Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с народными промыслами России, изучить народный промысел «Хохлома»
Задачи урока:
личностные: создавать условия для раскрытия творческих возможностей детей;
метапредметные: воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;
предметные: сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;
-развивать умения и навыки художественной росписи;
-совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении народных художественных промыслов;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Зародился данный промысел в глубинке в округе Нижнего Новгорода еще в XVII в.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер, узнав про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Основы орнаментов:
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка». Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств.
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить несколько типов орнамента: «травная» роспись», роспись «под листок» или «под ягодку». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи.
(Рассказываю и показываю на мольберте выполнение элементов)
Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти, ватной палочкой или штампиком, сделанным из бумаги.
Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, И красненьким и жёлтеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Возьму у солнца чашку я,
Водички я напьюсь.
И хохломскому мастеру
За это поклонюсь.
Творческая практическая деятельность.
Ребята, давайте с вами представим, что мы находимся в творческой мастерской промысла «Хохлома». Если мы находимся в мастерской, то кем будем являться сами? (Мастерами)
Верно. Мы будем с вами мастерами-художниками. И как мастерам нам нужно разработать эскиз нашего будущего изделия. Хорошенько подумайте, что вы хотели бы украсить: ложечку, тарелочку, дощечку, горшочек… Позже, на изделие, которое вы выбрали будет нанесен ваш орнамент. Открываем альбомы, достаем кисти и гуашь. Приступайте к работе. Работайте аккуратно.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения рисунка;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Итог урока
Выставка работ учащихся.
Рефлексия.
Закончить фразу:
· сегодня я узнал…
· я понял, что…
· теперь я могу…
· я научился…
· у меня получилось …
· мне захотелось…
Заключительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились еще с одним народным промыслом России. Несмотря на то, что промысел существует несколько веков, он популярен и сегодня. Все больше и больше любителей Хохломы декорирует современные гаджеты под этот прекрасный народный промысел. В нашей стране, как ни в какой больше, много талантливых людей и удивительных ремесел. Нужно только «открыть пошире глаза» и научиться видеть красоту в малом. Всего Вам доброго! Спасибо, за вашу работу!