Презентация представляет сценарий урока по истории России в 10 классе. В основной части урока обучающиеся составляют кластер к слову "свобода" и определяют степень свободы личности при тоталитарном режиме. Работают две группы: аналитическая и практическая, первая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет его признаки, вторая группа работает с историческим источником.
Документ Ф.Ф.Раскольникова "Открытое письмо Сталину". Основное время отводится на работу с документом, где производится многоуровневый анализ исторического документа. Через атрибуцию источника ученики узнают о дате, авторе, эпохе, правителе и проблемах существовавшего политческого режима.
С помощью вопросов аксеологического и кртичекого уровня получат в разных первоисточниках и способность ориентироваться в различных источниках, критически анализировать и интерпретировать их содержание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема свободы личности в советской России»
Проблема свободы личности в советской России
Сценарий урока
Т.И.Говорина, учитель истории
высшей квалификационной категории
I блок
1. Основная школа, 9 класс
2. Отечественная история
3. ИКС: Советское общество в 1920 – 1930-е гг. СССР в 1929 – 1941 гг.: «сталинский социализм»
4. Тема. Проблема свободы личности в советской России
II блок
Цели:
Обучающие:
Познакомить с сущностью политического режима СССР 30-х годов; обучающиеся сформулируют понятие тоталитаризм;
Способствовать созданию представлений
-о правах и свободах личности в условиях разных политических режимов
-о признаках тоталитарного режима;
Помочь в конкретизации и обобщении понятий «свобода», «тоталитаризм», «тоталитарное общество»
Подвести к оценочным выводам о приемлемых правах и свободах личности в советском обществе в 1930-е гг.
Развивающие:
Формировать умения извлекать необходимую информацию в разных первоисточниках, выявлять причинно-следственные связи между сравниваемыми политическими и социальными процессами, применять ранее полученные знания и предметные умения по истории, обществознанию и другим гуманитарным предметам в новой познавательной ситуации;
Обобщать и структурировать новые знания, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, основанной на умениях ориентироваться в различных источниках, критически анализировать и интерпретировать их содержание;
Развивать умения работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов;
Воспитательные:
Воспитывать неравнодушного и ответственного члена многокультурного российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего гуманистические ценности;
способность к самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с гуманистическими ценностями и идеалами гражданского общества.
III блок
Вводная часть (мотивационная)
Ученики определяют тему урока по письму русского ученого и философа П.А.Флоренского.
«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…
Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей…
Велико счастье тех, кто ее обладает.»
III блок
Основная часть
1. Составить кластер к слову «свобода»
2. Определить степень свободы личности при тоталитарном режиме
3. Работа в группах: аналитической и практической
Аналитическая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет его признаки.
Практическая группа работает с историческим источником.
Составить кластер
свобода
выбор
воля
движение
независимость
творчество
деятельность
мысли
закон
III блок
Документ: Ф.Ф. Раскольников «Открытое письмо Сталину»
Многоуровневый анализ исторического документа:
III блок
Как называется документ и к какому виду источников он относится?
Где и когда пишет автор это письмо?
Кто автор данного письма?
Кого Сталин объявлял «вне закона»?
Какие проблемы советского общества существовали в 30-е годы? Назовите не менее трех, упомянутых автором письма.
Как автор относится к Сталину? Действительно ли он совершает подвиг, написав это письмо?
Найдите в тексте слова, характеризующие политику Сталина? Попробуйте объяснить, почему у автора письма сложилось такое мнение о руководителе страны? Насколько оно на ваш взгляд объективно и справедливо?
Предположите, какие источники и факты мог использовать автор при составлении письма? Свое мнение аргументируйте.
Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
Чем данный источник, на ваш взгляд ценен и интересен в изучении отечественной истории первой половины XX века?
Что нового помог вам этот документ узнать о Сталине, его политике?
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Признаки понятия «тоталитаризм», «тоталитарный режим», обусловленные конкретной исторической ситуацией (свобода личности при тоталитарном режиме в 30-е годы XX века)
Умение называть признаки определяемых понятий.
Способы их достижения: Через атрибуцию источника узнали о дате, авторе, эпохе, правителе и проблемах существовавшего политического режима
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Умения определять понятия , характеризовать историческое время и исторические личности;
создавать обобщения, классифицировать по предложенному признаку,
строить логическое рассуждение, делать выводы
(Познавательный блок УУД)
Умения строить логические рассуждения и делать выводы;
работать с разными источниками информации: документ Ф.Ф.Раскольников «Открытое письмо Сталину»;
работать индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать свое мнение;
(Познавательный, коммуникативный и личностный блоки УУД),
Умения формулировать, аргументировать свое мнение, строить логические рассуждения и делать выводы;
работать с разными источниками информации;
работать индивидуально и в группе;
(Познавательный, коммуникативный
и личностный блоки УУД)
Умения самостоятельно формулировать тему, цель, задачи занятия
(Регулятивный блок УУД)
Способы достижения: С помощью вопросов аксиологического и критического уровня обучающиеся развивают умения извлекать необходимую информацию в разных первоисточниках, развивают способность ориентироваться в различных источниках, критически анализировать и интерпретировать их содержание; развивают умения работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов
Планируемые результаты
Личностные результаты: Ученики формулируют собственное мнение об исторических фактах, их версиях и оценках;
Грамотное и корректное обращение с фактами истории, цитатами и источниками, уважительного отношения к иному мнению .
Способы достижения:
Вопросы праксиологического уровня воспитывают неравнодушного и ответственного члена многокультурного российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего гуманистические ценности