kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие по истории "Итоги Первой мировой войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержатся задания для анализа исторических документов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по истории "Итоги Первой мировой войны"»

Практическое занятие № 1. Итоги Первой мировой войны это второеПЗ

Задание 1. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы: 1. Кто подписал данный Манифест? Назовите приводимые автором любые два объяснения, вынудившие перевести армию и флот России на военное положение. 2. Укажите провозглашаемую Манифестом задачу, вставшую перед Россией после объявления войны Германией. 3. Определите причины вступления России в войну, названные в Манифесте.

Из высочайшего Манифеста ...Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.

Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. ...Союзная Австрии Германия... не внемля заверению НАШЕМУ, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав. В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри.

Задание 2. Сравните мнения о целях участия России в Первой мировой войне. В чём они, по вашему мнению, противоречат друг другу? Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?

А. Долныков, современный российский публицист: В России в августе 1914 г. все общество объединилось вокруг царя в борьбе за освобождение страны. Представители только одной политической партии - большевистской - открыто выступили с критикой правительства и пораженческими лозунгами.

М. Кушниров, российский поэт ХХ в. (по воспоминаниям отца - солдата Первой мировой войны): ...Кроме явных, громогласно объявляемых побуждений к войне (славянская солидарность), были, и не столь явные - Константинополь, проливы, будущие аннексии и контрибуции. Но и они - не самая сокровенная суть дела: не столь уж безземельна, безводна и неимуща была Россия, чтобы рисковать миллионами жизней ради лишней поживы. Скрылось в этом последнем воинственном порыве российского самодержавия нечто более сокровенное, наболевшее, отчаянное - одолеть победой, блистательным триумфом повсеместный, резко набирающий силу и скорость раскол в государстве. Всё более и более раскаляемую вражду между сословиями, классами, партиями, ведомствами, кругами и лицами. Поэтому так захлёбно, так изобильно говорилось в те дни о братстве, единстве, любви, всепрощении и верности трону.


Задание 3. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы: как президент оценивает военные действия на фронте в 1914 г.? Как оцениваются действия русской армии?

Из воспоминаний французского президента Р. Пуанкаре о наступлении русских войск в августе 1914 г. Превосходные результаты на Востоке, но на Западе нет ещё окончательных результатов. Во всяком случае, это выступление русских армий облегчит нас на Восточном фронте, и генерал Жоффр чрезвычайно благодарен за него…

Задание 4. Изучите документ. Прокомментируйте действия союзников в 1915 г. Чем объяснялись неудачи русских войск в 1915 г.?

Премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж об отношении правящих кругов Англии и Франции к русской армии. Великое отступление 1915 г., когда русские армии были в беспорядке и с небывалыми потерями оттеснены из Польши и Прибалтики до самой Риги, объяснялось исключительно недостатками у русских артиллерии, винтовок и снарядов…

История предъявит счёт военному командованию Франции и Англии, которое в своём эгоистическом упрямстве обрекло своих русских товарищей по оружию на гибель, тогда как Англия и Франция так легко могли спасти русских и таким образом помогли бы лучше всего и себе.  

Задание 5. Изучите документ. Прокомментируйте документ. Из срочной телеграммы главнокомандующего французской армией Ж. Жоффра (начало 1916 г.). Я просил бы наших русских союзников… перейти в наступление всеми свободными силами.

Задание 6. Изучите документ. Ответьте на вопрос: почему успешное наступление на Юго-Западном фронте (Брусиловский прорыв) в 1916 г. не дало русским решающих стратегических результатов?


…   Из письма офицера Генерального штаба Б. Н. Сергеевского (о результатах Брусиловского прорыва). Наступление… на Юго-Западном фронте удалось в невиданном размере: проникновение в глубину неприятельского расположения до 90 км, захват 20 000 кв. км территории, до миллиона человек потерь у противника. А через две недели – главного удара на севере… не последовало!!! Почему???

Задание 7. Изучите документ. Ответьте на вопросы: 1. Какая из частушек, по вашему мнению, появилась раньше других? 2. Проследите изменение отношения народа к войне по частушкам. В чём причины таких настроений? Русские частушки времен Первой мировой войны.

1. Мы с Японией буянили,

С Германией идём:

Кулаки у нас большие —

Мы нигде не пропадём.


2. Ох, как эта-то война

До чего нас довела;

До чистого полюшка -

Хоть давися с горюшка.


3. Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!


Задание 8. Работа с историческими источниками. Источники и историки об участии России в Первой мировой войне

Проанализируйте тексты о влиянии войны на Россию. Сделайте вывод: почему Первая мировая война стала в нашей исторической памяти «забытой, неизвестной»?

  1. Справка Второго политического отдела МИД Российской империи по поводу соглашения о Константинополе и проливах, 1916 г.

19 февраля/4 марта 1915 г. министром иностранных дел была передана Французскому и Великобританскому Послам памятная записка, в которой было изложено пожелание о присоединении к России в результате настоящей войны следующих территорий: города Константинополя, западного побережья Босфора, Мраморного моря и Дарданелл; Южной Фракии до линии Энос - Мидия; побережья Малой Азии между Босфором, рекою Сакария и подлежащим позднейшему определению пунктом Измидского залива; островов Мраморного моря и островов Имброс и Тенедос. Специальные права Франции и Англии в пределах указанных территорий остались бы ненарушимы.

АВПРИ (Архив внешней политики Российской империи).Ф. 133. Оп. 470. Д. 145. Л. 16-17.

  1. Политик В.В. Шульгин о Первой мировой войне

Об авторе. Шульгин Василий Витальевич (1878-1976) - сын дворянина-помещика, профессора, окончил юридический факультет Киевского университета, журналист, позднее депутат Государственной думы монархических умеренно-националистических взглядов. Поддерживал курс Столыпина, воевал в Первую мировую войну, в гражданскую - активный участник белого движения. Свои воспоминания писал в эмиграции в Югославии.

...Нам далеко до Англии и Франции. Благодаря нашей отсталости огромная Русская армия держит против себя гораздо меньше сил противника, чем это полагалось бы ей по численной разверстке. Нам недавно докладывали в Особом совещании, что во Франции на двух бойцов приходится один солдат в тылу. А у нас, наоборот, на одного бойца приходится два солдата в тылу, т.е. вчетверо более. Благодаря этому число бойцов, выставленных Россией с населением в 170 млн, немногим превышает число бойцов Франции с 40 млн. населения. Это не мешает нам нести жесточайшие потери.

По исчислению немцев, Россия по сегодняшний день потеряла 8 млн убитыми, ранеными и пленными. Этой ценой мы вывели из строя 4 млн. противника. Этот ужасный счёт, по которому каждый выведенный из строя противник обходится в два русских, показывает, как щедро расходуется русское пушечное мясо. Один этот счёт - приговор правительству. Всему правящему и неправящему классу, всей интеллигенции, которая жила беспечно, не обращая внимания на то, как безнадежно, в смысле материальной культуры, Россия отстает от соседей.

Страна не знает этого ужасного баланса смерти: два русских за одного немца, и поэтому эта самая тяжкая вина исторической России пока не ставится правительству на вид. Те, кто знает баланс, молчат. Ибо здесь пришлось бы коснуться и армии. А армия пока забронирована от нападок. Об ошибках Ставки и бездарности иных генералов «политические вожди» молчат. Шульгин В.В. Дни. - М., 1925










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Практическое занятие по истории "Итоги Первой мировой войны"

Автор: Федина Алла Николаевна

Дата: 30.12.2024

Номер свидетельства: 662944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Разработка классного часа  на тему "Декларация прав человека""
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-dieklaratsiia-prav-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "266906"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450269482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога "
    ["seo_title"] => string(92) "probliemy-priepodavaniia-istorii-i-obshchiestvoznaniia-s-pozitsii-miezhkul-turnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "141396"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418118528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности  как средство развития критического мышления обучающихся" "
    ["seo_title"] => string(128) "mastier-klass-priiomy-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "102537"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402512668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" "
    ["seo_title"] => string(73) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-malaia-triet-iakovka"
    ["file_id"] => string(6) "176400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424414726"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока  "Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко" "
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-mnogholikii-arkhitiekturnyi-obraz-pietierburgha-barokko"
    ["file_id"] => string(6) "218409"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433777715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства