Институт президентства в России.
Тип урока: комбинированный
Форма учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Цели урока: дать обучающимся общее представление о Президенте РФ (вступление в должность, сведения о появлении поста президента РФ, обязанности Президента и.т.).
Задачи:
Образовательные: на основании 4 главы Конституции РФ дать обучающимся знания об избрании президента РФ на должность; рассмотреть сведения о появлении поста президента РФ; дать краткие сведения о президентах России: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев.
Развивающие: развивать навыки работы в группах по заданиям, развивать коммуникативные способности обучающихся через общение между собой в группе и представление результатов перед аудиторией в устной форме, развивать работу с раздаточным материалом по критериям; работать над умением грамотно фиксировать материал занятия, продолжить формирование умений анализировать, делать выводы по теме.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к главе нашего государства – Президенту; воспитание мотивации к обучению, желание расширить свой кругозор, воспитание уважение к своему Отечеству.
Опережающее домашнее задание: подготовить сообщения о первом президенте РФ – Б.Н.Ельцине.
Оборудование: раздаточный материал, рабочие листы, презентация.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас сегодня. Начать сегодняшний урок мне хотелось бы с возможно необычного для Вас вопроса: «Как вы относитесь к своей Родине? К стране в которой родились и растёте? (ответы обучающихся)
Учитель: Очень приятно слышать от Вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего государства восторгается историей своей страны, героями войны, достижениями спортсменов, развитием всех сфер общественной жизни страны. И вот уже на протяжении многих веков история доносит до нас множество фактов, когда во главе нашей страны стояли люди, желающие изменить жизнь в стране, улучшить её положение на международной арене. Это были Великие князь, цари, императоры и императрицы, Генеральные секретари. В настоящее время пост главы нашего государства называется - … Президент. Вы наверное уже догадались о том, что сегодня на уроке речь пойдёт о институте президентства в России.
Слайд №1
Слайд №2
Учитель:
Институт президентства в России появился в 90-е годы ХХ века. О человеке стоящем у истоков формирования института обучающиеся подготовили сообщение.
Сообщение о Б.Н.Ельцине.
Учитель:В сообщении прозвучали термины и понятия, определения которых я предлагаю Вам освежить в памяти.
Слайд №3
Конституция –
это основной закон государства.
Референдум –
это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и т.д.
Выборы –
процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.
Учитель: Тему выборов мы с вами поднимали на прошлом уроке и Вашим д/з было – написать синквейн по теме – выборы. Напомню, что такое синквейн.
Слайд №4
Проверка Д/З. Прослушаем синквейны.
Учитель: Приближается 12 декабря, День основного закона страны – День Конституции. В Конституции РФ президенту посвящена 4 глава, которая таки называется – Президент Российской Федерации. У вас на партах находится текст 4 главы.
На основании документа давайте ответим на вопросы:
Слайд №5
Каков статус Президента РФ (ст. 80)
*Глава государства
* гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
* определяет направления внутренней и внешней политики
*представляет Россию внутри страны и в международных отношениях
* координирует работу всех ветвей власти
Порядок избрания Президента определяется Федеральным законом от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации»
Слайд №6
2.Требования к кандидату в Президенты.(ст.81)
* гражданин РФ;
* не моложе 35 лет;
*постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
* Президент РФ избирается сроком на 6 лет.
* Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Слайд №7
Учитель:
Порядок вступления Президента в должность(ст.82 Конституции РФ)
«Клянусь при осуществлении
полномочий Президента Российской
Федерации уважать и охранять права
и свободы человека и гражданин
соблюдать и защищать Конституцию
Российской Федерации, защищать
суверенитет и независимость,
безопасность и целостность
государства, верно служить народу»
Слайд №8,9
Учитель: мы продолжаем работать с текстом конституции РФ
Слайд №10
3.Полномочия Президента: (ст. 83 а,г,д,е,е1,л)
Высшая кадровая политика:
* назначает Председателя Правительства РФ
* назначает высшее командование вооружённых сил РФ
* назначает и освобождает заместителей Председателя правительства и федеральных министров
*кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ
* кандидатуру Федерального прокурора РФ
* кандидатуру Председателя Центрального банка
* назначает полномочных представителей Президента РФ
Слайд №11
4.Формирование органов государственной власти и работа с ними: (ст.84 Конституции РФ)
Законодательная власть
* назначает выборы (и роспуск) Государственной Думы
* назначает референдум
* вносит законопроекты в Государственную Думу
* подписывает и обнародует федеральные законы
* обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
(ст.83 б,в; ст.85 2)
Слайд №12
Исполнительная власть
* имеет право председательствовать на заседаниях правительства
* принимает решение об отставке правительства
* вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъектов РФ
* приостанавливает действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ
Слайд №13
5.В области внешней политики: (ст. 86 Конституции РФ)
*осуществляет руководство внешней политикой
*ведёт переговоры и подписывает международные договоры
*подписывает ратификационные грамоты
*принимает верительные и отзывные грамоты дипломатов
Слайд №14
6.В сфере обороны и безопасности страны: (ст. 87-88 Конституции РФ)
* формирование Совета безопасности и руководство им
* Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами страны
* утверждение военной доктрины РФ
* введение на территории страны или её части военного положения в случае агрессии извне
* введение на территории страны или её части чрезвычайного положения
Слайд №15
7. В отношении граждан в его ведении: (ст.89 Конституции РФ)
* решение вопросов гражданства
* предоставление политического убежища
* награждение государственными наградами
* присвоение высших воинских званий
* помилование
Учитель: Слайд №16
Прекращение полномочий Президента РФ: (ст. 92 Конституции РФ)
1. Нормальный порядок:
* с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
2. Досрочное прекращение полномочий:
* отставка, то есть инициатива самого Президента;
* стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
* отрешение от должности (импичмент).
ФИЗМИНУТКА.
Мы славно поработали. Мы много читали. Я предлагаю вам сделать зарядку для глаз. Посмотрите не поворачивая головы на право, налево, вверх, вниз. Сильно, сильно зажмурьте глаза. Откройте глаза. А теперь немного двигательной активности.
Встаньте справа и слева от парты. Мы с Вами говорили о Президенте. Согласитесь, что глава государства должен обладать массой достоинств. Но и лидерам, как и всем нам присущи положительные и отрицательные черты характера. Вытяните руки перед собой. Когда я буду называть отрицательные черты – Вы опускаете руки вниз, а когда положительные – вверх.
Воспитанность
Трудолюбие
Честность
Жестокость
Хитрость
Справедливость
Мужество
Ответственность
Нежность
Благородство
Аккуратность
Жадность
Властолюбие
Грубость
Лень
Глупость
Безразличие
Слабость
Малодушие
Скупость
Насмешливость
Язвительность
Болтливость
Мстительность
Бюрократизм
Осторожность
Смелость
Законопослушность
Доброта
Прилежность
Эмоциональность
Гостеприимство
Скромность
Деликатность
Гибкость
Бережливость
Жёсткость
Бескорыстие
Законопослушность
Щедрость
Учитель: Спасибо. Садитесь. А сейчас мы работаем в парах. Текст с ошибками «Рабочий день Президента»
Закрепление: тесты
1. Президент РФ назначает главу правительства
Указом Президента РФ
По согласованию с Федеральным собранием
С согласия Государственной Думы
4) С одобрения Совета Федерации
2. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности
1) судей Конституционного суда РФ
2) судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и Генерального Прокурора
3) Председателя Правительства РФ
4) Председателя Центрального банка РФ
3. Президент РФ вносит законопроекты в
1) Государственную Думу
2) Совет Федерации
3) Председателю Правительства РФ
4) Конституционный суд РФ
Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?
А) Президент РФ является главой государства
Б) Президент РФ единолично назначает Председателя Правительства
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Какое суждение является верным?
А) Президентом РФ может быть любой человек, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, проживающий на территории РФ не менее 10 лет
Б) Президент РФ является председателем парламента и главой законодательной власти в РФ
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных её местностях
1) военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
2) чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
3) переговоры и подписывает международные договоры
4) Указы и распоряжения
7. Что не относится к полномочиям Президента в отношении исполнительной власти:
1) имеет право председательствовать на заседаниях правительства
2) принимает решение об отставке правительства
вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъектов РФ
3) приостанавливает действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их КРФ
4) назначает выборы (и распускает) в Государственную Думу
Президент РФ является главой
Конституционного суда
2) Федерального собрания
3)Совета Безопасности
4)Российского государства
(Ответ: 1-3, 2-2, 3-1, 4-1, 5-4, 6- 1, 7-4, 8-4)
Учитель:
«Когда придёт в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но может быть… когда-нибудь… впервые».
Я не случайно прочитала эти стихи Евгения Евтушенко, написанное им в 1986 году.
Слайд№17
Подростки с этих фотографий вряд ли думали, что когда-нибудь будут вершить судьбу не только России, но всего мирового сообщества.
Узнали?
Слайд№ 18 со взрослыми (Ельцин Б.Н., Путин В.В., Медведев Д.А.)
Учитель: Пройдёт совсем немного времени и Вы станете избирателями.
- Какие виды избирательного права существуют? (активное и пассивное). Активное – это когда… (Вы выбираете). Пассивное – это когда (выбирают вас).
Слайд№19
Д/З. Каждый из нас в избирательном процессе выступает в двух ролях. Я предлагаю Вам на выбор две темы для эссе (сочинение-рассуждение)
1. Наказ президенту (активное права).
2. Если б я был Президентом (пассивное право)
Слайд№20
Рефлексия:
1.На уроке я работал……..
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5. Материал урока мне был………
6.Домашнее задание для меня…