«_____»_______________2015 г. «_____»_______________2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация - разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «____________________________»
Рекомендовано цикловой методической комиссией естественно-математических дисциплин ГАПОУ «___________________________»
Протокол № _____ от «____» _______________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно - исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. |
Раздел 1 Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 6 + 2 | 1-2 |
1 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 |
2 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. |
Практические занятия: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем). Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). Портал государственных услуг. | 4 | |
Самостоятельная работа: | 2 |
Раздел 2 Информация и информационные процессы. | Содержание учебного материала | 26 + 18 | 1-2 |
1 | Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 4 |
2 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
3 | Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. |
4 | Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
5 | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. |
Практические занятия: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально- экономической сфере деятельности. | 20 | |
Самостоятельная работа: Составить конспект по теме «Способы кодирования информации» Составить реферат по теме: «Вероятностный подход к определению количества информации» Составить кроссворд на тему «Логические законы и правила преобразования логических выражений» Составить презентацию на тему: «Языки программирования» Изобразить блок- схему алгоритма определение максимального числа в последовательности из N произвольных чисел. Составить модель своей семьи (генеалогическое древо) | 18 |
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 2 |
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий. | Содержание учебного материала | 18 + 3 | 2-3 |
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 4 |
2 | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. |
3 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
Практические занятия: Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 12 | |
Самостоятельная работа: | 3 |
Контрольная работа №2 «Средства ИКТ» | 2 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. | Содержание учебного материала | 24 + 18 | 2-3 |
1 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 4 |
2 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. |
3 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. |
4 | Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
5 | Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. |
Практические занятия: Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем. | 18 | |
Самостоятельная работа: Разработать презентацию на тему «Офисный пакет Microsoft Office» Разработать презентацию на тему «OpenOffice.org Calc – электронная таблица» Разработать презентацию по теме «Презентация в Openoffice.org Impress» Составить сообщение на тему «Типы базы данных» | 18 |
| Контрольная работа №3 «Технологии создания и преобразования информационных объектов» | 2 |
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии. | Содержание учебного материала | 24 + 9 | 2-3 |
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет - технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 4 |
2 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. |
3 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
4 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет - телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет - журналы и СМИ. |
5 | Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.) |
Практические занятия: Браузер. Примеры работы с интернет - магазином, интернет - СМИ, интернет - турагентством, интернет - библиотекой и пр. Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет - олимпиаде или компьютерном тестировании. | 18 |
Самостоятельная работа: | 9 |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 100 + 50 | |