kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение кейс-технологий на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс- технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценке альтернативных решений, что очень важно в шастоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информации, освещаются различные точки зрения на одни и те же события

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-технологий на уроках истории»


Ремчуговский филиал МБОУ «Бакаевская СОШ»










«Применение кейс-технологий в групповой работе, направленное на формирование УУД учащихся»





Выполнила: учитель истории и обществознания Ремчуговского филиала МБОУ «Бакаевская СОШ»

Ширшавина Ирина Алексеевна























Введение

А. Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель и т. д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.


ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Кейсы в образовательном процессе используются более ста лет, однако в Российской образовательной практике данная технология продолжает рассматриваться многими педагогами как инновационная.

Впервые кейс-технология стала использоваться в 1908 в гарвардской бизнес - школе. Конечно, вначале она получила распространение в профессиональном образовании, однако с введением профильного обучения и предпрофильной подготовки стала использоваться и в школьном образовании. Данная технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, овладению учащимися способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, формированию универсальных учебных действий и поэтому востребована в условиях введения ФГОС основного общего образования.

По мнению Т.С.Терновской, кейс (case) - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.

Технология кейсов - педагогическая технология с использованием практических ситуаций ( кейсов ).

Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.

В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной жизненной или профессиональной деятельности.

В основе разработки ситуации (кейса) лежит:

- констатация ряда событий;

- описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т.е. моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Данная технология опирается на следующие дидактические принципы:

  1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учёт особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

  2. Вариативность, данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки. Что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.

  3. Обеспечение учащихся широким набором наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает очень важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением её использовать, анализировать, делать выводы.

  4. Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически сконструирован и тем самым затрудняет его усвоение. К тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной информации для усвоения и так называемой «воды». А обучающийся редко может самостоятельно «отделить зёрна от плевел». При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.

  5. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем;

  6. Умение работать с информацией,

  7. Успешности в обучении, которая обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны обучающихся.

  8. Проблемности, проявляющейся в опоре на конкретные задачи, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.


ФУНКЦИИ. ТИПЫ И ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ

Тип кейса

Характеристика функции кейса

Примеры

Тренировочный

Тренировка обучаемых навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков

Обучающий

Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

Развитие глобализации в современном мире

Аналитический

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов

Исследовательский

Получение нового знаний относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Систематизирующий

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы

Прогностический

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий



Данная технология способствует формированию различных групп предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • базовых теоретических знаний;

  • базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования различных процессов и явлений;

  • навыков участия в дискуссии и работы в малых группах;

  • способность к поиску дополнительной информации;

  • способность к принятию решений.



ПРИЁМЫ, ЭТАПЫ, СТРАТЕГИИ

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Подготовительный

Учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятий

Ознакомительный (знакомство, информация)

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления

Аналитический (обсуждение, резолюция)

Анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель.

Итоговый

(диспут, сопоставление итогов)

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.


1.Подготовительный этап - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока с использованием данной технологии.

Основными целями урока является не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, познавательных УУД: аналитических, умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

  • пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся;

  • сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т.е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытывать чувство успеха;

  • содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;

  • ученикам должны быть предоставлены чёткие инструкции работы над конкретной ситуацией.

2.Ознакомительный этап – на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной предпрофессиональной и профессиональной ситуации. Поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.

Далее происходит непосредственное знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. В этой методике большую роль играет группа, так как вырабатываемые во время обсуждения идеи и предлагаемые решения являются плодом совместных усилий. По этой причине, возможно, и ознакомление с описанием конкретной ситуации тоже полезно выполнить в малой группе.

3.Аналитический этап – после знакомства учащихся с представленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий суть метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приёмов организации групповой работы и структурированием работы по определённому алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам. Рекомендации могут быть такими:

-анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;

-корректная постановка проблемы требует ясности, чёткости, а главное краткости формулировки;

-успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

-необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

-при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

-при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальную цель и реальность её воплощения.

4.Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определённой мере такой приём помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.


ПРИЁМЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ

Приём «Гипотеза»

  • возникновение проблемной ситуации;

  • осознание сущности затруднения и постановки проблемы;

  • нахождение способа решения путём догадки или предположений и обоснование гипотезы;

  • доказательство гипотезы;

  • проверка правильности решения проблем.


Приём «Стена». Определение иерархии способов решения проблем

Стратегия «IDEAL»

I - выделите в тексте проблему,

D – опишите её (выявите её суть),

E – определите варианты подходов к решению проблемы,

A – действуйте (решайте),

L – сделайте вывод (научитесь, проведите рефлексию своей работы).


И - Идентифицируйте проблему

Д – Доберитесь до её сути

Е – Есть варианты решения

А – А теперь – за работу!

Л – Логический вывод


Стратегия «МОЗГОВАЯ АТАКА (БРЕЙНСТОРМИНГ)»

Техника ведения урока предполагает сегодня использование данного метода. Например, класс озадачен поисками решения какой-либо проблемы. Все учащиеся разбиваются на две группы (по 7-9 человек).

Первая группа – «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая их или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (можно использовать для записи магнитофон, диктофон, компьютер).

Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным. Сказать что-то невпопад, больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические, нелепые предложения – одно из основных правил брейнсторминга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей – другое условие мозговой атаки.

Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки:

Стратегия «МОЗГОВАЯ АТАКА – 66» Д.ФИЛИПСА

Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

Приём «Софт- анализ». На боковые поля записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.






Приём «SWOT- анализ»

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.


Сильные стороны



Слабые стороны



Возможности




Угрозы

Приём «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы


Способ решения



Способ решения


Способ решения


Способ решения



Проблема


Способ решения


Способ решения



Способ решения


Способ решения



МАТРИЦА СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ И УУД ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Приём

Деятельность педагога и обучающихся

Деятельность учащихся в терминах УУД

Предъявление кейса

Учитель предъявляет кейс, проясняет смысл представленных в нём заданий. Учащиеся знакомятся с представленной информацией. Ищут недостающую информацию, если кейс предполагает это

Ученик научится:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения в представленной информации кейса;

  • структурировать тексты кейсов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Обсуждение

Обсуждение в группе, паре разных способов решения представленных в кейсе проблем

Ученик научится:

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • объяснять явления, процессы. Связи, отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • формулировать своё собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

(Познавательные, коммуникативные УУД)

Диспут, подведение итогов

Представление результатов групповой работы. Проведение диспута, экспертиза между группами результатов работы групп.

Ученик научится:

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(познавательные УУД)

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. мотивов и потребностей.

(Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)


Технологическая схема создания кейса

  1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;

  2. формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

  3. определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели, (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: либо жизненная, либо учебная, либо научная);

  4. поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;

  5. определение источников и методов сбора информации;

  6. выбор техник работы с данным кейсом;

  7. определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);

  8. создание заданной модели;

  9. апробация в процессе обучения.


Организация работы учащихся на основе технологии кейсов

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объёма, сложности проблематики и степени осведомлённости обучаемых в данной теме.

Возможны следующие альтернативные варианты:

  1. Учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  2. Ученики знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  3. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объёму кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо явления или объекты. Учебное содержание и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления, повышения мотивации к изучаемой тематике.

  4. Возможно использование кейса в дистанционном обучении.



ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучающихся. Стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.

Если традиционные формы обучения связаны с получением и механическим отображением знаний, то инновационные технологии, например, кейс стади, позволяет овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуального обучения. Способствуют активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности.



Кейс – метод ситуационного анализа на уроках истории и обществознания.


Скажи мне, я забуду

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станетмоим навсегда.

Китайская пословица

Цели метода:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления

  • Научить анализу последствий принятых решений

  • Развитие умения выражать свою точку зрения

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов решений

    1. Этапы работы над кейсом

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

     - индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;

     - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

     - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

       Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в таблицах 1 и 2 .

Таблица 1



Фазы работы

Действие преподавателя

Действие обучающегося

До занятия

  1. Подбирает кейс.

  2. Подбирает основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.

Разрабатывает сценарий занятия.

Получает кейс и список рекомендованной литературы.

Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия

  1. Организует предварительное обсуждение кейса.

  2. Делит группу на подгруппы.

Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия

  1. Оценивает работу учащихся.

  2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

   Составляет письменный отчет    о занятии по данной теме.

   Таблица 2

Выдача домашнего задания  учащимся







Определение сроков выполнения задания



Ознакомление учащихся  с системой оценивания решения кейса



Определение технологической модели занятия






Проведение консультаций



Работа над ситуацией в аудитории

Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов



При необходимости распределение учащихся  по малым группам (по 4-6 человек в каждой)



Организация общей дискуссии



Организация работы учащихся  в малых группах, определение докладчиков



Организация презентации решений в малых группах





Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации



Оценивание учащихся  преподавателем.




Первый этап предполагает самостоятельную работу с кейсом, который разрабатываю заранее и он должен обеспечить максимальную эффективную работу с текстом.

Второй этап кейс-метода заключается в коллективной работе, где дети обмениваются идеями, собственным опытом и вырабатывают коллективное решение, выполняя предложенные учителем задания. Например: закончить предложения; найти слова и словосочетания в тексте; ответить на вопросы.

На третьем, завершающем этапе, группы докладывают результаты своей работы. На этом этапе обучающиеся рецензируют итоги выполнения задания других групп, учатся защищать свои ответы. В это время учитель оценивает качество представленных ответов.

На четвертом этапе учитель подводит итоги работы групп. Оценка за работу с текстом складывается из количественных и качественных показателей.

Схема работы над кейсом:

  • Анализ практической ситуации

  • Разбор сути проблем

  • Предложения, возможных путей решения, и выбор лучших из них

Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».

Практическое применение кейс технологии на уроках истории, обществознания

1 Практическое применение кейс технологии на уроках истории

Лист решения проблем

При изучении темы «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева» можно использовать следующий кейс - отрывок из книги Юрия Сальникова « И вольностью жалую!»

«Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её возникновения и предложить пути решения.

«Возмечтал Емельян перелом в жизни своей совершить предерзостный.

Он и сам не ведает, когда зародилось у него это намерение по наущению ли купца-старовера добрянского Кожевникова? По подговору ли настоятеля мечетного монастыря игумена Филарета? По чьему ли еще подстрекательству?

А может никто не сумел бы подбить казака донского вольного Емельяна, сына Иваного, на столь рискованное предприятие, ежели бы сам не увидел он воочию и не уверился в каком рабстве пребывает простой люд на Руси, стоном стонем от податей и прочих отягощений!

Недаром и казаки яицкие волнуются. Отобрали у яицких казаков их былые вольности, войсковую избу порушили, казачий круг распустили, сняли набат и колокол – отныне все сборы производятся барабанным боем. А главных зачинщиков безжалостно отстегали кнутом, ноздри повырывали, выжги позорные клейма на теле и сослали в Сибирь. Остальные же - тысяч до трех счетом! – обложили денежною вытью. Но и в платеже не соблюдали правоты – раскладку денег делали неравно: с иных, достаточных, меньше брали, с неимущих больше.

Попритихли яицкие, но не смирились. До сей поры в смятении – хорошего царя ждут…

Пугачев прищурился, живо смекнул: вот он, час надобный! Потребно ли иного ждать, если зараз объявиться можно?

- а это знаки у меня государские! Доподлинно говорю тебе, истинный император я – государь Петр Федорович!»

Лист решения проблемы.

Какую главную проблему ты должен решить?

Какой важной информацией ты владеешь (из текста).



Какие дополнительные сведения я получил в группе.

Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете?



Какой способ я считаю наилучшим, почему?



- В чем вы видите проблему? (тяжелое положение простого народа, царь – самозванец)

- А почему именно за Петра III объявил себя Емельян Пугачев?

- Что вы знаете о Пугачеве? (выступление учащихся)

- Какие способы улучшения положения крестьян вы предлагаете? Давайте выберем одну?

- А какой способ выбрал Емельян Пугачев?

Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её возникновения и предложить пути решения.

Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

В 5 классе использую такие кейсы

При изучении темы « Древний Вавилон. Законы Хаммурапи»

Кейс № 1

Суд по законам царя Хаммурапи

1. Представьте, что вы судья. Вынесите свой приговор:

Отец жестоко наказывал и бил своего сына. Однажды мальчик не выдержал и ответил отцу, ударив его. Каково будет ваше решение:

А) по законам Хаммурапи

_____________________________________________________________________________

Б) по современным законам

_____________________________________________________________________________

2. Прочитайте один из законов Хаммурапи:

"Если человек выведет за городские ворота раба или рабыню дворца, или раба или рабыню свободного человека, то его должно убить".

А) Почему за помощь рабу такое жестокое наказание?

______________________________________________________________________

Б) А вы бы помогли бедному рабу в таких условиях?

______________________________________________________________________

Кейс № 2

Суд по законам царя Хаммурапи

1. Представьте, что вы судья. Вынесите свой приговор.

Одна женщина потеряла своего ребенка и обвинила в его похищении другую. Другая женщина отпирается, но многие люди считают, что она виновна. Каково будет ваше решение:

А) по законам Хаммурапи

_____________________________________________________________________________

Б) по современным законам

_____________________________________________________________________________

2. Прочитайте один из законов Хаммурапи:

"Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его сына заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, должны казнить его (ростовщика) сына".

А) Какой принцип наказания действует в этом законе?

______________________________________________________________________

Б) Считаете ли вы это наказание справедливым? Почему?

______________________________________________________________________



- «Древняя Спарта»

Кейс №1 Однажды спартанский мальчик пока отец обедал, украл у него лисёнка и спрятал под плащом. Лисёнок страшно царапал ему живот и мальчик всё терпел. Боясь быть выпоротым. Лисёнок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день.


Кейс №2 «Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому – то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»



Для анализа кейса я предлагаю использовать способ 6 шляп Эдварда де Бонмо, этот способ основывается на цветовой характеристике:

- Белая шляпа – это факты – что вы знаете о воспитание в Спарте.

- Красная шляпа – эмоции – какие чувства у вас вызывает поступок мальчика.

- Черная шляпа – разумная критика – что бы было, если бы отец увидел, состояние мальчика

- Желтая шляпа - оптимизм, преимущества – мальчик выжил, что дальше…

- Зелёная шляпа - творчество, фантазия

- Синяя шляпа – обобщение, вывод – какие качества характера воспитывали в мальчиках в Спарте.

Прием « 6 шляп Эдварда де Бонмо» использовала на этапе осмысления прочитанного для поднятия эмоционального настроя учащихся.

Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему, проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу, определенного цвета.

Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно выступать перед аудиторией.


«Александр Македонский и его завоевания»

1 кейс.

Задания

  • Составьте словесный портрет Александра Македонского.

  • Получив образование, Александр не расставался с поэмой Гомера «Илиада», которая всегда его сопровождала. Как Вы думаете почему?

  • Проанализируйте причины внутренней трансформации личности македонского полководца, вызвавшей конфликты с его ближайшим окружением.

  • Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились?

источники

- Документы: «Из рассказов древних писателей об А.Македонском», высказывания современников и потомков личности царя.

- Иллюстративные источники,

- учебник

- htth://school-collection.edu.ru. «История Древнего мира»: презентация «Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского» (№204620)

Деятельность учащихся

- Изучение документов, иллюстративных источников

- Поиск ответов на поставленные вопросы в ходе обсуждения

- Выработка совместного вывода

- Представление результатов своей работы, и вместе с другими группами работа над выводом по поставленной проблеме



Кейс 2

Задания

  • Охарактеризуйте процесс создания державы Александра Македонского.

  • Что представляло из себя македонское войско?

  • Определите основные этапы военных походов Александра Македонского. Показать места главных боевых сражений.

  • Приведите примеры полководческого таланта Македонского, стратегических решений, побед «не числом, а умением».

  • Определите последствия завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского.

  • Рассмотрите, какие страны в наши дни располагаются на территории империи Александра Македонского.

источники

- учебник

- анимированные карты «Походы Александра Македонского»,

- политическая карта мира,

- htth://school-collection.edu.ru. «История Древнего мира»: презентация «Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского» (№204620)

Деятельность учащихся

- Изучение документов, иллюстративных источников

- Поиск ответов на поставленные вопросы в ходе обсуждения

- Выработка совместного вывода

- Составление хронологической таблицы завоевательных войн Македонского.

- Представление результатов своей работы, и вместе с другими группами работа над выводом по поставленной проблеме


3 кейс.

Задания

  • Определите судьбу империи Александра Македонского.

  • Охарактеризуйте новую эпоху в истории, называемую «эллинизмом».

  • Разработайте маршрут виртуальной экскурсии по Александрии Египетской.

  • Выясните, сохранились ли в современном мире Александрии Александра Македонского, какие современные города из них выросли.

источники

- учебник

- анимированная презентация «От классики до эллинизма»

- htth://school-collection.edu.ru. «История Древнего мира»: презентация «Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского» (№204620)

Деятельность учащихся

- Изучение документов, иллюстративных источников

- Поиск ответов на поставленные вопросы в ходе обсуждения

- Выработка совместного вывода

- Представление результатов своей работы, и вместе с другими группами работа над выводом по поставленной проблеме






2 Практическое применение кейс технологии на уроках обществознания

 Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

-Какое право нарушено?

- Кем нарушено?

- На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

- Что нужно сделать для его восстановления?

- Кто обязан это сделать?

На уроке по обществознанию по теме «Предпринимательство»

Предлагается каждой команде «открыть» собственную фирму: общество, занимающееся конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ, МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ, МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ, МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ, МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города, есть ли специалисты для их производства.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

На уроке обществознанию в 9 классе по теме «Право на образование»

Перед ребятами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…

  • Какое право нарушено?

  • На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

  • Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);

  • Что можно (нужно) сделать для его восстановления?

  • Кто обязан это сделать?

Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

Группа

Количество индивидуальных ответов

Характеристика работы группы

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование? (Зачитывает реальное решение суда).

Заключение

Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:

  1. Решает проблему мотивации через проблемное задание;

  2. Активизирует деятельность учащихся;

  3. Подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской работой;

  4. Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с неадаптированным текстом;

  5. Укрепляет навыки работы с различными видами источников;

  6. Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.

  7. Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;

  8. Искать исторические источники и классифицировать их.        

  9. Учит социализации и толерантности. И др.

Используя кейс технологию, можно отметить ряд преимуществ:

  • Акцент обучения учеников переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

  • Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

  • Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

  • У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение - этому способствует именно кейс – метод.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Применение кейс-технологий на уроках истории

Автор: Ширшавина Ирина Алексеевна

Дата: 19.12.2024

Номер свидетельства: 662226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства