по охране труда при работе с ПК. Правила включения и выключения ПК. Анимация, презентация. Интерактивные тесты. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 2 | Сентябрь, январь |
Компьютер и информация | | |
Компьютер на службе у человека. «Компьютерные» профессии. Анимация, презентация. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Сентябрь |
Информация. Способы восприятия информации. Оптические иллюзии. Презентация «Зрительные иллюзии». Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Сентябрь |
Носители информации. Тексты и изображения в памяти компьютера. Презентация «Хранение информации». Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Сентябрь |
Как устроен компьютер. Устройства ввода и вывода информации. Анимация «Основные устройства и их назначение», презентация. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Сентябрь |
Графический редактор Paint | | |
Изображения в памяти компьютера. Окно редактора Paint. Панель инструментов графического редактора. Анимация «Изображения на компьютере». Графический редактор Paint. | 1 | Сентябрь |
Инструменты: эллипс, заливка, прямая линия. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Копирование и вставка элементов рисунка. Вставка рисунка из другого файла и его закрашивание. Графический редактор Paint | 1 | Октябрь |
Увеличение и уменьшение рисунка. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Инструмент «Кривая линия». Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Инструмент «Ломаная линия» или многоугольник. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Меню Палитра. Инструмент цветной ластик. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Команды: растянуть, наклонить, отразить. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Инструмент распылитель. Графический редактор Paint. | 1 | Октябрь |
Инструмент Надпись. Ввод текста в рисунке. Графический редактор Paint. | 1 | Ноябрь |
Творческие задания. Графический редактор Paint. | 2 | Ноябрь |
Практическая самостоятельная работа по теме. Графический редактор Paint | 1 | Ноябрь |
Операционная система Windows. | | |
Понятие операционной системы. Папки и файлы. Действия над папками и файлами. Анимация «Файлы и папки». Анимация «Программа Проводник». Упражнение «Манипуляции с файлами». Операционная система Windows. | 1 | Январь |
Действия над папками и файлами. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. Анимация «Комбинации клавиш для копирования и перемещения». Анимация «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши». Игра «Раздели поровну». Интерактивные тесты. Операционная система Windows. | 3 | Январь |
Настройка свойств рабочего стола. Создание ярлыков. Интерактивные тесты. Упражнения. Операционная система Windows. | 2 | Январь |
Практическая самостоятельная работа по теме | 1 | Январь |
Текстовый процессор Word | | |
Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Март |
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Тексты в памяти компьютера. Презентация «Текстовые документы». Пакет Office. Текстовый процессор Word | 1 | Март |
Этапы создания документа. Ввод текста. Упражнения. Текстовый процессор Word | 3 | Март |
Редактирование текста. Работа с фрагментами. Упражнения. Текстовый редактор Word | 3 | Март |
Форматирование – изменение формы представления документов. Форматирование абзацев. Понятия гарнитуры шрифта и его размера. Упражнения. Текстовый редактор Word | 1 | Апрель |
Абзац. Элементы абзаца. Выравнивание абзацев. Абзацные отступы и интервалы Установка красной строки. Упражнения. Текстовый редактор Word | 3 | Апрель |
Размещение графики в документе. Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе. Использование готовых рисунков для оформления текстов. Упражнения. Текстовый редактор Word | 3 | Апрель |
Создание надписей с помощью коллекции WordArt. Упражнения. Текстовый редактор Word | 2 | Апрель |
Рисование в документе. Упражнения. Текстовый редактор Word | 3 | Май |
Практическая самостоятельная работа по теме. | 2 | Май |
Мастер презентаций Power Point | | |
Возможности и области использования приложения Power Point. Группы инструментов программы. Пакет Office. Видеоролик компании Microsoft. Мастер презентаций Power Point | 1 | Ноябрь |
Базовая технология создания презентации. Мастер презентаций Power Point | 1 | Ноябрь |
Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Рисование с помощью автофигур. Создание фона. Запуск презентации. Мастер презентаций Power Point | 4 | Ноябрь - декабрь |
Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Создание текста, вставка рисунка в презентацию. Переходы между слайдами. Мастер презентаций Power Point | 2 | Декабрь |
Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Создание анимации объектов. Вставка звуков и видео. Мастер презентаций Power Point | 4 | Декабрь |
Практическая самостоятельная работа. Мастер презентаций Power Point | 2 | Декабрь |
Приобретение навыков работы в сети Интернет. | | |
Терминология. Правила этикета в сети. Работа в локальной сети. Технология поиска информации в Интернет. Просмотр Web-страниц. Программы-браузеры. Электронная почта. Видео «Дети в Интернете», «Безопасный Интернет». Анимация «Поиск фразы в тексте». Игра «Поиск фразы в тексте». Интерактивные тесты. | 9 | Февраль |
Практическая самостоятельная работа. | 1 | |
Резервные часы | 5 | |
Итого: на одну группу (два раза в неделю) - | 76 | |
на две группы (два раза в неделю) - | 152 | |
11