Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»
Валдайского района, Новгородской области
Рекомендована Утверждаю
педагогическим советом директор школы:
протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо
Рабочая программа
дополнительного образования детей
« Краеведение»
Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Быстрова С.В.,
учитель истории
МАОУ СОШ №4
с. Яжелбицы
2016
Информационная карта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.
Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».
Быстрова С.В, учитель истории.
Сведения о программе:
Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.
Область применения: дополнительное образование детей
Направленность: туристско-краеведческая.
Тип программы: модифицированная
Вид программы: образовательная
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Продолжительность обучения: 1 год
Пояснительная записка.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:
недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;
не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;
не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины ;
изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.
Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.
Задачи:
Обучающие:
формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;
формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
расширять исторический кругозор учащихся.
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Возрастная категория учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.
Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год , ( по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа , 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников , сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:
Информационные
Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.
Знание основных направлений производств города.
Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел района.
Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические ●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
●Получение практических умений сбора и оформления материала.
Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:
●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;
●создание и защита собственного проекта;
●создание презентаций по изученной теме;
●подготовка сообщения по теме.
Формы подведения итогов реализации программы :
выставка творческих работ « Деревня моя»;
Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;
Участие в различных конкурсах по краеведению;
Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года .
Педагогические технологии:
Технология коллективной творческой деятельности;
Коммуникативные образовательные технологии;
Технология коллективного совместного обучения;
Технология проектного обучения;
Игровые технологии.
Формы контроля освоения программы:
Выставка творческих работ учащихся;
Анкетирование ;
Викторина ;
Подготовка презентаций, сообщений;
Итоговая зачетная работа (проект).
Структура программы.
Историческое прошлое д. Семеновщина.
Историческое прошлое окрестных деревень.
Подведем итоги.
История города Валдая.
Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая.
Достопримечательности Валдайского района.
Подготовка индивидуальных и коллективных работ.
Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью , географическими картами города и Валдайского района,
- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,
- наличие связей с учреждениями образования и культуры,
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,
- выход в интернет.
Учебно-тематический план
реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»
№
Тема
Кол-во
часов
теория
пра
ктика
Формы проведения
1
Историческое прошлое д. Семеновщина
12
10
2
Беседа, лекция, экскурсия , семинар, конференция,
работа с литературой
2
Историческое прошлое окрестных деревень.
18
-
18
Беседа, встреча с интересными людьми обзорная экскурсия, сбор материала, интервью.
3
Подведем итоги.
4
2
2
Работа в группах, оформление материала, викторина.
4
История города Валдая.
14
14
-
Работа с картами, лекция, беседа, презентация, ролевая игра, круглый стол, диспут.
5
Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая
13
-
13
Беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала.
6
Достопримечательности Валдайского района.
3
3
-
Презентация, сообщение
7
Подготовка индивидуальных и коллективных работ.
2
-
2
Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций, выпуск фотоматериалов.
8
Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»
2
-
2
Защита проектов. Обсуждение работ.
ИТОГО
68
29
39
Содержание
программы дополнительного образования детей
«Краеведение»
Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. ( 12 часов)
Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века.
Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села.
Тема 3. Подведем итоги. (4 часа).
Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины.
Тема 4. История города Валдая (14 часов).
Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время.
Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая . (13 часов).
Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря.
Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.
Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. ( 3 часа)
Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями.
Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ ( 2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала.
По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.
Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа).
Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы.
Тематическое планирование
образовательной программы
«Краеведение»
№ занятия
Тема
Количество часов
1
Введение. Знакомство с целями, задачами курса, формами проведения, планами на год.
1
2
Что понимается под термином «краеведение». Отрасли краеведения.
1
3-4
Общий обзор истории села.
2
5-6
Основание деревни в 1495 году. Топонимы окрестностей.
2
7
Социально – экономическое развитие села в 19 веке.
1
8
Семеновщина в начале 20 века ( до октября 1917 года)
1
9
Семёновщина в 30 – 40 годы 20 века
1
10
Семёновщина в годы Великой Отечественной войны
1
11
Послевоенное развитие деревни (50 – 60 годы)
1
12
Семёновщина в конце 20 века- начале 21 века.
1
13-16
Посещения старожилов в д. Язвищи: сбор материала
4
17-19
Посещение старожилов в д. Копейник
3
20-22
Посещение старожилов в д. Яблонка.
3
23-26
Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы ( школа №4 )
4
27-30
Посещение д. Любница ( история села, история создания ц. Пресвятой Богородице в честь иконы Нечаянной Радости)
4
31-32
Оформление материала по теме « Историческое прошлое д. Семеновщина и окрестных деревень»
2
33-34
Итоговое занятие. Игра, викторина «Деревня моя».
2
35
Физико-географическое положение г. Валдая
1
36
Валдай в 15-17 веках.
1
37
Валдай в 18-начале 19 века.
1
38
Социально-экономическое развитие города в 19 веке.
1
39
Культура Валдая в 19 веке.
1
40
Социально-экономическое развитие Валдая в 1 половине 20 века.
1
41
Валдай в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла.
1
42
Партизанское движение
1
43
Герои – валдайцы, защищавшие Родину на фронтах
1
44
Послевоенное развитие Валдая
1
45
Валдай –центр туризма.
1
46
Валдайский национальный парк.
1
47
Экономика города.
1
48
Культура и образование.
1
49-51
Посещение музея колоколов и Музейного колокольного центра.
3
52-54
Посещение музея уездного города .
3
55-56
Памятные и исторические места г. Валдая.
2
57-61
Посещение Иверского монастыря.
5
62-64
Исторические и памятные места Валдайского района.
3
65-66
Оформление материала.
2
67-68
Итоговое занятие « Наши проекты»
2
Литература
1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год
2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год
3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год
4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год
5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год
6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина
7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год
8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год
9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год.
11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013.
12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год.