I этап: организационный 1 мин. Учитель: Добрый день, ребята. Надеюсь, все настроены на работу, на уроке будете активными. Надеюсь, что результаты работы на уроке удовлетворят и вас и меня! Обучаемые: Подготовка обучающихся к уроку II этап: постановка цели и задач урока 3 мин. Учитель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о возможностях преодоления русскими княжествами монгольского ига и рассмотрим как Московское княжество превращается в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Давайте просмотрим отрывок из мультфильма и попробуем сделать вывод, какие же складываются условия для свержения ордынского владычества? Скажите какую цель мы поставим перед собой на уроке. Обучаемые: Узнать как происходило формирование необходимых условий для борьбы с ордынским владычеством. Учитель: Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? Обучаемые: Основные действующие лица, предпосылки борьбы, итог битвы, герои и значение Учитель: Безусловно, практически все эти вопросы сегодня будут освещены. Итак, сегодня мы раскроем истоки подвига русского народа, вышедшего на борьбу с ордынским войском во главе с московским князем, выявим истоки Куликовской битвы и ее значение. Он поможет вам ориентироваться в материале урока. Вашей задачей является заполнение в течение урока рабочего листа, который лежит на каждой парте, а сделать это хорошо возможно, только если вы проявите внимательность и активность на уроке. Как всегда, результат зависит от вас, надеюсь, что он будет хорошим и отличным. На данном этапе перед учащимися ставится задача сформулировать цель и план работы на уроке. При формулировке плана урока на доске составляется список вопросов относящихся к теме, которые учащиеся хотели бы наиболее глубоко выяснить. III этап: актуализация знаний 5 мин. Учитель: На последнем уроке мы с вами рассматривали тему усиления Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы говорили о политике, проводимой московскими князьями и её роли в возвышении Москвы над другими княжествами. Оно также стало главным духовным центром русских земель. Обучаемые: 6 человек выполняют индивидуальные задания по карточками. Отметьте причины возвышения Москвы и укрепления Московского княжества. Отсутствие соперников в борьбе за великокняжеский ярлык Сплочение населения перед угрозой опасности со стороны ордынцев. Родство московских князей с византийским императором. Использование московскими князьями военных сил ордынцев для борьбы с противниками. Поддержка московских князей духовенством. Выгодное географическое положение Москвы. Данный приём формирует у учащихся навыки самостоятельной работы с опорой на свои знания. Карточки соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Учитель: С остальным классом идёт работа у доски. Выбрав правильные варианты ответов на вопросы у вас получится слово. Обучаемые: 1) Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»? Р) дверь, калитка; Д) сумка; Е) забор 2) Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества? М) Киев; У) Владимир; О) Москва. 3) Менялась ли территория княжества при Иване Калите? Н) стала больше, чем была; Я) стала меньше, чем была; У) не менялась. 4) Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите? С) из дуба; К) из известняка; У) из кирпича. 5) Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища? Ж) Иван Калита; З) Ярослав Мудрый; К) Александр Невский; 6) Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям – О) ярлык; Р) баскак; У) иго; Ш) барщина 7) Какой город татары назвали «злым городом»? А) Торжок; Р) Рязань; Й) Козельск; С) Владимир (Слайды 2-8) Учитель: Ребята, какое слово мы можем составить из получившихся слов? Приём призван проверить знания учащихся по предыдущей теме и настроить их на активную работу в процессе урока. IV этап: Изучение нового материала 25 мин. Учитель: Продолжателями политики Ивана Калиты по укреплению Московского княжества являлись его сыновья – Семён Гордый и Иван Красный. Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её губительное действие». Такой личностью оказался Великий князь Московский Дмитрий Донской. "Туда! За Дон!. настало время! Надежда наша - бог и меч! Сразим моголов и, как бремя, Ярмо Мамая сбросим с плеч!" Так Дмитрий, рать обозревая, Красуясь, на коне гремел. К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской" В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Теперь ребята давайте разделимся на 3 группы. 1 группа выполнит задание №1 на рабочем листе. 2 группа задание №2 и 3-я группа №4. Групповая работа учащихся направлена на формирование у учащихся коммуникативных навыков. При выполнении заданий учащиеся используют текст учебника. 1-ой группе необходимо заполнить таблицу «Как Дмитрию Ивановичу удалось сохранить верховную власть?» и сделать вывод. Таблица состоит из 2-х колонок. В 1-ой колонке учащиеся должны заполнить, какие меры были приняты для укрепления власти, а во второй какое влияние они оказали. 2-ой группе нужно сделать выводы, прочитав исторический источник, почему русское войско не смогла одержать победу над ордынцами на р. Пьяни. Учащиеся учатся внимательно читать текст, анализировать информацию и делать выводы. 3-ей группе необходимо ответить на вопросы почему русское войско одержало победу на р. Воже? Таким образом, работая с текстом и документами составляют ход событий накануне решающей битвы. Обучаемые: выполняют задания в группах. После выполнения учащимися заданий, каждая группа на определённом этапе урока представляет классу свою работу. Идёт проверка выполнения заданий первых 2 групп. Учитель: Желание Мамая восстановить власть Золотой Орды над Русью было велико. Войско ордынцев насчитывало около 100 000 человек. В качестве союзника Мамая выступил литовский князь Ягайло. Князь Дмитрий собрал войско, какого ещё не видела раздробленная Русь. Почти все княжества встали на защиту своей земли. Ребята, а ведь главными нероями битв всегда были кто? Обучающиеся: богатыри Давайте вспомним какими они были и попробуем их изобразить: Богатырь – вот он каков: (изображают силача) Он силен, он здоров, Он из лука стрелял, (имитируют движение) Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко, зорко наблюдал, Подрастем мы и, смотри (поднимаем руки высоко вверх) Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. Включается аудиофрагмент: “Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие” - Откройте глаза. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Утренний туман понемногу рассеивается. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Обратите своё внимание на картину Александра Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Рассмотрите лица участников сражения. Что отражается в них? Обучаемые: Страх перед неизвестностью Учитель: Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… “Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. Приём «погружение» позволяет ученикам оказаться в мире конкретного фрагмента урока, заставляет их проникнуться чувством уважения к людям которым предстояло тяжёлое сражение. – А как поступает сам князь? Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами: “Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”. Дмитрий Иванович принял решение участвовать в сражении и, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Видеоотрывок из анимационного фильма Непрядва. Демонстрация видеофрагмента призвана разнообразить процесс урока и показать как выглядел поединок между 2-мя богатырями: Пересветом и Челубеем. А сейчас давайте посмотрим ход Куликовской битвы. Посмотрев анимационную карту, ход Куликовской битвы учащиеся отвечают на вопрос: знакома ли вам такая тактическая расстановка сил? Учащиеся: Да, в Невской битве. Данный прием позволяет установить историческую связь между тактическими действиями великих русских полководцев. Учитель: Мамай потерпел поражение. Победа русских была полной. Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему? Обучаемые: Донской Учитель: Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Видеофрагмент. |