kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.»

ИСТОРИЯ

ТЕМА. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.

Главенствующим фактором был вывоз сырья. Латинская Америка хорошо управляла сельскохозяйственным производством, промышленность там практически не развивалась. Бразилия в XIX веке поставляла на мировой рынок до 2/3 всего кофе. В конце XIX века многие государства этого региона, в том числе и Бразилию, охватила каучуковая лихорадка. Добыча этого важного сырья стала основой экономики многих латиноамериканских стран. С одной стороны, это было хорошо, так как вывоз сырья обеспечивал достойное существование латиноамериканским странам, но такие страны быстро попадали в экономическую зависимость от европейских стран и США, ведь это было государство, которое в основном потребляло латиноамериканскую продукцию. США хотели оказывать влияние и на политическую жизнь этих стран. Когда Америка решила построить Панамский канал, а власти Колумбии отказались это делать, американцы осуществили мятеж на территории Панамы, отторгли ее от Колумбии, объявили ее независимым государством, ввели туда свои войска и построили канал, несмотря на протесты старой власти.

Другие европейские государства тоже пытались оказывать давление на этот регион. Главную роль здесь играла Испания. Испанцы нелегко восприняли отделение Латинской Америки. В 1864 году Испания предприняла крупномасштабную войну с целью вернуть свой контроль хотя бы над частью латиноамериканских земель. Эта война вошла в историю как Первая Тихоокеанская война (рис. 3). Испанский флот приблизился к берегам Перу и решил вернуть Испании контроль в этом регионе. Однако война для Испании окончилась ничем. Испанцы не могли себе представить, что латиноамериканские государства могут объединиться и противостоять попыткам воссоздать колониальную империю Испании.

Рис. 3. Первая Тихоокеанская война

Основное влияние на события в этом регионе по-прежнему оказывали США. С 1820-х годов действовала Доктрина Монро (Америка обещала не вмешиваться в европейские дела, если европейцы не будут вмешиваться в дела американского континента). Согласно этой доктрине Латинская Америка объявлялась зоной американских интересов. Американцы брали на себя ответственность за все, что происходило в этом регионе.

Вмешательство американцев в латиноамериканские дела в середине XIX века было не очень сильным, так как Америка решала свои внутренние проблемы. Но в конце XIX века США вновь начинают вмешиваться в дела Латинской Америки. В 1898 году, когда шла испано-американская война, формальной независимости добились Куба и Пуэрто-Рико. В 1903 году произошел Панамский инцидент, о котором речь шла выше. К 1910-м годам американцы имели свое военное присутствие во многих государствах данного региона.

Для управления этим регионом использовался принцип «разделяй и властвуй». Многие латиноамериканские государства под началом Америки были настроены друг против друга. Часто вспыхивали гражданские войны. Так, в 1831 году, в ходе Гражданской войны, от Великой Колумбии отделилось государство, ныне известное как Венесуэла. В 1838–1840 гг. под воздействием различных сил развалилось государство Центральной провинции Латинской Америки. На этом месте возникло несколько независимых государств, которые попали под политический и экономический контроль США.

Следует отметить, что ответственность за подобные войны не стоит возлагать лишь на плечи США. Нередко между самими латиноамериканскими государствами возникали ожесточенные споры за территории, которые перерастали в крупномасштабные войны. Такой была Парагвайская война 1864–1870 гг. (рис. 4). В этой войне Парагваю противостояли три государства: Бразилия, Аргентина и Уругвай. Эта война вошла в историю как одна из самых кровопролитных. В те времена не было столь точной переписи населения, но принято считать, что из 520 тысяч жителей Парагвая во время этой войны погибло не менее 300 тысяч человек. Причины столь больших потерь Парагвая многие историки видят в том диктаторском режиме, который был установлен на территории этой страны. Людей посылали на бой, хотя было очевидно, что эти сражения окажутся проигрышными для Парагвая. В результате война завершилась полным разгромом Парагвайского государства. Его территория на 6 лет была оккупирована бразильскими войсками, а Парагвай потерял около половины всех подконтрольных ему земель.

Рис. 4. Парагвайская война (1864–1870)

Мексиканская революция 1910 – 1917 гг.

Важным событием в истории Латинской Америки была Мексиканская революция 1910–1917 гг. Мексикой с 1876 года правил президент Порфирио Диас (рис. 6). Ему удалось установить военную диктатуру своеобразным путем. Он выступал против того, чтобы мексиканские президенты занимали свой пост два срока подряд. Он считал, что одного срока вполне достаточно и президентам необходимо уходить в отставку и давать возможность появиться другим политическим деятелям. Когда подобный закон был принят, Порфирио Диас стал президентом. Когда кончился его первый срок, он выставил свою кандидатуру на выборах повторно. Он заявил, что просто поменял свою точку зрения и один срок – это все-таки мало.

Рис. 6. Порфирио Диас

Многократное продление срока правления Порфирио Диаса привело к подъему движения за независимость страны от его чиновников. Уровень коррупции в Мексике был запредельным. Огромным влиянием в Мексике пользовались США. Поэтому в 1910 году противника Диаса подняли восстание. На севере и юге страны практически одновременно были сформированы две партизанские армии. На севере действовала армия под предводительством Франциско Вилья (рис. 7). На юге Мексики повстанцами руководил Эмилиано Сапата (рис. 8).

Рис. 7. Франциско Вилья

Рис. 8. Эмилиано Сапата

Наступление повстанческих армий на Мехико привело к тому, что в 1911 году Порфирио Диас бежал из страны. В стране были проведены свободные президентские выборы, на которых победил помещик Франсиско Мадеро (рис. 9). Однако революция на этом не завершилась. Ситуация складывалась так, что с 1911 по 1917 год власть в стране захватывали различные группировки как революционные, так и контрреволюционные. Нередко в это время в стране проходили вооруженные перевороты.

Рис. 9. Франсиско Мадеро

События, происходившие в Мехико с 9 по 19 февраля 1913 года, вошли в историю как Трагическая декада. В это время президент Мадеро потерял свою власть. Его сверг с президентского поста противник революции, генерал Викториано Уэрта (рис. 10). Он оставался президентом Мексики недолгий срок. Вскоре его сменил устроивший государственный переворот генерал Венустиано Карранса (рис. 11). Его власть тоже продержалась непродолжительный срок.

Рис. 10. Викториано Уэрта

Рис. 11. Венустиано Карранса

Причины столь частой смены власти в Мексике во времена этой революции заключались в том, что в мексиканском обществе отсутствовало единство и общее представление о том, как будет дальше развиваться страна. Ситуацией в Мексике решили воспользоваться США, которые в 1914–1916 гг. предприняли попытку интервенции в Мексику. Мексиканское общество объединилось, завершило революцию и изгнало интервентов с территории Мексики.



Домашнее задание

Выписать в тетрадь:

Каудилизм – система единоличного правления, опирающегося на военную силу

В 1920–1930-е гг. Латинская Америка продолжала оставаться малоразвитой периферией Западного мира, а почти вся Тропическая Африка — его колонией. Новым явлением стало распространение в Латинской Америке коммунистических и фашистских идей, которыми нередко увлекались и политики, и общественные активисты, и деятели культуры.   




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 02.01.2025

Номер свидетельства: 662988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Викторина  по географии «Что? Где? Когда?» 11класс"
    ["seo_title"] => string(50) "viktorina-po-ghieoghrafii-chto-gdie-koghda-11klass"
    ["file_id"] => string(6) "257134"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448280526"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Конспект урока на тему: «СССР: мирное сосуществование. Успехи и противоречия»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_sssr_mirnoie_sosushchiestvovaniie_uspiekhi_i_protivorie"
    ["file_id"] => string(6) "355354"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478278122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Внеурочная работа Аукцион Знаний "Дело в шляпе" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieurochnaia-rabota-auktsion-znanii-dielo-v-shliapie"
    ["file_id"] => string(6) "102426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402505226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Изучая английский язык, я познаю мир" "
    ["seo_title"] => string(41) "izuchaia-anghliiskii-iazyk-ia-poznaiu-mir"
    ["file_id"] => string(6) "227939"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441023266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства