Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Ивангород
муниципального района Давлекановский район
Рассмотрена и Согласована Утверждена
принята на МО Зам.директора по УВР Директор МОБУ
Протокол № ____ __________ Грошева Е.Н. СОШ д.Ивангород
от __________ 2014 г. ___________ Аюпова З.В.
по предмету информатика и ИКТ на 2014-2015 учебный год Класс 9 Количество часов: всего 66 часов ; в неделю 2 часа; Составлена на основе примерной программы по учебнику «Информатика и ИКТ», 9 класс, автор :Н.Д .Угринович.-
3-е изд.23 – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний,2010 г., рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Составила
учитель математики и информатики
Грошева Елена Николаевна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников , рекомендованных ( допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2014-2015 учебный год»
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2011 г.№72, зарегистрированным в Минюсте России 27 марта 2013 г., регистрационный № 31751).
Примерной программы для основного общего образования по информатике ( базовый уровень). Программы для общеобразовательных учреж дений Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ 9 кл. .- 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний» 2010 г.
Цели и задачи :
освоение обязательного минимума содержания информатики и информационных технологий;
формирование системно – информационной системы мира;
формирование базовых понятий информатики: “информация”, “информационный процесс”, “носитель информации”, “система”, “структура”, “объект”, “модель”;
освоение навыков поисковой деятельности во “Всемирной паутине” (WWW), как модели поисковой деятельности в целом.
формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения информатики;
уделить внимание на передачу суммы готовых знаний,
знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
2. Учебно-тематический план
№ раздела | Название раздела курса. | Количество часов |
-
| Кодирование и обработка мультимедийной и графической информации. | 15 |
-
| Кодирование и обработка текстовой информации. | 9 |
-
| Кодирование и обработка числовой информации. | 10 |
-
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 18 |
-
| Моделирование и формализация. | 10 |
-
| Информатизация общества. | 3 |
Количество часов в 9 классе 66 – по 2 часа в неделю.
Форма промежуточной и итоговой аттестации – контрольные работы: в 9 классе – 5
Количество практических работ в 9 классе – 23
Самостоятельная работа – 1
3. Основное содержание учебного курса «Информатика и ИКТ»
Глава 1 Кодирование и обработка мультимедийной и графической инфор-мации. (15 часов)
1.1.Кодирование графической информации.
1.1.1.Пространственная дискредизация
1.1.2.Растровые изображения на экране монитора
1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи.
1.2. Растровая и векторная графика
1.2.1. Растровая графика
1.2.2. Векторная графика
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторов
1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов
1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах
1.3.4. Редактирование изображений и рисунков.
1.4. Растровая и векторная анимация
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
1.6. Цифровое фото и видео
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации( 9 часов)
2.1. Кодирование текстовой информации
2.2. Создание документов в текстовом редакторе
2.3. Ввод и редактирование документов
2.4. Сохранение и печать документов
2.5. Форматирование документов
2.5.1. Форматирование символов
2.5.2. Форматирование абзацев
2.5.3. Нумерованные и маркированные списки
2.6. Таблицы
2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
2.8. Системы оптического распознавания документов
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации ( 10 часов)
3.1. Кодирование числовой информации
3.1.1 Представление числовой информации с помощью систем счисления
3.1.2. Арифметические операции в позитивных системах счисления
3.1.3. Двоичное кодирование чисел в компьютере
3.2. Электронные таблицы
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц
3.2.2. Основные типы и форматы данных
3.2.3. Относительные и абсолютные , смешанные ссылки
3.2.4. Встроенные функции
3.3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
3.4. Базы данных в электронных таблицах
3.4.1.Представление базы данных в виде таблицы и формы
3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования ( 18 часов)
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение
4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители
4.1.2. Блок-схемы алгоритмов
4.1.3. Выполнение алгоритмов компьютером
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объекто- ориентированного и процедурного программирования
4.2.1. Линейный алгоритм
4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»
4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»
4.2.4. Алгоритмическая структура « цикл»
4.3. Переменные : тип, имя, значение
4.4. Арифметические , строковые и логические выражения
4.5. Функции в языках объектно-ориетированного и алгоритмического программирования
4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования
4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basik 2005
Глава 5. Моделирование и формализация ( 10 часов)
5.1. Окружающий мир как иерархическая система
5.2. Моделирование , формализация , визуализация
5.2.1.Моделирование как метод познания
5.2.2 Материальные и информационные модели
5.2.3. Формализация и визуализация моделей
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
5.4.Построение и исследования моделей
5.5. Приближённое решение уравнений
5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ
5.7. Информационные модели управления объектами
Глава 6 . Информатизация общества ( 3 часа)
6.1.Информационное общество
6.2. Информационная культура
6.3.Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ)
4. Требования к уровню подготовленности обучающихся
В результате изучения информатики ученик должен знать/понимать:
Теоретическую информатику (информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, алгоритмы и исполнители, формализация и моделирование).
Информационные технологии (обработки текста, графики, мультимедиа, числовых данных; хранения, поиска, сортировки информации; компьютерные коммуникации).
Основные требования к информационной культуре человека.
уметь:
Приводить примеры передачи, получения и обработки информации в системах различной природы.
Иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально – экономическое и культурное развитие общества.
Иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности.
Иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.
Уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры челоdtrf/
5.Перечень учебно-методического обеспечения
1. Информатика – 9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.;
Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей (7 - 11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
6.Дополнительная литература:
Компьютерный практикум CD - ROM. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Презентации к урокам .
Контрольно-измерительные материалы
Средства и оборудование :
Компьютер
Проектор
7.Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование информатики и ИКТ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
Глава 1 Кодирование и обработка мультимедийной и графической инфор-мации. (15 часов) |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Кодирование графической информации. | 1 | | | |
2 | Пространственная дискретизация. | 1 | | | |
3 | Растровые изображения на экране монитора. Практическая работа №1: « Кодирование графической информации» | 1 | | | |
4 | Палитры цветов в системах цветопередачи | 1 | | | |
5 | Растровая и векторная графика. | 1 | | | |
6 | Растровая графика. | 1 | | | |
7 | Векторная графика. | 1 | | | |
8 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. | 1 | | | |
9 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | | | |
10 | Инструменты рисования растровых графических редакторов Практическая работа №2:«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | | | |
11 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3:«Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | | | |
12 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4: « Анимация» | 1 | | | |
13 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | | | |
14 | Цифровое фото и видео. Практическая работа №5: « Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | | | |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации( 9 часов) |
15 | Контрольная работа №1 (тест) | 1 | | | |
16 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №6: « Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | | | |
17 | Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №7: « Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | 1 | | | |
18 | Ввод и редактирование документов. Практическая работа №8: « Вставка в документ формул» | 1 | | | |
19 | Сохранение и печать документов. | 1 | | | |
20 | Форматирование документов. Практическая работа №9: « Создание и форматирование списков» | 1 | | | |
21 | Таблицы. Практическая работа №10: « Вставка в документ таблицы , её форматирование и заполнение данными» | 1 | | | |
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №11: « Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 1 | | | |
23 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №12: « Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | | | |
24 | Контрольная работа (тест) №2. | 1 | | | |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации ( 10 часов) |
25 | Кодирование числовой информации. | 1 | | | |
26 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13: « Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | 1 | | | |
27 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | | | |
28 | Электронные таблицы. | 1 | | | |
29 | Основные параметры ЭТ, типы и форматы данных. | 1 | | | |
30 | Относительные, абсолютные и ссылки. Практическая работа 14: « Относительные , абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | | | |
31 | Встроенные функции. Практическая работа №15: « Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | 1 | | | |
32 | Построение диаграмм и графиков в ЭТ. Практическая работа №16: « Построение диаграмм различных типов» | 1 | | | |
33 | Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа17: « Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | | | |
34 | Контрольная работа (тест) №3. | 1 | | | |
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования ( 18 часов) |
35 | Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | | | |
36 | Свойства алгоритма и его исполнителя. | 1 | | | |
37 | Блок – схемы алгоритмов. | 1 | | | |
38 | Блок – схемы алгоритмов. Практическая работа №18 : « Создание блок-схем» | 1 | | | |
39 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | | | |
40-41 | Кодирование основных типов алгоритмических структур. | 2 | | | |
42 | Линейный алгоритм. | 1 | | | |
43 | Линейный алгоритм. Практическая работа №19 « Создание таблиц значений функций в ЭТ». | 1 | | | |
44 | Алгоритмическая структура «ветвление». | 1 | | | |
45 | Алгоритмическая структура «ветвление». Практическая работа №20. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | | | |
46 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | | | |
47 | Алгоритмическая структура «выбор».Практическая работа 21. | 1 | | | |
48 | Алгоритмическая структура «цикл». | 1 | | | |
49 | Алгоритмическая структура «цикл».Практическая работа 22. | 1 | | | |
50 | Функции в языках объективно – ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | | | |
51 | Основы объективно – ориентировано визуального программирования. | 1 | | | |
52 | Контрольная работа №4 (тест) | 1 | | | |
Глава 5. Моделирование и формализация ( 10 часов) |
53 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | | | |
54 | Информационное общество, информационная культура. | 1 | | | |
55 | Моделирование, формализация и визуализация. Моделирование. | 1 | | | |
56 | Материальные и информационные модели. | 1 | | | |
57 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | | | |
58 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | | | |
59 | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №23 : « Бросание мячика в площадку» | 1 | | | |
60 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа №24: « Графическое решение уравнений» | 1 | | | |
61 | Экспертные системы распознавания химических веществ Информационные модели управления объектами. Практическая работа №25: « Распознавание удобрений» | 1 | | | |
62 | Контрольная работа №5 (тест) | 1 | | | |
Глава 6 . Информатизация общества ( 4 часа) |
63 | Информационное общество. | 1 | | | |
64 | Информационная культура. | 1 | | | |
65 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | | | |
66 | Практическая контрольная работа | 1 | | | |