Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,
Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2014.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014.
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину ( деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий- буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности внес позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
3.Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 5 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
6. Работа с версиями, оценками:
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
3.Экран.
№ пп | Дата | Тема | кол | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Оборудование | Дом. зад |
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД |
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА -1 ч. |
1 | | Что изучает история | 1 | вводный | Уметь работать со справочным аппаратом книги. Понимать и разъяснять понятия «история», «исторический источник» | осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию | Коммуникативные: Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и находить необходимую информацию. Познавательные: анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и | АРМ учителя URL: http://www.nsportal.ru http://www.history.ru | Стр. 6-8 Р.т. з.1 |
ПЕРВОБЫТНОСТЬ -5 ч |
2 | | Условия жизни и занятия первобытных людей Р.К. Ставрополье- одно из мест обитания древнейшего человека | 1 | Урок изучения нового материала | Понимать и разъяснять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | Формирование мотивации к изучению нового. Формирование навыков анализа сравнения. показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстратив-ного материала учебника. | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, классифицировать и обобщать факты | Иллюстрация «Древнейшие люди». Презентация «древнейшие люди». URL: http://www.nsportal.ru | П.1 Р.т. з. 2-5 |
3 | | От родовой общины к соседской | 1 | комб | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстр. | оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | Научиться работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развития человека | Коммуникативные: формирование действий, направленные на структурирование информации по заданной теме, готовность к сотрудничеству в коллективе. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях. | Презентация «Родовые общины охотников и собирателей». URL: http://prezentacii.com | П.2 Р.т. з.6-9 |
4 | | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей | 1 | комбин | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитание уважения к культуре своего и других народов, толерантности | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения возникновения искусства и религиозных верований | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: осознать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта- и к преодолению препятствий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией ( анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, конспекты, обосновывать выводы). | URL: http://powerpt.ru,презентация Р.т.9-12 | П.3 |
5 | | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Р.К. Древние племена на тнрритории Ставрополья в период энеолита и бронзового века | 1 | комб | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа | Осмысление религиозных верований и социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования учебного материала. | Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства». URL: http://uchportal.ru | П.4 Р.т. з.13,14,1617 |
6 | | Появление ремесел и торговли | 1 | комбин | анализ текста, составление схемы, работа в парах при решении творческих заданий | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; объяснять процесс зарождения неравенства. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов( познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного опыта, с помощью компьютера. Познавательные: Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | | П. 5 Р.т. з.15. |
Древний мир -1 ч. |
7 | | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира | 1 | Урок изуч нового материала | коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа | понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учебы и познания нового; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива. | Уметь ориентироваться на карте, показывать необходимые объекты, объяснять карту, используя условные обозначения, понимать их значения | Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. | | Стр.29-32 Р.т. з.18-21 |
Древний Восток- 18 ч. |
8 | | Древний Египет | 1 | Урок изучения нового матер | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа, комплексное повторение, работа в малых группах. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта; устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян, читать историческую карты | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Карта «Древний Египет» или «Египет и Междуречье». Презентация «Государство на берегах Нила». URL: http://uchportal.ru | П.6 Р.т з..22-23,26 |
9 | | Условия жизни и занятия населения | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа, комплексное повторение, работа в малых группах. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности объяснения жизни и быта земледельцев и ремесленников | Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу. | презентация | П.7 р.т. з.24 |
10 | | Управление государством (фараон, чиновники) | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа проектной деятельности | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться создавать яркие образы египетского вельможи; применять понятийный аппарат; расширять опыт оценочной деятельности. | Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу. | презентация | П.8 |
11 | | Военные походы | | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов. | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | презентация | П.9 Р.т. з. 28-30 |
12 | | Религиозные верования египтян. Р.К.Религиозные верования народов, населяющих территорию Ставрополья в древности | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая и индивидуальная работа с дидактическим материалом | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян; объяснять роль храмов в жизни египтян. | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | презентация | П.10 Р.т. з.31-33 |
13 | | Храмы и пирамиды | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая и индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятивный материал исторического знания. | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | презентация | П.11 Р.т. з.34 |
14 | | Познания древних египтян | 1 | комбир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая и, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятивный материал исторического знания. | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | презентация | П.12 Р.т. з.35-40 |
15 | | Древние цивилизации Мессопатами.и Древнее Двуречье | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника и исторической картой, исследовательская работа в группах | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сопоставлять и сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в различных формах. | | П.13 Р.т. з.44-46 |
16 | | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с первоисточниками законов Хаммурапи, исследовательская деятельность, мини-дискуссия. | Формирование способностей к творческому подходу при выполнения заданий. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины возникновения законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: проводить контроль в виде сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных источников; обобщать результаты исследовательской деятельности в комплексной характеристике Вавилона. | презентация | П.14 Р.т. з.47-58 |
17 | | Финикия: природные условия, занятия | 1 | комбинир | Знать особенности географического положения государств, особенности хозяйствования. Понимать и разъяснять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит | Формирование способностей к творческому подходу при выполнения заданий. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Финикии в контексте с природно-географическими условиями страны. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов( познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного опыта, с помощью компьютера. Познавательные: Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Презентация, карта | П.15 Р.т. з. 59-61 |
18 | | Палестина: расселение евреев | 1 | комбинир | Уметь работать с исторической картой. Понимать и разъяснять понятия: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. | Формирование познавательного интереса. Осмысление подвигов Самсона и Давида; культурного многообразия мира; воспитания уважения к культуре других народов. | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства, используя основные и дополнительные источники информации, давать образную характеристику исторических личностей. | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы. | Презентация, карта | П.17 Р.т. з. 68-69 |
19 | | Религиозные верования: ветхозаветные сказания | 1 | комбинир | Знать главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты. Понимать и разъяснять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей древнееврейского общества. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.16 Р.т. з.62-64 |
20 | | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурное наследие Ниневии, гибель империи | 1 | комбинир | Уметь извлекать полезную информацию из исторического источника, работать с исторической картой Знать характерные особенности Ассирийской державы. Понимать и разъяснять понятие: «таран». | Формирование познавательного интереса к изучению нового | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.18 Р.т. з. 72-76 |
21 | | Персидская держава: военные походы, управление империей | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схемы, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах. | Формирование навыков исследовательской культуры. Осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой культуры. | Научится сопоставлять древние государства ( Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходства и различия, использовать историческую карту как источник информации. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.19 Р.т. з. 77-78 |
22 | | Древняя Индия | 1 | комбинир | Уметь показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии. Понимать и разъяснять понятия: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, Махабхарата, переселение душ. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитания уважения к культуре других народов. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны. | Коммуникативные: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | | П.20 Р.т. з.79,81 |
23 | | Общественное устройство, варны. Возникновение буддизма | 1 | | Уметь работать с исторической картой. Знать влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны. Понимать и разъяснять понятия: Будда, варны, касты, брахманы, отшельники, неприкасаемые. | Формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира, воспитания уважения к культуре других народов. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути возникновения буддизма; применять понятийный аппарат | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | презентация | П.21 Р.т. з.82-83 |
24 | | Древний Китай. | 1 | комбинир | Знать расположение на карте Китая и его важнейших географических объектов; основные занятия населения. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитания уважения к культуре других народов. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны. | Коммуникативные: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.22 Р.т. з.84-86 |
25 | | Империи Цинь и Хань | 1 | комбинир | Знать положение императора в Китае. Уметь характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры. Понимать и разъяснять понятия: компас, бойницы | Формирование навыков исследовательской культуры. Осмысление деспотического режима китайских императоров | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений. | Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения и поведение. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель. Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи, отношения в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.23 Р.т.з.86-88 |
26 | | Повтор. – обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | Повтор- обощ | Уметь показывать на исторической карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Систематизация знаний по теме «Древний Восток» | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют. | презентация | Повт.изуч.мат. |
| АНТИЧНЫЙ МИР -1 Ч. |
27 | | Античный мир: понятие. Карта античного мира | 1 | Урок изуч нового матер | Уметь показывать на исторической карте государства Античногомира | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют | презентация | Сообщения в группах |
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ- 22 ч. |
28 | | Население Древней Греции: условия жизни и занятия Р.К. Проникновение греков на Ставрополье | 1 | Урок изуч нового матер | Знать расположение на карте острова Крит, Эгейского моря, назвать причины гибели Критской цивилизации. Понимать и разъяснять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о минотавре | Формирование и раз, витие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения памятников истории и культуры | Научиться читать историческую картуанализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Крита в контексте природно-географических условий страны | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Греки и критяне» URL: http://www.nsportal | §24. Зад. 1-3 |
29 | | Троянская война | 1 | комбинир | Научатся сопоставлять действительную причину Трояноской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Уметь работать с исторической картой и историческими источниками. | Формирование способностей к творческому подходу при выполнения заданий. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать собственное представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляем ые в ходе исследования. | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Микены и Троя» URL: http://uchportal.ru | §25. Рабочая тетрадь часть 2 задание 7,8 | | §25. Рабочая тетрадь часть 2 задание 4-8 |
30 | | «Иллиада» | 1 | комбинир | Уметь давать оценку персонажам поэм. Понимать суть содержания «Илиады»и «Одиссеи», имена главных героев. Понимать и разъяснять понятия: «ахиллесова | Формирование способностей к творческому подходу при выполнения заданий. Оценивать поступки героев Гомера. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать собственное представление о мифах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Поэма Гомера «Илиада» URL: http://uchportal | §26 |
31 | | «Одиссея» | 1 | комбинир | §27 Р.т.з.9-10 |
32 | | Верования древних греков | 1 | комбинир | Уметь определять имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами | Формирование способностей к творческому подходу при выполнения заданий. Оценивать поступки героев Гомера. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать собственное представление о мифах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Религия Древних греков» URL: http://prezentacii.com | П.28 конкурс рисунков «Древнегре-ческие боги Р.т. з. 11-15 |
33 | | Греческие города-государства: политический строй,аристократия и демос Р.К. Грушовское городище | 1 | комбинир | Уметь характеризовать государственное устройство Афин. Понимать и разъяснять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | Научиться формировать целостное представление об историческом пути греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Греция в IVв до н.э.». «презентация «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» URL: | §29, рабочая тетрадь задания 16,19 составить описание одного города-государства |
34 | | Афины: утверждение демократии | 1 | комбинир | Уметь извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин. Понимать и разъяснять понятия: долговые камни, народное собрание, граждане. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осмысление опыта зарождения демократии в Древней Греции | Научится объяснять сложные политические процессы; давать образную характеристику Перикла; характеризовать важнейшие факты истории Древней Греции. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Зарождение демократии в Афинах» URL: http://pedsovet.su | §30, рабочая тетрадь, задания 20,21 |
35 | | Спарта: основные группы населеия, политическое устройство | 1 | комбинир | Уметь давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин. Понимать и разъяснять понятия: лаконичность, илоты. | Формирование познавательного интереса к изучению нового | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Древняя Спарта» URL: http://prezentacii.com | §31, рабочая тетрадь, задания 23,24 | | §31, рабочая тетрадь, задания 22-24 |
36 | | Великая греческая колонизация | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осознание роли зарождения античного мира | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции. | определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Греческие | П.32 Р.т.25-26 |
37 | | Греко-персидские войны. Марафонская битва | 1 | комбинир | Формирование у учащихся деятельностных способов и способностей и способностей к систематизации изученного материала; исследовательская деятельность | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о подвиге греков при Марафоне | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины греко-персидских войн; рассказать о важнейших событиях войны, используя дополнительные источники информации | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Греко-персидские войны» URL: http://pedsovet.su | П.34 |
38 | | Греко-персидские войны. Нашествие персов на Элладу | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осознание роли самоотверженности и патриотизма греков в греко-персидских войнах | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины победы греков; давать образную характеристику Фемистоклу. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Греция в IVв до н.э.». презентация «Греко-персидские войны» URL: http://pedsovet.su | П.35 Р.т.з.33-34 |
39 | | Афинская демократия при Перикле | 1 | комбинир | Уметь давать характеристику афинской демократии. Понимать и разъяснять понятия: народное собрание, остракизм. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление опыта демократического устройства в Афинах | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии; создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями периода афинской демократии | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Презентация «Афинская демократия при Перикле» URL: http://www.festival.1september.ru | П.40 Р.т.з.41-42 |
40 | | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе Р.К. Кобанская культура | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладеть целостным представлением об историческом развитии греков; применять приемы исторического анализа для описаний условий и образа жизни, занятий афинян | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.36 р.т. з.36 |
41 | | Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура | 1 | комбинир | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическими материалами, выполнение домашнего задания, комментирование выставленных оценок, работа с текстом учебника | Формирование познавательного интереса к изучению нового | Научиться описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | презентация | П.37 Р.т.9 |
44 | | Школа и образование | 1 | комбинир | Уметь определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания. Понимать и разъяснять понятия: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли и значения образования в афинских школах и гимнасиях | Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; формировать целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Презентация «В афинских школах и гимнасиях» URL: http://oocschool.ru | П.38 |
43 | | Театр | 1 | комбинир | Уметь описывать древнегреческий театр, называть имена древнегреческих драматургов. Понимать и разъяснять понятия: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осознание значения и роли театрального воздействия на человеческое общество | Научиться создавать яркие образы, связанные с театром в Греции; формировать целостное представление о театре Греции; давать образную характеристику драматургов Греции. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Презентация «В театре Диониса» URL: http://www.musika.ukoz.ru | П.39 р.т.з.39-40 |
44 | | Олимпийские игры | 1 | комбинир | Уметь свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме. Понимать и разъяснять понятия: атлеты, стадионы, пятиборье, ипподром. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли значения олимпийского движения в Греции | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр; описывать памятники истории и культуры Древней Греции | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | ПрезентаОлимпийские игры» | П.33 Р.т.з. 2930 |
45 | | Македонские завоевания | 1 | комбинир | Знать битвы, связанные с походами А.Македонского. Уметь показывать на исторической карте направления восточного похода и границы державы А.Македонского, анализировать причины побед полководца. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Оценивание противоречивой личности Александра Македонского | Научиться рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать ее данные и обобщать; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | презентация | П. 41 Р.т.з.44 |
46 | | Держава А.Македонского | 1 | комбинир | Знать битвы а.Македонского. Уметь показывать на исторической карте направления восточного похода А.Македонского. Анализировать причины побед | Формирование познавательного интереса к изучению нового | Научиться рассказывать о важнейшихтпопобедах, событиях. Использовать основные и доп. Источники информации, читать историческую карту | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи, отношения | | П.42 Р.т. 45 |
47 | | Культура эллинистического мира | 1 | комбинир | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать причины распада державы Александра Македонского; Выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств; Объяснять значение понятия «эллинизм»; Образно | описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности; Сравнивать Александрию и Афины | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | презентация | П.43 Р.т.46 |
48 | | Обобща-ющее повторение по разделу «Древняя Греция» | 1 | Повтор-обобщ | Понимать и разъяснять понятия, пройденные в разделе «Древняя Греция». Знать выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры. | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическими материалами, выполнение домашнего задания, комментирование выставленных оценок, работа с текстом учебника и исторической картой Формирование познавательного интереса к изучению нового | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют. | Презентация «Путешествие по Древней Греции» URL: http://www.nsportal.ru | Р.т. тестовые задания р.т. стр.46-48 |
ДРЕВНИЙ РИМ- 19 ч. |
49 | | Население Древней Италии: условия жизни и занятия | 1 | Урок изучения нового матер | Уметь показывать на карте древнюю Италию. Понимать и разъяснять понятия: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Древняя Италия до середины III в. До н.э.» Презентация «Древнейший мир»URL: http://www.ppt-prezentation.ru | П.44 р.т. з. 47-48 |
50 | | Завоевание Римом Италии | 1 | комбинир | Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье, | ,объяснять причины их завоевания; Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье; Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планирование общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | презентация | П.45 Р.т. 49-50 |
51 | | Римская республика Р.К.Саврополье- центр сарматских владений | 1 | комбинир | Уметь извлекать полезную информацию из исторического источника. Знать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и римской республики. Понимать и разъяснять понятия: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осознание важности и необходимости справедливой государственной власти | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Карта «Древняя Италия до середины III в. До н.э.» Презентация «Устройство Римской республики» URL: http://www.proshkolu.ru | П.46 Р.т. з.52 |
52 | | Управление и законы Р.К. Занятия скифов и сарматов | 1 | комбинир | Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин. | Вести поиск информации в учебном тексте, её преобразование; Сравнивать информацию по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов; Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права; Выделять особенности государственного | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.46 |
53 | | Войны с Карфагеном | 1 | комбинир | Знать характеристику римской армии, уметь самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии. Понимать и разъяснять понятия: галлы, легионы, катапульты, манипулы. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем Риме. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | | П.47 |
54 | | Установление господства Рима в Средиземноморье | 1 | комбинир | Знать характеристику римской армии, уметь самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии. Понимать и разъяснять понятия: галлы, легионы, катапульты, манипулы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление последствий римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать целостное представление о Пунических войнах; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями войны. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Карта «Древняя Италия до середины III в. До н.э.» Презентация «Завоевание Римом Италии». URL: http://prezentacii.com | П.48 Р.т.555-56 |
55 | | Рабство в Древнем Риме | 1 | комбинир | Уметь описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях. Понимать и разъяснять понятия: вилла, гладиатор, амфитеатр | Формирование устойчивой мотивации к обучению нового. Обучение способам обогащениям и систематизации знаний | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Презентация «Рабство в Древнем Риме» URL: http://www.900igr.net | П.49 Р.т.57-58 |
56 | | Реформы Гракхов | 1 | комбинир | Знать причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать их деятельность. Понимать и разъяснять понятия: «гражданская война» | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций. | Научиться выявлять закономерности исторических событий; создавать яркие образы; связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями, памятниками культуры Древнего Рима; датировать события и процессы в истории Древнего Рима. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Презентация «Земельный закон братьев Гракхов» URL: http://www.900igr.net | П.50 Р.т. з. 60 |
57 | | Восстание Спартака | 1 | комбинир | Знать причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждения о том, могли ли восставшие одержать победу. Понимать и разъяснять понятия: восстание | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах; объяснять причины восстания Спартака; читать историческую карту, давать образную характеристику Спартака | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | | П. 51 Р.т.з.59,61 |
58 | | Гай Юлий Цезарь | 1 | комбинир | Знать причины возвышения Цезаря, уметь извлекать полезную информацию из исторического источника. Понимать и разъяснять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; характеризовать важные факты истории Древнего Рима, классифицировать и группировать их по предложенным признакам. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения | Презентация «Единовластие Цеаря» URL: http://www.powerpt.ru | П.52 |
59 | | Установление императорской власти: Октавиан Август | 1 | комбинир | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.53 |
60 | | Римская империя: территория и управление. Соседи Римской империи | 1 | комбинир | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи; Формулировать причины поражения римской армии; Рассказывать о жизни германских и славянских племен; Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П.54 |
61 | | Римская империя: территория и управление. Император Нерон | 1 | комбинир | Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. | Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме; Анализировать причины крайнего своеволия Нерона; Работать в группе | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; . | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют. | презентация | П.55 |
62 | | Возникновение и распрастранение христианства | 1 | комбинир | Знать о жизни Иисуса Христа, объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи. Понимать и разъяснять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, апостолы. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности христианства и значения его возникновения. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала | «Римская империя в первые века н.э.». Презентация «Первые христиане и их учение» URL: http://www.histerl.ru | П. 56 Р.т.з.64-66 |
63 | | Римская империя: территория и управление. Рассвет империи во 2 веке н.з. | 1 | комбинир | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать положение свободного земледельца, колона, раба; . | Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ; Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют. | презентация | П.57 |
64 | | Римская империя: территория и управление. Император Константин | 1 | комбинир | Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной Римской империи; | Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю; Оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории; Работать в парах над творческими заданиями. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | презентация | П. 59 Р.т. з.71 |
65 | | Культура Древнего Рима | 1 | комбинир | Знать достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры. Понимать и разъяснять понятия: триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Научиться создавать яркие образы, , связанные с ключевыми событиями, личностями, памятниками культуры Вечного города Рима; выявлять сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской империи; готовить тематические сообщения проекты, используя дополнительные источники информации. | Карта «Римская империя в первые века н.э.». Презентация «Вечный город и его жители» URL: http://www.powerpt.ru | П.58 |
66 | | Падение Зпадно- Римской империи | 1 | комбинир | Знать причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника. Понимать и разъяснять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладеть целостным представлением о причинах падения Западной Римской империи; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний варваров в истории | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объясняя исторические явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | | П.60 |
67 | | Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» | 1 | комбинир | Понимать и разъяснять термины, изученные в разделе Древний Рим. Уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осознание роли и значительных событий, личностей в истории Древнего мира, места исторического и | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей | Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, распределяют обязанности, слушают друг друга, взаимодействуют. | презентация | Р.т. з. 73 |
68 | | Итоговое повторение по курсу: «История древнего мира» | 1 | итоговый | Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культур | | Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока, Греции, Рима; Выполнять проблемные задания по карте, тексту; Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, Греции, Рима, о необходимости бережного отношения к их наследию; Работать в парах, группах. | | | |