Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение современных образовательных технологий (СОТ) в общеобразовательной школе"»
Применение современных образовательных технологий (СОТ)
в общеобразовательной школе
учитель истории и обществознания Вартик А.С.
Современная педагогика внесла в процесс обучения свои коррективы. В связи со сложившейся в стране экономической и политической ситуацией государство предъявляет школе новые требования. Обществу необходим не столько хороший работник, сколько хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Будущему строителю общества необходимы такие качества, как психологическая устойчивость, умение делать выбор, достойно выходить из стрессовых ситуаций, эффективно использовать ограниченные ресурсы, вести переговоры. Я, как учитель, должен готовить своих учеников к переменам.
Передо мной, учителем истоии, встала проблема, как раскрыть, развить творческие возможности моих учеников. Достаточный опыт преподавания позволил мне увидеть противоречие в массовой практике между стремлением учащихся к творчеству и недостаточной возможностью его осуществить: дети владеют необходимым количеством информации, разучивают новые произведения, но в условиях традиционно организованного урока настоящего творческого самовыражения не получается.
Возникает вопрос: «Почему?». Причина кроется в отсутствии актуализации личного опыта учащихся, учета их индивидуальных способностей. Недостаточно умелая организация психологического климата на уроке, отсутствие диагностики успешности обучения, системности в процессе обучения приводят к тому, что обучающиеся механически заучивают программный материал, а коллективного и индивидуального творческого порыва нет.
Это противоречие и побудило меня к разработке своих элементов системы обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся которые, на мой взгляд, позволят так построить учебный процесс, чтобы каждый мой ученик смог почувствовать, осознать себя творческой личностью.
В связи с этим мною созданы:
система использования жетонов;
система приемов группового способа обучения (работа в группах сменного состава);
система подачи материала при помощи электронных носителей;
система диагностики успешности обучения учащихся (анкета по изучению уровня интереса к освоению материала);
система нетрадиционных уроков;
различные формы творческой деятельности учащихся.
Целью обучения является создание условий творческого общения, позволяющих сформировать у обучающихся ценностно - ориентированное отношение к предмету, раскрыть творческий потенциал.
Основным условием реализации программы является необходимость организовать познавательную и творческую деятельность обучающихся в различных формах.
В этом случае дети не теряют интереса к предмету.
Акцент в работе делаю на компетентностно – ориентированный подход. Моя задача - готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Одной из эффективных форм компетентностного обучения считаю методпроектов. Такая форма работырасширяет границы урока, помогает создавать в группах здоровый психологический микроклимат. Работая над проектом, учащиеся привыкают к коллективной форме выполнения заданий, ответственно относиться к порученному делу, объективно оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей, творчески мыслить и самостоятельно планировать свои действия. Для работы над проектами выбираются темы, позволяющие проявить смекалку и творчество ребят.
Большую роль в повышении интереса к истоии играют интегрированные уроки. В такой форме учебной деятельности наблюдается новый уровень интеграции истории в другие предметы.
К примеру, новая программа уроков литературы позволяет ознакомиться с поэмой А.С.Пушкина «Борис Годунов» лишь фрагментарно. Ученики с трудом могут собрать в единое целое разрозненные события, отраженные в отрывках из поэмы. На фоне резкого падения читательского интереса у молодежи, ситуация непростая. В программе уроков истории личность Бориса Годунова тоже представлена предельно кратко, документально (2 страницы). Интегрированный урок позволяет рассмотреть личность Бориса Годунова, да и саму эпоху глубже и внимательнее. Главный герой предстает перед ними уже не как историческая фигура, а как личность противоречивая, яркая, тонко чувствующая и глубоко страдающая. Опираясь
на знание оперы, дети на уроках литературы легко воспринимают фрагменты поэмы, как части одного целого произведения.
Музыка разжигает интерес к истории в целом на примере конкретных исторических событий. От всей души юные слушатели сочувствуют дочери Ивана Сусанина Антониде, оставшейся без отца. Вместе с Ваней пробираются ночью через лес, ведомые великой целью.
В процессе подробного изучения оперного искусства известные исторические личности и знаменитые литературные герои приобретают реальные человеческие черты. Иван Сусанин воспринимается не как литературный персонаж, а как мужественный, достойный восхищения человек.
Творческий подход дает ученикам возможность проявлять личную инициативу. Учащиеся дополнительно изучают исторические факты, условия жизни и быта. Для полноты восприятия образа они самостоятельно ищут литературу исторической направленности.
В таком творчестве налаживается прочная межпредметная связь. Учитель истории становится более интересным, востребованным в учебном процессе. Но и самому педагогу необходимы определенные знания не только своего предмета, но и литературы, музыки иностранных языков и т.д. Другими словами, мне приходится учиться вместе со своими учениками.
Залог успеха для учителя в том, чтобы ученики любили его и верили ему. Для этого необходимо, чтобы учитель любил и понимал детей, верил в них и умел слушать.