Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Кадетская школа «Патриот» ЭМР Саратовской области _____________/Яскевич В.А./ | Утверждаю Директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот» ЭМР Саратовской области _____________/Рябцева О.В./ Приказ №______ от ____________ |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 9 класса
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
(базовый уровень)
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Емельянцева Галина Григорьевна,
учитель информатики,
высшей квалификационной
категории
Оглавление.
Пояснительная записка. 3
Учебно-тематический план. 6
Содержание учебного материала (основные блоки, модули). 8
Календарно - тематический план. 12
Требования к уровню подготовки обучающихся. 18
Информационно-методическое обеспечение (список литературы, основной и дополнительной). 22
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
Формы итогового контроля:
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. | Практическая часть |
-
| Введение | 1 | |
-
| Тема «Математические основы информатики» | 12 | интерактивный задачник (раздел «Системы счисления») в режиме тренировки Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код» Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции» Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке» Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений» Практическая работа №5 «Решение логических задач». тренажёр «Логика» Компьютерное тестирование |
-
| Тема «Моделирование и формализация» | 8 | Игра «Равноплечий рычаг» Практическая работа №6 «Построение графических моделей» Практическая работа №7 «Построение табличных моделей» Практическая работа №8 «Создание базы данных. Запросы на выборку данных» Компьютерное тестирование |
-
| Тема «Основы алгоритмизации» | 12 | Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование» Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление» Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы» Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы» Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений» Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов» Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления» Компьютерное тестирование |
-
| Тема «Начала программирова-ния» | 16 | Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных» Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль» Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов» Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов» Компьютерное тестирование |
-
| Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 6 | Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах» Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах» Практическая работа №31 «Использование встроенных функций» Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных» Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков» Компьютерное тестирование |
-
| Тема «Коммуника-ционные технологии» | 10 | Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта» Практическая работа №35 «Оформление сайта» Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете» Компьютерное тестирование |
-
| Итоговое повторение | 3 | |
-
| ИТОГО | 68 | |
Содержание учебного материала (основные блоки, модули)
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Календарно - тематический план ГОС
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | Основные понятия и термины | Образовате льные технологии, эл.ресурсы |
9 а | 9 б |
по плану | по факту | по плану | по факту | | |
| На всех уроках с применением ПК: | Здоровьесберегаю-щие технологии |
-
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 4 /09 | | 6 /09 | | Информацион-ное общество | презентация «Информатика и ИКТ» |
| | Информационные технологии обучения |
-
| Общие сведения о системах счисления | 1 | 4 /09 | | 6 /09 | | Система счисления; форма записи числа; | презентация «Системы счисления» |
-
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 11 /09 | | 13 /09 | | двоичная арифметика | презентация «Системы счисления» |
-
| «Компьютерные» системы счисления | 1 | 11 /09 | | 13 /09 | | | Проектная технология презентация «Системы счисления» |
-
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | 18 /09 | | 20 /09 | | | презентация «Системы счисления» |
-
| Представление целых чисел. | 1 | 18 /09 | | 20 /09 | | Ячейка памяти; разряд; | презентация «Представление информации в компьютере» |
-
| Представление вещественных чисел | 1 | 25 /09 | | 27 /09 | | формат с пла-вающей запя-той; мантисса; порядок | презентация «Представление информации в компьютере» |
-
| Высказывание. Логические операции. | 1 | 25 /09 | | 27 /09 | | конъюнкция; дизъюнкция; отрицание | презентация «Элементы алгебры логики» |
-
| Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | 2 /10 | | 4 /10 | | таблица истинности | презентация «Элементы алгебры логики» |
-
| Свойства логических операций. | 1 | 2 /10 | | 4 /10 | | законы алгебры логики | презентация «Элементы алгебры логики» |
-
| Решение логических задач. | 1 | 9 /10 | | 11 /10 | | | презентация «Элементы алгебры логики» |
-
| Логические элементы | 1 | 9 /10 | | 11 /10 | | конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема | презентация «Элементы алгебры логики» |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы | 1 | 16 /10 | | 18 /10 | | | Рефлексивные технологии интерактивный тест «Математические основы информатики» или тест к главе 1 |
-
| Моделирование как метод познания | 1 | 16 /10 | | 18 /10 | | Модель, | презентация «Моделирование как метод познания» |
-
| Знаковые модели | 1 | 23 /10 | | 25 /10 | | Словесные, математические, компьютерные модели | Презентация «Знаковые модели» |
-
| Графические модели. | 1 | 23 /10 | | 25 /10 | | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Презентация «Графические модели» |
-
| Табличные модели. | 1 | 30 /10 | | | | Таблица | Презентация «Табличные информационные модели» |
-
| База данных как модель предметной области. Реляционные БД | 1 | 30 /10 | | 1 /11 | | Информационная система, база данных, запись, поле, ключ | Презентация «База данных как модель предметной области» |
-
| Система управления базами данных | 1 | 13 /11 | | 15 /11 | | СУБД, таблица | Презентация «Система управления базами данных»; |
-
| Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | 1 | 13 /11 | | 15 /11 | | форма, запрос, условия выбора, отчет | Презентация «Система управления базами данных» |
-
| Обобщение и систематизация понятий «Моделирование и формализация». | 1 | 20 /11 | | 22 /11 | | | Рефлексивные технологии интерактивный тест «Моделирование и формализация» или тест к главе 2 |
| | Технологии дистанционного обучения |
-
| Алгоритмы и исполнители | 1 | 20 /11 | | 22 /11 | | Алгоритм, исполнитель | Презентация «Алгоритмы и исполнители» |
-
| Способы записи алгоритмов | 1 | 27 /11 | | 29 /11 | | блок-схема, | Презентация «Способы записи алгоритмов» |
-
| Объекты алгоритмов | 1 | 27 /11 | | 29 /11 | | Величина, константа, переменная | Презентация «Объекты алгоритмов» |
-
| Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | 4 /12 | | 6 /12 | | Следование | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» |
-
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | 4 /12 | | 6 /12 | | Ветвление | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» |
-
| Сокращённая форма ветвления. | 1 | 11 /12 | | 13 /12 | | | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» |
-
| Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | 11 /12 | | 13 /12 | | циклические алгоритмы | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» |
-
| Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 18 /12 | | 20 /12 | | | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» |
-
| Цикл с заданным числом повторений. | 1 | 18 /12 | | 20 /12 | | | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» |
-
| Конструирование алгоритмов. | 1 | 25 /12 | | 27 /12 | | | Презентация «Конструирование алгоритмов» |
-
| Алгоритмы управления. | 1 | 25 /12 | | 27 /12 | | Управление, алгоритм управления, обратная связь | Презентация «Алгоритмы управления» |
-
| Обобщение и систематизация понятий «Основы алгоритмизации». | 1 | 8 /01 | | 10 /01 | | | интерактивный тест «Основы алгоритмизации» или тест к главе 3 |
-
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | 8 /01 | | 10 /01 | | программа, алфавит, служебные слова | Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» |
| | Технология дистанционного обучения |
-
| Организация ввода и вывода данных. | 1 | 15 /01 | | 17 /01 | | Операторы ввода, вывода | Презентация «Организация ввода и вывода данных» |
-
| Программирование как этап решения задачи на компьютере. | 1 | 15 /01 | | 17 /01 | | программирование, отладка и тестирование | Презентация «Программирование как этап решения задачи на компьютере» |
-
| Программирование линейных алгоритмов. | 1 | 22 /01 | | 24 /01 | | Постановка задачи, формализация, | Презентация «Программирование линейных алгоритмов» |
-
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. | 1 | 22 /01 | | 24 /01 | | тип данных | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» |
-
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | 29 /01 | | 31 /01 | | Условный оператор | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» |
-
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | 29 /01 | | 31 /01 | | While, repeat, for | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» |
-
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | 5/02 | | 7 /02 | | | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» |
-
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | 5/02 | | 7 /02 | | | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» |
-
| Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | 12 /02 | | 14 /02 | | | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» |
-
| Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | 12 /02 | | 14 /02 | | Массив | Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
-
| Вычисление суммы элементов массива. | 1 | 19 /02 | | 21 /02 | | | Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
-
| Последовательный поиск в массиве. | 1 | 19 /02 | | 21 /02 | | | Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
-
| Сортировка массива. | 1 | 26 /02 | | 28 /02 | | | Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
-
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 | 26 /02 | | 28 /02 | | Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция | Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль» |
-
| Обобщение и систематизация понятий «Начала программирования» | 1 | 5 /03 | | 7 /03 | | | интерактивный тест «Начала программирования» или тест к главе 4 |
-
| Интерфейс электронных таблиц. Данные. Основные режимы работы. | 1 | 5 /03 | | 7 /03 | | Электронные таблицы, табличный процессор, | Презентация «Электронные таблицы» |
-
| Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | 12 /03 | | 14 /03 | | ссылка | Презентация «Организация вычислений» |
-
| Встроенные функции. Логические функции. | 1 | 12 /03 | | 14 /03 | | встроенная, логическая, условная функция | Презентация «Организация вычислений» |
-
| Сортировка и поиск данных. | 1 | 19 /03 | | 21 /03 | | Сортировка, поиск | Презентация «Средства анализа и визуализации данных» |
-
| Построение диаграмм и графиков. | 1 | 19 /03 | | 21 /03 | | график, круговая диаграмма, гистограмма | Презентация «Средства анализа и визуализации данных» |
-
| Обобщение и систематизация понятий «Обработка числовой информации в ЭТ». | 1 | 2 /04 | | 4 /04 | | | интерактивный тест «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
-
| Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | 2 /04 | | 4 /04 | | Сообщение, канал связи, компьютерная сеть | Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети» |
| | информационно-коммуникационные технологии |
-
| Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | 9 /04 | | 11 /04 | | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, | Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет» |
-
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | 9 /04 | | 11 /04 | | протокол IP, протокол ТСР | Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет» |
-
| Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | 16 /04 | | 18 /04 | | Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса | Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет» |
-
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | 16 /04 | | 18 /04 | | электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть | Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет» |
| | Технология групповой работы |
-
| Технологии создания сайта. | 1 | 23 /04 | | 25 /04 | | | Презентация «Создание Web-сайта» |
-
| Содержание и структура сайта. | 1 | 23 /04 | | 25 /04 | | Структура сайта, навигация | Презентация «Создание Web-сайта» |
-
| Оформление сайта. | 1 | 30 /04 | | 2 /05 | | оформление сайта, шаблон страницы сайта | Презентация «Создание Web-сайта» |
-
| Размещение сайта в Интернете. | 1 | 30 /04 | | 2 /05 | | хостинг | Презентация «Создание Web-сайта» |
-
| Обобщение и систематизация понятий «Коммуникационные технологии». | 1 | 7 /05 | | 16 /05 | | | интерактивный тест «Коммуникационные технологии» |
-
| Повторение теоретического материала курса | 1 | 7 /05 | | 16 /05 | | | Игровые технологии Рефлексивные технологии |
-
| Повторение практического материала курса | 1 | 14 /05 | | 23 /05 | | | Игровые технологии Рефлексивные технологии |
-
| Резерв | 3 | 14 /05 | | | | | |
| | 21 /05 | | 23 /05 | | | |
| | 21 /05 | | | | | |
| Итого: | 68 | | | | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся,
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Информационно-методическое обеспечение
(список литературы, основной и дополнительной).
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;
рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
Список литературы.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов