Критерии оценивания | Навык знания, понимания:Знает значение не менее 4-х таких понятий, как мезолит, неолит, микролиты, скотоводство, мотыжное земледелие, распределение труда, производственный труд,производящее хозяйство, освоение металлов, ткачество, керамика, глиняный горшок (козе) Навык применения:Умеет группировать рисунки периодов ледниковой и послеледниковой эпохи, правильно группирует не менее 4-х картин по периодам и объясняет причину их распределения по этим группам; Навык критического мышления и анализа: сравнивает друг с другом произошедшие изменения в жизни и хозяйстве людей в период каменного века и может проанализировать не менее 4-х их особенностей; Навык синтеза:Определяет не менее 2-х эффективных и неэффективных воздействий на ремесленничество, возникших в результате изменений в природе, анализирует не менее 3-х изменений в общественном строе и орудиях труда |
Языковые цели | Слушают, читают, рассказывают, пишут о природных явлениях в период каменного века Казахстана и о переходе из потребительского типа хозяйства к производящему типу хозяйства (навыки прослушивания, прочитывания и написания) Предметная лексика и терминология: Собирательство,охота, рыболовство, скотоводство, мотыжное земледелие, распределение труда, продуктивный труд, производительное хозяйство, добыча руды, ткачество, керамика, глиняные горшки Диалог и перечень полезных слов к письменности: Природные перемены в периоде мезолита-… В периоде мезолита произошлисамые главные изменения / достижения… Природные перемены в периоде неолита -… В периоде неолита произошли самые главные изменения / достижения… Эти события/явления были важными/значительными в жизни человечества, поскольку… |
Середина урока Этап осмысления 7-мин 3-мин 6-мин 5-мин 10-мин 3-мин 3-мин 3-мин 2-урок 13 мин 3- мин 3- мин 3- мин 10 мин | (В) 1-задание. «Приведи в соответствие», на основе навыков «Знание и понимание» Работа с новыми понятиями. (У)Учитель вывешивает по разным уголкам классных стен смысл понятий и значений. таких новых слов, как: мезолит, неолит, микролиты, скотоводство, мотыжное земледелие, распределение труда, продуктивный труд, производительное хозяйство, добыча руды, ткачество, керамика, глиняный горшок Дескрипторы: /Ученики находят карточки с написанием новых понятий и идентифицируют их с карточками в соответствии с изображениями на них. (В) 2-задание. «Природные перемены» на основе навыка «Применение» Работа с рисунками. (Б)Для полного представления об изменений в природе Древнего Казахстана, ученикам предлагается группа картин (В коллекции представлены следующие рисунки: тропический климат, заледенелый континент, таяние льдов,разлив рек и озер, времена года, мамонт, носорог, барс саблезубый, пещерный медведь, заяц, олень и т.пр.) Дескрипторы: /Ученики группируют рисунки на две части: до ледниковой эпохи и после ледниковой эпохи и объясняют причины такого разделения рисунков/ (Г) 3-задание. «Хозяйственные перемены» на основе навыка «Критическое мышление и анализ» Работа над текстом. Вопрос исследования: Как Ледниковая эпоха изменила природу? Какие изменения имели место в природе Казахстана после резкого похолодания, а затем во время таяния льда? (У)Ученикам даются краткие сведения о переходе человека к продуктивному труду, приручению лошадей, от собирательства к земледелию, от охотничества к скотоводству. (Г) Распространяется упрощенный текст об изменениях в жизни людей после ледниковой эпохи. Каждая группа анализирует особенности каждого периода каменного века, а также появление новых видов ремесел, возникших в результате изменений в природе. Дескрипторы: 1-группа. Период мезолита сравнивает с периодом палеолита и находит изменения, имевшие место в жизни людей (подчеркивает не менее 3-х изменений) 2- группа. Период неолита сравнивает с периодом палеолита и находит изменения, имевшие место в жизни людей (подчеркивает не менее 3-х изменений) 3- группа. Определяет, какую пользу имело человечество в результате изменений в хозяйстве в периодах мезолита и неолита (приводит не менее 3 фактов) (Г) В устной форме защищает перед классом доказательства, собранные в результате исследования. Ответы групп фиксируются на листе оценивания в соответствии со следующими критериями. Критерии оценивания группы: -анализирует в соответствии с конкретными фактами -свободно выражает свое мнение -соблюдает тайм-менеджмент Остальные учащиеся класса в ходе презентации записывают необходимую информацию в свои тетради. (Г) 4-задание. Основанное на навыке «Синтез» Составление рассказа с применением ключевых слов. Г Класс делится на следующие группы: «собиратели и охотники», «скотоводы и земледельцы», «ткачи и гончары». Руководствуясь ключевыми словами, выполняют задание на тему «Перемены в жизни первобытных людей». Ключевые слова для употребления: собирательство, охота, рыболовство, животноводство, мотыжное земледелие, распределение труда, продуктивный труд, производительное хозяйство, ремесло, освоение металлов, ткачество, керамика, гончарное дело и т.д. Дескрипторы: / Определяют не менее 2-х эффективных и неэффективных воздействий на ремесло, полученных в результате изменений имевших место в природе, проанализируют не менее 3-х изменений в общественном строе и орудиях труда. (Г) 1. Занятие и хозяйство 2. Орудие труда и оружие 3. Общественный строй Группы читают содержание составленных рассказов перед классом. Ответы групп оцениваются на листе оценивания в соответствии с критериями. Интерпретация Игра в ролях. «Горячий стул» (Ж)1 ученик с группы садится на «горячий стул», входит в роль в соответствии со своим ремеслом и ведет рассказ о том, как природные изменения воздействовали на орудия ремесла и на ремесло в целом .Например, собиратель, охотник, земледелец, скотовод, ткачиха, гончар т.д. На «Выставку»должны выставляться следующие предметы (эти предметы можно представить в виде рисунков): Ученик, выступающий от имени группы, знакомит класс с «Историческими экспонатами» выставки. | 5, 6-слайды Раздаточные материалы 1 приложение Древний Казахстан. Детская энциклопедия. –Алматы: «Аруна», 2002 г. Казахстан в эпохе мезолита http://e-history.kz/kz/scorm/course/136 1 приложение 7-слайд Древний Казахстан. Детская энциклопедия. –Алматы: «Аруна», 2002 г. 8-слайд 1 приложение Видеоматериал «Казахстан в каменной эпохе» Т.Садыков, А.Толеубаев, Г.Халидуллин, Б.Сарсекеев. История древнего Казахстана. – Алматы: Мектеп, 2012 г. Национальная энциклопедия/ Главный редактор А.Нысанбаев. «Казахская энциклопедия». н2 приложение Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Казахстана. Археологические памятники на земле Казахстана с палеолита до средневековья. - Алматы, 2009 г. 9-слайд 1 приложение 10-слайд |
Конец урока Этапразмышления 7-мин 6-мин | Задание на закрепление «Истина/Ложь» В раннем палеолите со стороны Индийского океана пришел жуткий холод и в Казахстане наступили сильные холода /Ложь/ В эпоху палеолита люди использовали готовые продукты природы/ Истина / В 100-80 тысяча лет назад до нашей эры началась Ледниковая эпоха/ Истина/ Из собирательства возникло земледелие, из охотничества - скотоводство/ Истина/ В эпохе мезолита охотились на крупного зверя/ Ложь/ Самым важным признаком эпохи неолита был переход к производительному хозяйству / Истина/ Б Рефлексия. Ученики на листках обратной связи отмечают, на каком уровне ими освоены новые знания. Например, в колонке «Я сегодня знал (а)...» ученики указывают, что они понимали полностью и в целом все задания; В колонке «Я сегодня научился (-лась)...» ученики отмечают, что они умели в ходе выполнения задания составить предложения, высказывать свои мнения среди сверстников и доказывать их конкретными фактами; а в колонке «Я заметил (а)...» ученики дают акцент на то, что приметили при выполнении задания, что лодка была придумана в связи с растворением льда и приумножением воды в период мезолита; а в колонке «Мне хотелось бы побольше знать...» могут изъявить желания, что им хотелось бы узнать про исследования казахстанских археологов о периоде мезолита. Образец: - Я сегодня знал (а) о том, что... - Я сегодня научился (-лась) в том, что... - Я заметил (а) то, что... -Мне хотелось бы побольше знать о следующих вопросах... | 11-слайд 1 приложение 12-слайд 2 приложение |