Как бы парадоксально это не звучало, но в XXI в. идеология и история неразделимы.Может ли история быть свободной от идеологии? «История, даже далекая, — отмечал профессор В.Б. Кобрин, — постоянно затрагивает чьи-то интересы, а порой и эмоции. Главная беда исторической науки в стремлении поставить ее на службу не истине, не извлечению уроков из прошлого, а идеологическим или политическим целям».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идеология и история »
Идеология и история
Дротенок Ольга Анатольевна,
преподаватель истории и обществознания
Кемеровский профессионально-технический техникум
Воспитание любви к Отечеству в начале XXI в. является делом особой важности. Патриотическое воспитание со стороны государства, как руководителя и организатора всего этого процесса, практически невозможно, если не создать соответствующих условий: политико-идеологических, социально-экономических и культурно-просветительских. А это осуществить практически невозможно без национальной идеи, без идеологии, выражающей сущностные интересы всех граждан страны. Идеологический вакуум является далеко не лучшим условием для патриотического воспитания.
Как бы парадоксально это не звучало, но в XXI в. идеология и история неразделимы.Может ли история быть свободной от идеологии? «История, даже далекая, — отмечал профессор В.Б. Кобрин, — постоянно затрагивает чьи-то интересы, а порой и эмоции. Главная беда исторической науки в стремлении поставить ее на службу не истине, не извлечению уроков из прошлого, а идеологическим или политическим целям».[1,с. 26]
С 90-х гг. XX в. в новых странах, образовавшихся на развалинах СССР, по новым учебникам истории прошла новая мощная волна идеологизации. Для неё характерным стало непомерное возвеличивание своего народа, обвинение России в прошлых и нынешних провалах и неудачах и т. д. События на Украине показывают, как искажение национального, исторического, нравственного сознания может привести государство к ослаблению, распаду, в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственной войне.Уничижительная терминология, ярлыки, неаргументированные выводы стали распространёнными признаками многих новых учебников. Идеологию от истории нельзя отделить,так как она пропитывает все жизненные реалии, составляющие со временем историю. Преимущество у историков начала XXI века одно: они сегодня могут свободно говорить о том, что вчера замалчивалось. Но такая свобода не всем историкам во благо. Разучившись (или не умея) исследовать факты и процессы на научной основе, многие из них пытаются по-прежнему судить об истории разных времен на основе разных принципов.
Неидеологизированных обществ и историков нет. Даже в условиях самого широкого плюрализма социальная позиция историка не исчезает. Поэтому, так или иначе, учитель истории должен являться выразителем определенной идеологии. Только эта идеология должна отражать интересы не отдельных групп людей, а общества, государства, не отдельных лиц, а человека как личности, и, что самое главное, не должна ориентировать учащихся на восприятие идеологии через неправду. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.Поэтому требуют исправления ошибки, допущенные некоторыми политиками и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. XX в. российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, политически, экологически, идеологически и т. п. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя.
Своими ценностями богаты и сильны те общества, в которых обеспечено прочное внутреннее единство. Надо довести до сознания учащихся, что в России проживал и проживает единый народ, каждый житель независимо от национальности, занимаемого положения, вероисповедания считает себя российским гражданином, независимо от политических и идеологических пристрастий — патриотом.
Ещё одной, если не главной, проблемой в воспитании патриотизма является является отсутствие учебников по истории Отечества, отвечающих требованиям времени. По словам Президента Путина В. В. в некоторых учебниках истории, попадающих в школы, «отдельные события трактуются так, что их нельзя расценить иначе как плевок в лицо». По словам Президента, стержневой линией нового учебного пособия должна стать объективность, непредвзятость и любовь к Родине. Тем более, что «единые подходы к преподаванию истории не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие».
Речь о единой логике преподавания, о том, « что самые драматические события — часть нашего прошлого, многие события слишком неоднозначны, чтобы к их трактовке был единый подход». Поэтому, задача школьного курса истории — дать учащимся единые фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. Это тем более необходимо, что сейчас у общества очень высокий интерес к истории. Согласно опросу ВЦИОМ, 85% россиян гордятся историей своей страны.
Литература:
Кобрин В.Б. Под прессом идеологии // «Известия АН СССР». — 1990. — № 12. — С. 25—40.
Вяземский, Е.Е.,Методика преподавания истории в школе [Текст] : учеб. пособие /Е.Е. Вяземский. - М. : Просвещение, 2001. – 215 с.
Латышева, К.И. Родная история за веком век [Текст] : учеб. пособие / К.И. Латышева. - М. : Дрофа, 1999.-187 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с.