Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ Ксении Годуновой в работах русских художников"»
II Многопрофильная научно-практическая конференция обучающихся Ростовской области «Ступени успеха»
Наименование секции: история
Исследовательская работа
Тема: «Образ Ксении Годуновой
в работах русских художников XIX века»
Автор работы Терелецкова Дарья
8класс МБОУ СОШ №25
г. Шахты Ростовской области,
Научный руководитель Спивак Олеся Владимировна
учитель истории МБОУ СОШ №25
г. Шахты Ростовской области
2020 год
Тезисы.
Наименование секции - история.
«Образ Ксении Годуновой
в работах русских художников XIX века»
Автор работы -Терелецкова Дарья Сергеевна,
8класс МБОУ СОШ №25 г.Шахты Ростовской области
Научный руководитель-Спивак Олеся Владимировна,
учитель истории МБОУ СОШ №25г. Шахты Ростовской области
Россия
Аннотация
Работа посвящена обзору картин русских художников, на которых изображена молодая царевна Ксения Годунова. В эпоху Смуты в России эта девушка была известной личностью, однако в более позднее время о ней не вспоминали. Почему на всех портретах ее изображают печальной, и какие события она пережила – об этом все в данной работе.
В нашей стране, начиная с 2005 года празднуется особый день– День народного единства. Россияне вновь вспоминают и чтут народных героев Смутного времени – Дмитрия Пожарского, Кузьму Минина, Ивана Сусанина. В свое время они с честью выполнили свой гражданский долг, сделали все возможное для защиты Отечества. Об их подвигах и достижениях, их судьбе и деятельности знают многие – из года в год историческая общественность обращается именно к этим историческим личностям. А вот роль и судьба русской женщины в сложном историческом периоде всегда уходит на второй план. Данная работа посвящена менее популярной, но очень интересной героине Смутного времени – русской царевне Ксении Годуновой. Мы всегда забываем о женских фигурах в истории, поэтом считаю тему этой работы интересной, актуальной и познавательной. Проблема исследования: статус царевны всегда ассоциируется с молодой, перспективной особой, а на полотнах русских творцов она всегда несчастна и трагична. Да и в учебнике по истории России под редакцией А.В. Торкунова во второй части на с.5 вообще репродукция незаконченной картины Василия Сурикова «Ксения Годунова у портрета своего жениха» (приложение№1). Почему? Почему авторы поместили именно незаконченный портрет Ксении? Неужели в русской живописи нет ни одного полного завершенного портрета этой царевны? Как сложилась ее судьба?
Цель работы: исследовать образы русской царевны Ксении Годуновой в работах русских художников. Задачи: собрать и изучить имеющуюся в библиотеках города Шахты, Интернете литературу; сделать описание к тем картинам русских художников, где изображена молодая царевна Ксения Годунова; определить степень достоверности образа на картинах; обобщить полученную информацию; оформить доклад по теме. При написании работы автор использовал различные методы исследования: изучение письменных исторических источников, описание картин русских художников XIX века, сравнение письменных источников с художественным изображением.
При изучении темы «Образ Ксении Годуновой в работах русских художников XIX века» автор обратился к творчеству К. Маковского, В. Сурикова, С.Грибкова, М.Молодых и Н.Неверова. Именно на полотнах этих живописцев запечатлен образ молодой царевны. Интересно, что каждый художник изобразил Ксению в какой-то определенный момент ее жизни. Понятно, художники не знали, как она выглядела, но на всех картинах она выступает истинной русской красавицей. Судя по описанию, составленному князем И.М. Катыревым-Ростовским, она была таковой: «…девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лена, бела велми, ягодами румяна, червленна губами, очи имея черны великы, светлостию блистаху зелною, бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию обсияна, ростом ни высока ни ниска, власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху»[1].Это описание Ксении Годуновой было доступно русским художникам, поэтом все они создавали особый неповторимый образ русской красавицы. На картине Молодых М.С. «Ксения Годунова» изображена царевна истинной красавицей (приложение №2). Ни на одной картине мы не увидели ее в радости и счастье. Везде грусть, слезы, мольбы, отчаяние, душевный крик, горесть и печаль. Что же трагического произошло в судьбе этой девушки?
Историкам известна следующая биография Ксении Годуновой. В 1582 году она родилась в семье Бориса Федоровича Годунова и Марии Григорьевны Бельской (дочери Григория Лукьяновича Бельского- опричника Малюты Скуратого). Кроме Ксении у Годуновых был еще сын Федор. Дети получили очень хорошее образование, специально для них печатались книги: часовники, псалтыри, минеи общие, «треоди посные и цветные»[2].Дворовой боярыней при Ксении значилась Марья Пожарская – мать Дмитрия Пожарского[3]. Ее отец- Борис Годунов - в 1598 году стал царем. Это было тяжелое время для страны. Его положение было шатким. И, тем не менее, карету семьи Годуновых люди встречали на улицах города с ликованием и возгласами: «Вы наши государи, мы ваши подданные!»1.
Ксения была известна как великая мастерица – рукодельница, обладавшая талантом художественного лицевого шитья. Это искусство было сродни ювелирному мастерству. В начале XVII века все знали мастерскую бояр Годуновых. До нашего времени сохранилась ее работа в Троице-Сергиевом монастыре (приложение 3). Борис Годунов искал достойного жениха для царевны среди европейских принцев, чтобы возвысить свой род в глазах российских бояр и князей, приобрести громкое имя на межгосударственном уровне. Первый жених- сын шведского короля Эрик- Густав. По свидетельству современников Густав обладал редкими достоинствами: душевным благородством, искренностью, был знатоком химии, славянского, итальянского и французского языков. Брак не состоялся по нескольким причинам: во-первых, Густав отказался принимать православие, во-вторых, открыто жил с любовницей и имел с ней общих детей, в-третьих, он отказался воевать против Швеции. В итоге попал в немилость Годунова и был отстранен от двора. Умер в бедности. Это первое разочарования молодой царевны. Второй несостоявшийся брак Ксения переживала глубоко и трагично. Ее жених - сын датского короля, Иоанн. «Это был доблестный молодой принц, подающий большие надежды. Борис надеялся, что с его связями и при его помощи совершит чудеса»[4] Иоанн согласился пожертвовать своим Отечеством ради Ксении и быть удельным князем в России. Жених был благороден и богат, настоящий красавиц и большой умница. В Москве его встретил Годунов с большими почестями, одарил многими подарками. Царь называл его сыном, принял ласково, вместе обедал.За Ксенией было огромное приданое. В период подготовки к свадьбе все Годуновы молились над гробом Сергия Радонежского, просили благословения на союз Ксении и Иоанна. Но Иоанн умер от желудочной инфекции. Царь причитал у постели больного: «Не заплакала бы и трещина в камне, что умирает такой человек, от которого я ожидал себе величайшего утешения. В груди моей от скорби разрывается сердце»[5].
Ксения была в отчаянии. Она успела полюбить принца и привязаться к нему. Горько и больно было молодой царевне осознавать происходящее. Именно этот момент ее жизни запечатлен на картине художника «Царевна Ксения с портретом умершего жениха» (приложение №4). Если долго и внимательно рассматривать изображение Ксении, то можно увидеть, что смотрит она не на портрет жених, а сквозь него. Смотрит с грустью и душевной тоской в то несбывшееся будущее, которое могло быть у нее. Женщина-служанка пытается утешить ее. Но слезы уже высохли, осталась только боль в груди. Сохранилась ли вера лучшее будущее у царевны? Такое впечатление, что нет.
В 1604 г. вновь пытались подобрать жениха для Ксении – была попытка породниться с династией Габсбургов. И вновь неудача. В этом же году пытались выдать за муж за грузинского царевича Хоздроя. Свадьба не состоялась - весной 1605 года умер Борис Годунов. На престоле утвердился его сын Федор Годунов.
Современники свидетельствуют, что против Годунова москвичи поднялись всем миром. Всех царских родственников - Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых – разграбили, патриарха Иова выслали в Старицкий монастырь.
Казнить царскую семью поручили бывшим опричникам – дворянам М.Молчанову и А. Шерефединому. 10 июня 1605 года они явились на старое подворье Б.Годунова и в сопровождении отряда стрельцов, захватили царицу и ее детей и развели по храминам, порознь. Царицу удавили веревками. Федор Годунов, несмотря на молодость, отчаянно сопротивлялся, бился сразу с четырьмя убийцами. Именно этот исторический момент и запечатлен на картине К. Маковского «Агенты Лжедмитрия убивают царевича Федора» (приложение №5). Если рассматривать ее подробнее, то можно определить, как художник представлял этот страшный трагический момент в жизни царской семьи. В небольшой комнате происходит отчаянная драка. Несколько здоровых, взрослых, бородатых мужчин нападают на юных Федора и Ксению. Слуга царевича пытается защитить своего господина, но получает смертельный удар. Кровь, крики, стоны. Вот и Федор упал на пол от сильнейшего удара. Над ним склоняется и протягивает руки его сестра Ксения. Но уже ничего нельзя изменить. Ксению никто больше не защитит – нет отца, брата, мамы. Ксения сирота… Художник на полотне особым светом, некой пеленой, выделяет именно фигуры Ксении и Федора, показывая зрителю чистоту и непорочность этих юных царских особ. Они еще ничего не успели в жизни… За что такая смерть? Нам представляется, что К. Маковский несколько исказил исторический момент. Ведь по историческим источникам (см.выше) Федора и царицу Марию увели для расправы в другую комнату, и, значит, Ксения не могла видеть смерть брата. К. Маковский несколько идеализировал ситуацию, придав ей большую выразительность и чувственность.
На этом трагедия девушки не закончилась. Ксению Годунову лишил девичества и 5 месяцев держал своей наложницей Лжедмитрий I, а после сослал ее в монастырь, где была «пострижена в монахини и оставлена там до конца дней своих»[6 ]. После смерти матери и брат Ксения содержалась в доме Мосальского, приберегавшего царевну для потехи повелителя – Лжедмитрия. Он сразу оценил красоту Ксении, но подле нее выглядел маленьким уродцем. На картине Неврева Ксения у Лжедмитрия запечатлен момент первого знакомства самозванца с Ксенией (приложение №6). Лжедмитрия мы видим со спины, а Ксению держит за руку тот самый Мосальский. Ксения закрывает рукой лицо и отворачивается. Ей невыносимо осознавать, что же сейчас будет происходить. Перед ней убийца ее родных, ненавистный лжецаревич. Сохранилось два варианта этой картины – в черно-белом и цветном изображении. Во втором варианте Ксения изображена с печально опущенной головой. Но первый вариант картины нам представляется более выразительным и даже достоверным по этой ситуации. «Окаянный законопреступник, сатанин и угодник начал жить как прочие еретики. Многих юных монахинь осквернил, многих отроков и девиц растлил и среди людей начался плач и рыдание, ибо никогда еще не было такой беды».
После падения Лжедмитрия Ксения всю жизнь провела в разных монастырях. В1608 году Троицкий монастырь, где поселилась Ксения окружили войска ЛжедмитрияII., началась длительная 16-месячная осада монастырских стен.. Ксения находилась на территории Троице-Сергиевой лавры во время осады, с 1608 по 1610 гг., вместе с другими женщинами, детьми и многочисленными старицами.[7].Монахи помогали ратным людям. Сохранилось письмо Ксении, которое она написала 29 марта 1609 года своей тетке княгине Домне Богдановне Ноготковой: «Я у Живописные Троицы, в осаде, в своих бедах чуть жива, конечно больна, со всеми старицами». В монастыре свирепствовала цинга, от которой умирали ежедневно десятки человек. «У нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех наш, моровая поветрия: всяких людей изняли скорби великия смертные, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати. И по тридцати и болши; а которые люди пося место ходят, и те собою не владеют, все обезножели».2 Ксения активно помогала в обороне монастыря, лечила больных и раненных, кипятила вар и смолу для защитников крепости. Сохранилось письмо служительницы этого монастыря Соломониды Ржевской, в котором она пишет, что осталась жива, только благодаря заботе и милосердию Ксении. По словам Соломониды инокиня Ольга(Ксения) жертвует деньги на похороны умершим, а «мор в обители такой, что людей не осталось и трети».[ Хроники Смутного времени. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX века. Москва,1993г, с.451-452]. Осаждавшие не смогли взять монастырскую крепость, защитники которой проявляли чудеса храбрости.
Судьба бросала Ксению из одного монастыря в другой.
В 1611-1612 гг. она оказалась в Московском Новодеичьем монастыре, ставшем объектом нападения войска И.Заруцкого. «Ивашка Заруцкий с товарищами монастырь взяли, церковь божию разорили», а старица Ольга была ограблена «донага». После разорения Новодевичий монастырь разбойники выжгли. [ Соловьев С.М. Ук. соч., с645].
Инокиня Ольга (Ксения) прожила до 41 года. Перед смертью она просила царя Михаила Федоровича Романова, чтобы похоронили ее рядом с братом и матерью (приложение №6). Так и сделали.
После кончины этой разносторонне образованной и одаренной женщины, поэтессы, создательницы редких по красоте шитых золотом пелен, ее владения перешли на государя.
Автор исследовал полотна российских художников XIX века, на которых была изображена царевна Ксения Годунова. Изучив различные исторические источники, стало понятно, почему на всех картинах у Ксении печальный и трагический образ. В совсем юном возрасте царевна пережила царский взлет и падение, гибель любимого жениха и смерть всех близких, почет и позор… Но до самых последних дней она смогла сохранить покорность судьбе, благочиние, достоинство своей фамилии.
Изучено большое количество картин и набросков к историческим событиям связанным с именем Годуновых. Не все художники достоверно изобразили Ксению (искажен сюжет картины Маковского К.). Однако в большинстве, творцы очень внимательно подошли к изучению ее судьбы. Ее образы трогательны, чувственны и трагичны одновременно.
Истинная русская женщина…
Несостоявшаяся царица…
Данный материал будет интересен учителям истории и учащимся при проведении уроков по истории России и классных часов.
Оглавление.
Обоснование выбора темы работы( цели, задачи, методы, актуальность)..2
Изучение образа царевны в картинах художников. …………………….3-6
Обобщение и выводы. ……………………………………………..........7
Приложения. ………………………………………………………….....8-12
В нашей стране, начиная с 2005 года празднуется особый день– День народного единства. Россияне вновь вспоминают и чтут народных героев Смутного времени – Дмитрия Пожарского, Кузьму Минина, Ивана Сусанина. В свое время они с честью выполнили свой гражданский долг, сделали все возможное для защиты Отечества. О их подвигах и достижениях, их судьбе и деятельности знают многие – из года в год историческая общественность обращается именно к этим историческим личностям. Данная работа посвящена менее популярной, но очень интересной героине Смутного времени – русской царевне Ксении Годуновой. Мы всегда забываем о женских фигурах в истории, поэтом считаю тему этой работы интересной, актуальной и познавательной.
Тема работы: « Образ Ксении Годуновой в работах русских художников XIX века».
Цель работы:
-исследовать образы русской царевны Ксении Годуновой в работах русских художников
Задачи:
-собрать и изучить имеющуюся в библиотеках города Шахты, Интернете литературу;
- сделать описание к тем картинам русских художников, где изображена молодая царевна Ксения Годунова;
- определить степень достоверности образа на картинах;
- обобщить полученную информацию;
-оформить доклад по теме.
При написании работы автор использовал различные методы исследования:
Изучение письменных исторических источников.
Описание картин русских художников XIX века.
Сравнение письменных источников с художественным изображением.
Большую помощь в создании работы оказали работники детской городской библиотеки г.Шахты (были сделаны запросы в Ростовскую публичную библиотеку, поиск необходимой литературы в отделе редкой книги, даны советы по интернет-сайтам к данной теме).
Заключение.
Таким образом, автор исследовал полотна российских художников XIX века, на которых была изображена царевна Ксения Годунова. Изучив различные исторические источники, стало понятно, почему на всех картинах у Ксении печальный и трагический образ. В совсем юном возрасте царевна пережила царский взлет и падение, гибель любимого жениха и смерть всех близких, почет и позор… Но до самых последних дней она смогла сохранить покорность судьбе, благочиние, достоинство своей фамилии.
Истинная русская женщина…
Несостоявшаяся царица…
Данный материал будет интересен учителям истории и учащимся при проведении уроков по истории России и классных часов.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6
Приложение 7.
II Многопрофильная научно-практическая конференция обучающихся Ростовской области «Ступени успеха»
Наименование секции: история
Исследовательская работа
Тема: «Образ Ксении Годуновой
в работах русских художников XIX века»
Автор работы Терелецкова Дарья
8класс МБОУ СОШ №25
г. Шахты Ростовской области,
Научный руководитель Спивак Олеся Владимировна
учитель истории МБОУ СОШ №25
г. Шахты Ростовской области
2020 год
1
2Пискаревский летописец. Материалы по истории СССР. Документы по истории XV-XVII вв. Москва : 1955.- 105 с.
Забелин И. «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв.» Москва : 2001. -393 с.
Карамзин Н.М. История государства российского Т. IX Калуга . 1993.- 326 с.
Горсей Дж. Записки о России XVI-начало XVII века. М. 1990.- 6 с.
Маржерет Ж Ук. Соч., с. 285
Маржерет Ж Ук. Соч., с. 286
Хроники Смутного времени. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX века. Москва,1993.- 448 с.