Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности» (из опыта работы)»
Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Выступление на педагогическом совете
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности»
(из опыта работы)
Подготовила:
Богданова Ольга Станиславовна,
учитель истории и обществознания
2021г.
Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности. Что же такое функциональная грамотность?
По данным социологического словаря, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [6].
А. А. Леонтьев в одной из своих работ определяет функциональную грамотность как способность человека свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации [4].
Еще английский философ Ф. Бэкон говорил о том, как важно научиться правильно работать с информацией, что именно чтение делает человека знающим.
Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.
Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:
· обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;
· не умеют использовать приобретенные знания на практике;
· многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;
· ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимость в формировании функциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.
В процессе обучения каждый ребенок должен научиться
- самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее;
- осуществлять поиск информации из различных источников;
- аргументировать и критически мыслить;
- искать рациональные пути решения поставленных задач.
Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.
Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.
Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:
1. Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.
2. Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
Пример синквейна на уроке истории в 6 классе. Тема «Столетняя война»:
1) Жанна дАрк;
2) отважная неординарная;
3) сожгли, реабилитировали, канонировали;
4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
4) Орлеанская дева.
Пример синквейна на уроке обществознания в 6 классе. Тема «Потребности человека»:
1) потребности;
2) биологические, социальные;
3) появляются, возникают, проявляются;
4) побуждают человека к деятельности;
5) нужда.
3. Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.
Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:
В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После» перечисляет все причины и делает вывод.
4. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
5. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.
6. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
7. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?
Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы.
Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.
Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.
Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.
Список литературы
1. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе. [Текст]/Е. Е. Вяземский. – М. :Просвещение. –2005. – 98с.
2. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Лектор: Ярославцева Марина Юрьевна. Курс лекций для дистанционного обучения. Лекция 5.https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200902107.
3. Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем).
5. Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html?forprint=1.
6. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.
Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. – 2019. – №23. – С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361