Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии" по специальности "Компьютерные системы и комплексы" (среднее профессиональное образование)
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии" по специальности "Компьютерные системы и комплексы" (среднее профессиональное образование)
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии" составлена в соотвествии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230113 "Компьютерные системы и комплексы".
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии" по специальности "Компьютерные системы и комплексы" (среднее профессиональное образование) »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЖУКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.А. КАЗАКОВА»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии
для специальности
230113 «Компьютерные системы и комплексы»
(очная форма обучения)
Наименование квалификации базовой подготовки
«Техник по компьютерным системам»
РАМЕНСКОЕ 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
230113 «Компьютерные системы и комплексы»
Организация-разработчик: Раменский филиал ГБОУ СПО МО «Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова»
Разработчики:
Паршкова Ольга Анатольевна, преподаватель ГБОУ СПО МО «Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова»
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании цикловой комиссии специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
Протокол № 1 от «31» августа 2014 г.
Председатель цикловой комиссии ________________О.А. Логвиненко
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 14
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии»
1.1. Область применениярабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящей в состав укрупненной группы специальности 230000 Информатика и вычислительная техника:
230113 Компьютерные системы и комплексы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информационные технологии» входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение и виды информационных технологий;
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
базовые и прикладные информационные технологии;
инструментальные средства информационных технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
лабораторные работы
32
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныИнформационные технологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы информационных технологий
4
Тема 1.1.
Информационные технологии в современной жизни
4
Роль компьютера и информационных технологий в современной жизни. Типы компьютеров, область их использования.
Типы программного обеспечения. Условия распространения и использования программного обеспечения.
Охрана здоровья при работе на компьютере. Основы безопасности и защиты данных от несанкционированного доступа.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: составить таблицу «Поколения ЭВМ» (название, год выпуска, элементная база, быстродействие, разрядность, объем оперативной памяти, внешняя память, устройства ввода-вывода)
2
3
Раздел 2.
Операционная система MS Windows
20
Тема 2.1.
Общие сведения об операционных системах
4
Основные и дополнительные функции операционных систем. Компоненты: загрузчик, ядро, интерпретатор, драйверы устройств, интерфейс. Назначение операционных систем. Обзор современных операционных систем.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему. Примерная тематика рефератов:
Проприетарные операционные системы
Свободные операционные системы
«Домашние» операционные системы
Операционные системы для мобильных устройств
2
1
Тема 2.2.
Операционная система Microsoft Windows
8
Версии и семейства MS Windows. Интегрированные программные продукты: Internet Explorer, Outlook Express, Media Player, Paint, WordPad.
Процесс обновления до Windows другой версии. Установка новой (чистой) версии Windows: замена текущей операционной системы, установка в отдельный раздел жесткого диска, установка на компьютере без операционной системы. Переустановка Windows. Восстановление параметров Windows.
Создание дисковых разделов. Управление дисковыми томами. Обслуживание дисков: очистка, проверка, дефрагментация. Этапы установки драйверов.
2
1
Лабораторные работы:
Установка и настройка Windows
2
2
Настройка дисков и драйверов устройств. Настройка доступа к файлам и принтерам на клиентских компьютерах с Windows
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: составить логическую схему «Установка USB устройств»
2
3
Тема 2.3.
Защита настольных систем под управлением Windows
8
Безопасность базовой системы: политики учетной записи, локальные политики, политика групп с ограниченным доступом, политика системных служб, политики реестра и файловой системы. Ограничения для приложений и устройств.
Отличие файловой системы NTFS от FAT. Поддержка NTFS операционными системами. Настройка общего доступа к файлам, папкам и ресурсам.
2
1
Лабораторные работы:
Настройка контроля учетных записей, локальных политик безопасности, файловой системы EFS и функции AppLocker. Настройка брандмауэра Windows, параметров безопасности Internet Explorer и Защитника Windows.
2
2
Оптимизация и обслуживание клиентских компьютеров с Windows. Настройка мобильных компьютеров и удаленного доступа в Windows.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему. Примерная тематика сообщений:
Брандмауэр Windows
Защитник Windows
Параметры безопасности Internet Explorer
2
1
Раздел 3.
Текстовый процессор MS Word
30
Тема 3.1.
Интерфейс Microsoft Word
8
Основные элементы интерфейса. Настройка ленты. Вкладки окна. Мини-панель инструментов.
Форматы файлов. Создание документов на основе шаблонов. Сохранение файлов. Преобразование файлов.
Режимы просмотра документа. Работа с документом в режиме чтения. Способы перемещения по документу. Выделение фрагментов документа.
Сочетания клавиш для ввода и редактирования текста. Автозамена при вводе. Добавление к документу титульной страницы и создания оглавления на основе использования стилей.
2
1
Лабораторная работа:
Ввод и редактирование текста
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему. Примерная тематика сообщений:
Функциональные возможности MS Word
Интерфейс MS Word
Версии MS Word
4
1
Тема 3.2.
Параметры форматирования текста и абзацев
8
Характеристика основных параметров шрифта и способы их изменения с использованием вкладки "Главная" и мини-панели инструментов. Особенности использования некоторых шрифтов. Диалоговое окно "Шрифт". Эффекты анимации (художественного оформления) текста. Цветовое выделения фрагментов текста. Создание декоративной буквицы в начале абзаца.
Понятие абзаца. Выравнивание. Отступы.
Понятие списка. Создания нумерованного, маркированного и смешанного списка. Настройка параметров списка, изменения порядка нумерации, установки отступов в списке, удаления нумерации.
2
1
Лабораторная работа:
Форматирование текста и абзацев
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему «Инструмент Формат по образцу». Составить таблицу «Виды списков» (название, этапы создания, пример)
4
1
Тема 3.3.
Форматирование таблиц
6
Способы добавления таблиц в документ. Добавления и удаления элементов таблицы: столбцов, строк и отдельных ячеек. Изменение ширины столбцов, высоты строк. Выравнивание ширины столбцов и высоты строк таблицы. Способы объединения и разделения ячеек. Разделение таблицы. Способы оформления таблиц. Оформление таблиц с использованием стилей. Самостоятельная установка границ и заливки ячеек таблицы. Особенности и дополнительные возможности оформления текста в ячейках таблицы, в том числе вертикальное выравнивание и поворот. Сортировка таблиц. Сортировка данных в таблице. Вычисления в таблицах документов Microsoft Word. Позиционирование таблиц на страницах, в том числе установка режима обтекания текстом и перенос заголовков таблицы на следующие страницы.
2
1
Лабораторная работа:
Форматирование таблиц
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему «Вычисления в таблицах»
2
1
Тема 3.4.
Обработка растровой и векторной графики
8
Способы вставки в документ рисунков из графических файлов и коллекции клипов Microsoft Office. Настройка режима обтекания рисунка и размещения на странице. Способы изменения размера рисунка и обрезки изображения. Точная настройка параметров рисунков. Настройка изображения, в том числе изменения яркости, контрастности цвета. Способы оформления рисунка: установки рамки, выбор формы рисунка, выбор стиля оформления и применения эффектов оформления.
2
1
Лабораторная работа:
Форматирование графических объектов
2
2
Профессиональное оформление документов
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему «Параметры обтекания текста» (с примерами)
2
1
Раздел 4.
Электронные таблицы MSExcel
30
Тема 4.1.
Работа с книгой
6
Понятие книги и листа. Режимы отображения листов, и изменение масштаба отображения. Одновременный просмотр различных частей листа, скрытия и отображения столбцов и строк. Способы перемещения между листами книги и по ячейкам листа. Способы выделения листов и их элементов. Правила ввода данных. Особенности ввода чисел, календарных дат и времени. Автозавершение при вводе данных. Ввод данных с использованием автозаполнения стандартными списками. Процедура создания пользовательского списка. Способы редактирования содержимого ячеек. Проверка орфографии в документе.
Перемещение и копирование фрагментов документа. Добавление и удаление элементов таблицы. Действия с листами.
2
1
Лабораторная работа:
Заполнение рабочих листов исходной информацией. Оформление рабочей книги.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: составить таблицу «Операции над листами рабочей книги» (описание операции, действия мышкой, сочетания клавиш)
2
3
Тема 4.2.
Формулы и функции в MSExcel
4
Структура формулы. Создание и редактирование формул. Перемещение и копирование формул. Особенности использования ссылок в формулах. Использование трехмерных ссылок при вычислении данных, расположенных на различных листах. Использование в формулах именованных ячеек и диапазонов. Типичные ошибки в формулах.
Математические функции и их возможности. Статистические функции для расчета средних значений, поиска наибольших и наименьших значений, расчета количества ячеек. Финансовые функции для расчета амортизационных отчислений при использовании различных методик расчета амортизации. Функции, отображающие текущие обновляемые значения даты и времени. Функции для преобразования регистра текстовых данных. Объединение текстовых данных разных ячеек. Логические функции. Функции для проверки и анализа значений. Возможности условных вычислений. Функции для просмотра и поиска значений в строках и столбцах.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: привести примеры использования относительной, абсолютной и смешанной адресации
2
3
Тема 4.3.
Форматирование данных, ячеек и таблиц
8
Понятие числового формата. Примеры использования различных форматов для числовых данных, дат и времени. Использование денежного и финансового формата. Форматы дробных чисел. Особые числовые форматах. Структура числового формата. Процедура создания и настройки личного числового формата. Особенности личных форматов чисел, дат и времени. Возможность добавления текста, отображаемого в ячейке вместе с числом или вводимым с клавиатуры текстом. Процедура удаления личного формата. Способы выравнивания содержимого ячеек. Способы выравнивания содержимого ячеек по горизонтали и вертикали. Возможность объединения ячеек. Распределение содержимого ячеек в несколько строк. Поворот содержимого ячеек, способы и возможности установки границ и заливки ячеек.
Процедуры поиска и замены данных, как на одном листе, так и во всей книге. Правила и порядок сортировки данных. Простая и многоуровневая сортировка. Сортировка части диапазона. Отбор (выборка) данных с использованием фильтров. Процедура установка фильтров и настройки параметров отбора, в том числе по значению, по условию, по формату, выборка наибольших и наименьших знаний, а также отбор данных по конкретной ячейке. Поиск и удаления повторяющихся данных.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему (с примерами). Примерная тематика сообщений:
Сортировка по одному полю
Сортировка по нескольким полям
Фильтрация данных
2
1
Тема 4.5.
Диаграммы
8
Понятие о диаграммах. Процедура создания диаграммы на основе имеющихся табличных данных. Настройка и редактирование диаграмм. Изменение типа диаграммы. Изменение и замена источника данных, добавления и удаления элементов диаграммы, изменения размеров диаграммы и ее расположения на листе и в книге. Оформление диаграмм. Возможность выбора стиля диаграммы. Оформление элементов диаграммы, как с использованием стилей, так и самостоятельной установки параметров оформления. Создание, настройка и оформление инфокривых.
2
1
Лабораторная работа:
Визуализации информации с помощью графиков и диаграмм
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:составить таблицу «Виды диаграмм и графиков MS Excel» (название, подвиды, изображение, область применения)
2
3
Раздел 5.
Информационные сети и мобильная коммуникация
8
Тема 5.1.
Защита информации в информационных сетях
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему. Примерная тематика рефератов:
Акты федерального законодательства в области информационной безопасности
Нормативно-методические документы РФ в области информационной безопасности
Органы РФ, обеспечивающие информационную безопасность
Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности
2
1
Тема 5.2.
Поиск, почта
6
Поиск по неточному названию, адресу электронной почты, поиск квартиры и работы в заданном городе, поиск по доменной зоне, по определенному формату, по точной фразе, по дате, по заголовку. Сохраненная копия, еще с сайта. Персональный поиск.
Совместная работа Windows Mail и Яндекс.Почты. Работа с почтой из нескольких мест. Управление настройками. Фильтры для сортировки входящей корреспонденции. Автоответчик. Сборщик писем. Белый список и защита от спама. Синхронизация отправленных писем. Выбор псевдонимов (алиасов).
2
1
Лабораторные работы:
Работа в сети Интернет. Работа с электронной почтой.
4
2
Контрольная работа по курсу
2
Всего:
96
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета информационных технологий или лаборатории вычислительной техники.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным ПО по количеству обучающихся;
мультимедиапроектор;
демонстрационные ресурсы в электронном представлении.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Киселев С.В. Оператор ЭВМ. Изд.3-е, Издательский центр Академия, 2007. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования
Партыка Т.Л., Попов И.И.Электронные вычислительные машины и системы. Учебное пособие для ССУЗов Форум, 2007.
Солон-Пресс2006.
Цилькер Б.Я. Организация ЭВМ и систем: Учебник для вузов Питер, 2004.
Дополнительные источники:
1. Киселев С.В. Киселев И.Л. Современные офисные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Издательский центр Академия. 2002. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений общего среднего образования.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовки сообщений
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
-обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ
Формы и методы контроля:
выполнение лабораторных работ, домашних заданий, выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений
Формы и методы оценки:
проверка выполнения индивидуальных заданий, экспертная оценка лабораторной работы
Знать:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-назначение и виды информационных технологий;
-технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
-состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
-базовые и прикладные информационные технологии;
-инструментальные средства информационных технологий
Формы и методы контроля:
выполнение тестовых заданий
Формы и методы оценки:
проверка выполнения контрольной работы (по модельному ответу), экспертная оценка выполнения заданий для самостоятельной работы
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Подготовить сообщение на тему (с примерами). Примерная тематика сообщений:
Сортировка по одному полю
Сортировка по нескольким полям
Фильтрация данных
2
оценка выступления с сообщением по теме
Тема 4.5.
Составить таблицу «Виды диаграмм и графиков MS Excel» (название, подвиды, изображение, область применения)
2
проверка таблицы
Раздел 5.
Информационные сети и мобильная коммуникация
2
Тема 5.1.
Подготовить реферат на тему. Примерная тематика рефератов:
Акты федерального законодательства в области информационной безопасности
Нормативно-методические документы РФ в области информационной безопасности
Органы РФ, обеспечивающие информационную безопасность
Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности
2
защита реферата
ВСЕГО
32
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА, ДОКЛАДА
№п/п
критерий оценки
баллы
1
Умение сформулировать цели и задачи работы
9
2
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования)
9
3
Полнота и логичность раскрытия темы
9
4
Степень самостоятельного мышления
9
5
Корректность выводов
8
6
Реальная новизна работы
8
7
Трудоемкость работы
14
8
Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность)
14
9
Эрудированность студента в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы)
6
10
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии)
14
Работа реферативного характера должна представлять собой обзор литературы по конкретной научной проблеме, содержащей критический анализ проблемы с обобщениями и выводами.