kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений в российской империи

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СМЕНА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений в российской империи»



ТЕМА. НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СМЕНА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

К началу XX века на международной арене произошли серьёзные изменения. Если XIX век условно можно назвать веком Англии, то к началу XX века пальму первенства на мировой арене берёт Германия.

Кайзер Германии Вильгельм II решил, что Германия должна стать ведущей колониальной державой, гегемоном среди империалистических государств.

Однако на пути Германии к установлению мирового господства стояла Англия.

Противостояние Англии и Германии в начале XX века привело к образованию двух противоборствующих военно-политических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). На фоне данных событий, европейские страны принимают и осуществляют программы модернизации своих флотов, проводят перевооружение армий. Программы отвечали требованиям времени, так как на рубеже XIX-XX вв. изобретаются новые виды военной техники и средства массового поражения. Так, в 1864 году участвовала в сражении американская подводная лодка. В 1880-х годах американец Х. С. Максим изобрёл первый скорострельный пулемёт. В 1903 году в воздух поднялся первый самолёт «Флайер» американцев братьев Райт. В 1906 году на воду спущен английский линкор нового типа «Дредноут», что произвело революцию в военно-морском деле.

В 1908 году осуществлён пуск первой в мире российской подводной лодки с дизельным двигателем «Минога». В 1913 году русский авиаконструктор Игорь Сикорский создаёт первый и самый большой в мире самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец».

Началась разработка химического оружия, ставшего первым видом оружия массового поражения.

Необходимо отметить, что военная программа России, принятая в 1912 году с целью усиления Балтийского и Черноморского флотов, ещё не была завершена к началу войны.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, что же представляла из себя Российская империя перед началом Первой мировой войны? Развитие экономики России рассматриваемого времени вызывает неоднозначное впечатление.

С одной стороны, успехи были высокими. Россия входила в пятёрку ведущих экономических держав, уступая только Великобритании, Германии, догоняя Францию и США.

Очень быстро росло химическое производство, нефтедобыча, высокий рост был зафиксирован в угледобыче.

Строились железные дороги: с 1891 по 1916 годы построили Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб или Великий Сибирский путь). Она соединила Москву и крупнейшие дальневосточные промышленные центры империи. Это была самая длинная железная дорога в мире – более 9 тыс.км.

Быстрыми темпами развивался процесс монополизации промышленности. Именно в это время в России появляются монополистические объединения высших типов — тресты и концерны. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России второй половины XIX начала XX вв.

С другой стороны, по качественным показателям она занимала последнее место (как и Япония). В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3–8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5–3 раза. Этот разрыв объясняется тем, что Россия вступила на путь индустриализации значительно позже всех ведущих европейских стран. По словам В.И. Ленина Россия вступила в войну «…невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки» ( В.И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 261.)

Происходили существенные сдвиги и в сельском хозяйстве. Производство хлеба в предвоенное пятилетие увеличилось по сравнению с первым пятилетием XX века на 20%. Накануне войны экспорт хлеба составлял в среднем 727 млн. пудов. Россия занимала первое место на мировом хлебном рынке. Экспортировались и другие виды сельскохозяйственной продукции.

В конце XIX – начале XX вв. в России начинается подъём кооперативного движения. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. В земледелии крестьяне объединялись для совместной обработки земли, осушения заболоченных угодий, орошения, переработки и сбыта зерна, льна, пеньки и т.д. Приобретение новых, более производительных машин и орудий, покупка породистых быков, наём специалистов отдельным мелким хозяйствам было не под силу. Поэтому крестьяне организовывали товарищества, которые сообща покупали технические средства и сообща ими пользовались, строили складские помещения, машинные дворы, подбирали большие партии своей продукции и продавали её по более высоким ценам. Кооперативное движение было вызвано к жизни потребностями развивающихся капиталистических отношений, но не стало определяющим для развития сельского хозяйства России.

Что касается государственно – правового устройства российской империи, то необходимо знать, что в результате преобразований 1905-1906 гг. в России утвердилась конституционная монархия. Осенью 1912 года прошли выборы в IV Государственную Думу. Взаимное недоверие и подозрительность всё более определяли отношения между царём, правительством и Думой.

Активизировалось рабочее движение в ответ на усиление эксплуатации предпринимателями. Рабочие участвовали в забастовках, стачках, демонстрациях, которые жестоко подавлялись властью.

Так, 4 апреля 1912 года произошла трагедия на Ленских золотых приисках: мирное шествие рабочих против ареста членов стачечного такомите было расстреляно правительственными войсками. Было убито 270 человек и сотни ранены. Размах рабочего движения набирал силу.

В такой неспокойной социальной обстановке Россия стала одной из участниц Первой мировой войны, в которую будут втянуты 38 государств.

Домашнее задание. Учить конспект

Подумайте. 1. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1.На рубеже 1910-1911 гг. в России активизировалось рабочее движение в ответ на усиление ____________ предпринимателями.

2. Осенью 1912 года прошли выборы в IV-ю Государственную ____.

Варианты ответов:

Монополизации; кооперации; эксплуатации; Охрану; Думу; Организацию.

Правильный вариант: эксплуатации; Думу.

Подсказка: 1. Вспомните, как называется процесс принудительного труда и присвоение результатов чужого труда; 2. Как назывался законодательный орган власти в России, ограничивший власть русского императора?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 02.01.2025

Номер свидетельства: 662987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства