kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Отечественная война 1812 года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 

Образовательные:

- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.

Развивающие: способствовать развитию

- логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой, картой, документами;
- креативного мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Отечественная война 1812 года»»

Конспект урока

Тема урока: « Отечественная война 1812 года». 10 класс.

Цели урока: 

Образовательные:

- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.

Развивающие: способствовать развитию

- логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой, картой, документами;
- креативного мышления.

Воспитательные: 

-способствовать воспитанию

- патриотизма,

- чувства гордости за Россию.

Этапы урока:
Первый этап
 – вводно-мотивационный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.
Второй этап – операционный (организация познавательной деятельности по решению учебной задачи), изучение нового материала.
Третий этап – контроль и коррекция, рефлексия, домашнее задание.
План урока:

1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.

Ход урока

1этап: вводно-мотивационный.

Есть события, смысл которых так велик, что каждое новое поколение должно знать о нем. И это не просто высокие слова.

Такое событие мы сейчас с вами будем вспоминать.

-Постановка учебной задачи по исходному противоречию.

-Что вас поражает в этой ситуации?

Исходное противоречие

Выдвижение учебной задачи учащимися: почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их.

Работа с картой на слайде

- Давайте обратимся к карте и посмотрим, какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись на доске и в тетради:

12(24) июня 1812 г.- армия , 640 тысяч вторглась на территорию России.

Работа с картой слайда

-Посмотрите на карте расположение русских армий и их численность на кануне войны. Соотношение сил.Франция -640 000 человек ,Россия -220-240 000 человек

- Обратите внимание, что русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова. Численностью 220 -240 тысяч человек.

-Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (французский император рассчитывал разбить русские армии по одиночке. Захватить Москву и добиться от Александра подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».

- Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

-Александр 1 назначает Главнокомандующим Барклай – де – Толли.

- На ваш взгляд правильную тактику он предпримет, учитывая численное превосходство французов?

- Посмотрите по карте в каком городе русские войска соединились и был дан бой французам?

-3 августа 1812 года – Армия Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском. ЗАПИСАТЬ: 4- 5 августа 1812 года – сражение под Смоленском. В этой битве (см. карту) русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ отступать. От Смоленска остались лишь руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось.

- Какое настроение будет в русской армии? Кем они недовольны? На ваш взгляд, правильная тактика была у Барклая? Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения. Отступление вызвало недовольство в армии, виновником был объявлен Барклай, пошли слухи об измене. Стал вопрос о назначении нового командующего.

Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при дворе. Александр1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в армию Кутузов настроение солдат сразу сменилось, они говорили «Пришел Кутузов бить французов».



ЗАПИСАТЬ: 8 августа 1812 г.- М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.(Сообщение учащегося из биографии М.И. Кутузова).

- Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона.

Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

Мы долго, молча, отступали,

Досадно было, боя ждали, ворчали старики………



-Что вы можете сказать о соотношении сил перед Бородинской битвой?

ЗАПИСАТЬ: -26 августа 1812 г. Бородинское сражение.



Работа по слайдам

- Назовите героев этого сражения? в чем его историческое значение?

-Каковы были потери с обеих сторон?

-Почему Кутузов считал, что это сражение будет вечным памятником мужества?

В Петербурге это восприняли как победу. На самом деле, эта битва не выявила победителя. 

Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Какое значение имело это сражение?



ЗАПИСАТЬ: -1 сентября в крестьянской избе в Филях, состоялся военный совет. Какова была главная цель военного совета в Филях?

-Что предлагали генералы? На чьей вы стороне? Какое решение было принято Кутузовым?

-Кутузов сказал: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством, армией».

-Проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому принимая решение, надо рассмотреть, осмыслить вопрос со всех сторон. Главное, что выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Наполеон торжествует. ЗАПИСАТЬ: 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие.

-Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.

- Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии, за месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

-Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы, но напрасно…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

-Прекрасным доказательством являются и литературные строки написанные в 19 столетии.

-В преддверии зимы Наполеон решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6 октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно русская армия.

Поражения, нанесенные французам под 18 октября 1812г - Тарутином и 24 октября 1812г - Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. (карта)

- Что ожидало Наполеона на Смоленской дороге? Ответы учащихся

-Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли р. Неман, откуда начинали свой поход. Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р.Березину 14 – 18 ноября1812г Наполеон потерял еще 30тыс воинов.

-В конце декабря 1812 генерал - фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании войны.

-Давайте вернемся к учебной задаче: Почему поход в Россию

для Наполеона оказался трагическими?



М.Ю. Лермонтов дал свой ответ: « Да, были люди в наше время…»

3 этап: контроль и коррекция.

Рефлексия деятельности на уроке. Оценки за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Отечественная война 1812 года»

Автор: Керимова Сеида Сеидисламовна

Дата: 08.03.2025

Номер свидетельства: 666263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства