Урок информирует об основных причинах революции в России, характеризует её участников, их требования, показывает отношение политических партий к революции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Начало российской революции 1905-1907 годов»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(9 класс)
Форма: Урок - лекция
Тема: Начало российской революции 1905-1907 годов
Цели: 1. Образовательная:
Выяснить основные причины и характер революции 1905- 1907 годов, охарактеризовать участников революции, их требования, показать отношение политических партий к началу революции.
2. Развивающая:
Развивать у учащихся умение анализировать, вычленять главное, сопоставлять, работать с документами, развивать мышление и логику, работать в парах, группах и индивидуально.
3 .Воспитательная.
Воспитывать чувство любви в Отечеству, развивать интерес к истории своей родины.
Оборудование:
Учебник «История России» А. А. Данилов, Л. Г. Косулин, М., Просвещение, 2007 год.
Кулешов С. В. «Наше отечество. Опыт политической истории», М., Мысль, 2011 год.
Агафонов В. Г. «Россия в поисках будущего», М., Мысль, 2012 год.
Историческая карта «Россия в период революции 1905-1907 годов»
Телевизор, видеомагнитофон, фильм «1905 год»
Ход урока.
Подготовительный этап
Учащиеся получают задание о подготовке сообщения об одном из лидеров партии начала 20 века, устанавливается оборудование, вывешивается карта.
Основной этап.
Учитель проводит логическую связь между старой и новой темой и ставит ряд вопросов учащимся:
Какова социальная структура общества России начала 20 века?
2. Какие основные противоречия и проблемы волновали
население России?
3- Отношение правительства Николая-2 к нерешенным проблемам России?
(Фронтальная работа с учащимися, краткое обобщение изученной темы)
Выяснив невозможность мирным путем изменить противоречивую ситуацию в России и нежелание правительства Николая-2 проводить реформы в стране, учитель ставит вопрос: «Каким способом можно было распутать клубок противоречий в России?»
Учащиеся самостоятельно выводят тему урока работая по алгоритму исторических событий; вырабатывают цели урока:
Причины и характер революции 1905-1907 годов.
Характеристика участников революции, их требования.
Отношение различных политических партий к происходящим событиям.
(Самостоятельный выбор учащимися темы урока, постановка
целей, работа по алгоритму)
Учитель обращается к классу с заданием обосновать характер будущей революции по анализу документа: «... руки
интеллигенции беспомощно опускаются, народ обеднел и обнищал, донышко казенного сундука стало показываться все ясней и яснее, и вся огромная храмина, которую представляет ныне наше отечество, начинает расползаться по швам.. Поэтому дворянину и буржуа нельзя уже вместе стало оставаться на плечах народа, и одному из них придется уходить... Чем скорее буржуа сделается один хозяином положения, тем легче будет жить и всему народу...» Н, А, Бердяев
Учащиеся выясняют, какие главные задачи стояли перед революцией (буржуазно-демократические), а главным участником являлись народные массы.
(Анализ исторического документа)
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу
Причины
Нерешенные проблемы: рабочий, крестьянский, национальный, военные вопросы, необходимость демократического переустройства России.
Характер
Буржуазно-демократический
Основные
участники
революции
Крестьянство, рабочий класс, интеллигенция,буржуазия, политические партии России, ряд воинских частей
Учитель выясняет у учащихся, какие главные нерешенные проблемы стояли в России:
L Крестьянский вопрос.
Рабочий вопрос
Национальный вопрос.
Военный вопрос.
Демократическое переустройство России.
Учащиеся получают задания распределить по значимости главные нерешенные вопросы в России и определить основных участников революции.
Участники революции:
Крестьянство.
Рабочий класс.
Буржуазия.
Интеллигенция.
Ряд политических партий.
Часть военнослужащих.
Учитель формирует знания у учащихся по основным понятиям урока: (революция, партия, социальные группы, национальный кризис. буржуазно-демократическийхарактер), учащиеся записывают понятия в исторический словарь.
(Работа с понятийным аппаратом, работа со словарем)
Класс делится на 5 групп и учащиеся, используя материалы учебника и учебных пособий, определяют: «Какие цели ставили политические партии в революции 1905-1907 годов, какие слои населения они представляли?»
(Работа в группах, работа с документами) Выступающий от групп зачитывает классу основные тезисы политической партии, и весь класс воспроизводит информацию в тетрадь и так поочередно несколько раз, учащиеся оценивают качество работ своих товарищей.
(Работа с элементами КСО, взаимооценка)
Класс выслушивает сообщения одного из учащихся о лидере однойиз политических партий.
(Индивидуальная работа учащегося)
В классе демонстрируется отрывок из фильма «1905 год», где показывается расстрел рабочей манифестации в С-Петербурге, Учитель обращает внимание учащихся на жестокость царского расстрела, мирный характер демонстрации и зачитывает выдержку из петиции рабочих и жителей С-Петербурга Николаю-2
(Обсуждение учащимися фильма, и работа с документами)
На исторической карте фиксируются место «Кровавого воскресенья» и в словарь вносится историческая дата - 9 января 1905 год, как начало революции 1905-1907 годов.
Заключительный этап.
При закреплении изученного материала систематизируются знания по таблице, отрабатывается понятийный ряд и проводится проверочный тест:
Какая политическая партия была наиболее революционна в ходе революции 1905-1907 годов?
а) Кадеты
б) Октябристы
в) Большевика +
г) Меньшевики
Назовите наиболее значимый вопрос революции 1905-1907 годов?
а) Крестьянский +
б) Рабочий
в) Национальный
г) военный
Из выступлений представителей какой партии взяты следующие слова; «... Революция создает наконец - то реальную возможность для соединения политического и аграрного террора в единый поток, сметающий прогнившее самодержавие...»?
а) Большевики
б) Меньшевики
в) Эсеры +
г) Кадеты
4, Кто возглавил мирную демонстрацию рабочих в С-
Петербурге 9 января 1905 года?
а) В, Ленин
б) В. Чернов
в) А, Булыгин
г) Г. Гапон +
5.. Какое событие не относится к революционному?
а) Демонстрация рабочих
б) Вооруженное восстание
в) Работа в парламенте +
г) Всеобщая забастовка
При проверке теста учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
(Работа в парах)
Учитель задает домашнее задание: параграф 5, стр. 31-32, параграф 6, стр. 39-44, закрепление понятий, а для сильных учащихся составление тестового задания для определения программ политических партий.
При подведении итогов урока учитель фиксирует основные ошибки учащихся, оценивает и комментирует работы отличившихся на уроке, выборочно оценивает тест и благодарит учащихся за работу.