kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на педагогическом совете  на тему: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности» (из опыта работы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности» (из опыта работы)»

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области






Выступление на педагогическом совете



«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности»

(из опыта работы)




Подготовила:

Богданова Ольга Станиславовна,

учитель истории и обществознания















2021г.

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.  Что же такое функциональная грамотность?

По данным социологического словаря, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [6].

А. А. Леонтьев в одной из своих работ определяет функциональную грамотность как способность человека свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации [4].

Еще английский философ Ф. Бэкон говорил о том, как важно научиться правильно работать с информацией, что именно чтение делает человека знающим.

Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

·          обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;

·          не умеют использовать приобретенные знания на практике;

·          многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;

·          ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимость в формировании функциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.

В процессе обучения каждый ребенок должен научиться

- самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее;

- осуществлять поиск информации из различных источников;

- аргументировать и критически мыслить;

- искать рациональные пути решения поставленных задач.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

1.  Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

2.  Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).

Пример синквейна на уроке истории в 6 классе. Тема «Столетняя война»:

1) Жанна дАрк;

2) отважная неординарная;

3) сожгли, реабилитировали, канонировали;

4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;

4) Орлеанская дева.

Пример синквейна на уроке обществознания в 6 классе. Тема «Потребности человека»:

1)      потребности;

2)      биологические, социальные;

3)      появляются, возникают, проявляются;

4)      побуждают человека к деятельности;

5)      нужда.

3.  Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.

Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:

В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После»  перечисляет все причины и делает вывод.

4. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

5. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.

6. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

7. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы.

Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.

При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.

Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

 







Список литературы

 

1.       Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе. [Текст]/Е. Е. Вяземский. – М. :Просвещение. –2005. –  98с. 

2.       Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Лектор: Ярославцева Марина Юрьевна. Курс лекций для дистанционного обучения. Лекция 5.https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200902107.

3.       Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем).

4.       http://pedsovet.su/metodika/6284_metody_raboty_s_tekstom.

5.       Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html?forprint=1.

6.       Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.

7.       Социологический словарь. https://gufo.me/dict/social_dict.

Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. –  2019. – №23. –  С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богданова Ольга Станиславовна

Дата: 01.03.2025

Номер свидетельства: 666032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства