kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории на тему "Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был показан на ММО учителей истории. Были использованы различные приемы и методы для проведения урока. Урок по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Древняя Спарта"»

Урок по истории Древнего мира. 5 класс

«Древняя Спарта»


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Использованные методы: «Синквейн», «Гроздь», «Фишбоун», «Найди ошибки», «Соотнесите»

Приемы: работа с дополнительным материалом, с электронной презентацией, картой

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.


Задачи:

образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.


Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

личностные – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;

регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (заполнение сравнительной таблицы), оценка выполнения своей работы;

познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;

коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



















Ход урока.


  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Мотивация (2 минуты)


Ребята, вам сегодня на уроке я предлагаю представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «2 важных полиса в Древней Греции». Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд (слайд №1)


Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой…

Как вы думаете, что является другой ногой? Мы можем ответить на этот вопрос?

Я вам помогу: На слайде вы видите ряд понятий. Вы должны определить ключевое слово, которое их объединяет, а лишнее слово будет темой нашего урока.

Гомер, Одиссей, Спарта, Харибда, Пенелопа, Итака


Правильно (слайд №2). Это Спарта. Тема нашего урока «Древняя Спарта».


  1. Актуализация (5 минут)

Но прежде чем, говорить о Спарте, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем. Историю какой страны мы с вами изучали на последних уроках? (Древняя Греция). Вспомним, что мы уже с вами изучили? (да)

Фронтальный опрос (работа с картой)

Ваша задача назвать слова или предложения, с которыми ассоциируется у вас Древняя Греция. Кто называет, тот получает жетончик. Каждый зарабатывает жетончики для себя и для команды. В конце урока подсчитаем сколько жетончиков у каждого из вас и у группы в целом (учту их при выставлении оценок). Слова могут быть любые: герои мифов, определения, имена богов, название городов – государств и т.д.


Молодцы! Немного подробнее остановимся на Афинах.

  • Кто покажет на карте, где находятся Афины? Как называется область, в которой расположены Афины?

  • Кто скажет, что такое полис? Афины – это полис или нет?

  • Чем занимались жители Афин?

  • Как назывался простой народ в Греции?

  • Демос в 7 веке до н.э. мог участвовать в управлении государством или нет?

  • Когда все изменилось? (в 594 г Солон – архонт, реформы)

  • Что было установлено в Афинах? (Демократия)


Правильно! Но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – (еще раз, какую?) полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Вам интересно узнать о Спарте? (да)


Тема нашего урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, какова цель нашего урока? Какие задачи нам предстоит сегодня решить (слайды – 4 изображения –географическое расположение, занятия, управление, воспитание) (слайд №3)

Ученики ставят цель урока: узнать - где находится, кто жил, как жил и т.д.



Хорошо. Значит нам нужно познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы не забываем, что пишем заметку в журнал о 2 полисах. Об одном мы уже все знаем, а вот о Спарте нет. В ходе урока каждый из вас будет заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты (раздаю таблицы). Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте. Это нам необходимо, чтобы написать заметку в журнал.

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте? (В Спарте детей сбрасывали с обрыва).

Проблема: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы. Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.


  1. Изучение нового материала (21 минута)


Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства? (его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой).


(Слайд №4)

План урока:

1) Географическое положение Спартанского государства.

2) Население Спарты

3) Управление Спартой.

4) Воспитание спартанцев.


Посмотрите, вы все состоите в том или ином отделе. Всего 4 отдела: картографический, по работе с населением, управления, образования). Каждый отдел занимается своей сферой деятельности.

Каждой группе раздается дополнительный материал с вопросами. Учащиеся работают с дополнительным материалом. Во время ответов каждый учащийся заполняет таблицу (на работу 7-8 минут)

См. Приложение (слайд № 5 – Ликург, видео, воспитание с ошибками слайд №6)


  1. Первичное закрепление (5 минут)

Молодцы! Все группы работали очень хорошо. Вам всем жетончики (5 на команду).

У вас должна быть у каждого заполнена таблица. Все кроме последнего столбика. Что ценилось в Спарте больше всего (слайд № 7, 8)?

Таким образом, у нас с вами получился большой материал, чтобы написать заметку в журнал и сравнить 2 главных полиса в Древней Греции.

А теперь я проверю, как вы запомнили то, что мы изучили на этом уроке. Сыграем в игру «Да - нет». Я вам читаю утверждение, а вы если согласны с ним хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.


Игра «Да – нет»

  1. Спарта находится в Южной Греции, в области Лакония (да)

  2. Известного спартанского законодателя звали Ликург (да)

  3. Основным занятием в Спарте было ремесло (нет)

  4. Илоты были рабами, принадлежавшие Спартанскому государству (да)

  5. Во время войн Спартой управляли 2 царя (да)

  6. Спарту окружали мощные крепостные стены (нет)

  7. Спартанские мальчики упорно занимались грамотой и письмом (нет)

  8. Воспитанием мальчиков до их совершеннолетия занимались родители (нет)

  9. Спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы (да)

  10. В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку (да)


  1. Подведение итогов урока (8 минут)

Мы с вами собрали достаточно материала, чтобы написать заметку в журнал. Я предлагаю вам написать его в стихотворной форме. Каждая команда должна написать синквейн (слайд № 9)

А редакционная комиссия оценить, какой отдел справился лучше всего.

Молодцы. У вас у всех получились очень хорошие заметки про Спарту. Ну а работа отдела… будет напечатана в журнале.


Рефлексия (3 минуты)

Понравилось ли вам путешествие по Спарте?

Давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В Древней Спарте оно проводилось при помощи крика, такой способ афиняне насмешливо называли «детским». Мы не будем устраивать шума, а проголосуем как в Древних Афинах. (Это как?). Так как камешек у нас нет, мы возьмем черную и белую бумагу.

Если вы кладете белую бумажку – значит вы работали активно и довольны своей работой. Если черную – значит наоборот.


Организация домашнего задания

(Слайд №10)

Для всех – параграф 31, учить понятия.

По желанию:

На «5» – написать рассказ о жизни спартанского мальчика.

На «4» - подготовить сообщение на тему «Лаконичная речь»




























Приложение


1 группа. Картографический отдел.


Дополнительный материал

Географическое положение Спартанского государства.



Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.


Задание: работа с картой (показать на карте расположение Спарты).

Заполнить схему.
































2 группа. Отдел по работе с населением.


Дополнительный материал

Население Спарты (стр. 147-148 пункт 1)


Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном – в военном деле.

Греческие племена, завоевавшие Лаконию, основали город-государство Спарту. Мужчины-победители, захватившие власть в стране, создали привилегированный социальный слой, который занимался исключительно военным делом. Их называют спартанцами. Местное население они превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных) и илотов (рабов).

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.


Задание: соотнести названия, определения и занятия населения Древней Спарты в порядке важности (от самых знатных к бесправному населению)

Вопрос: Это общество напоминает нам общество еще одной древней страны, где люди были поделены на группы, члены которых не имели права переходить в другую группу. Что это за страна?









3 группа. Отдел управления.


Управление Спартой (стр. 148-149 пункт 2)


Задание: на листе с изображением скелета рыбы необходимо вписать недостающие элементы Органы власти и его характеристика, функции).

Как вы считаете, можно ли считать справедливым такое государственное устройство


ВИДЕО!!!!!

4 группа. Отдел образования.


Дополнительный материал

Воспитание спартанцев (стр. 149-150), видео


«С момента появления на свет ребёнок в Спарте попадал в распоряжение государства. Имеет ли он право на жизнь или обречён на смерть решали не его родители, а специальная комиссия. В установленный срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть, а здоровых детей возвращали родителям.

До семи лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Грамоте мальчиков учили так, чтобы они умели подписать своё имя или прочитать приказ. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битве. Главными занятиями детей были борьба, бег, метание диска и копья.

И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Детей плохо кормили, чтобы приучить к самостоятельному добыванию пищи путём воровства или набегов на земли илотов. Попавшегося беспощадно били плетью, как неловкого вора, и заставляли голодать.

Про выносливость спартанских детей ходили легенды. Однажды спартанский мальчик украл лисёнка и спрятал его под плащом. Зверёныш начал царапать и кусать мальчика, который стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Мальчик молчал, пока, обливаясь кровью, не упал мёртвым.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать сочинение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили илоты и убивали застигнутых врасплох людей. Если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

У спартанцев запрещалось плакать и причитать на похоронах. Отправляясь в сражение, спартанцы надевали одежду красного цвета, чтобы легче было скрыть кровь из раны.

Спартанцы обучались грамоте ради самых необходимых потребностей – подписаться и прочитать.

Многоречие и пустословие в Спарте презирали так же, как и трусость. Спартанцы смеялись над состязаниями ораторов в Афинах. А сами старались говорить кратко, но веско. Так, в ответ на замечание, что у спартанцев короткие мечи, один из них ответил: « Зато мы хорошо достаём ими неприятеля».


Задание: найти в сокращенном тексте ошибки и исправить их.

Что вам понравилось в системе воспитания спартанцев, а что нет. Почему?






Воспитание спартанцев



Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Имеет ли ребенок право жить или обречён на смерть решали его родители. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть.

До десяти лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Особое внимание в обучении детей уделялось чтению и письму. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения.

И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Но при этом детей очень хорошо кормили, так как спартанцы считали, что их дети должны быть всегда сытыми.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Он состоял в том, что юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили спартанцы и убивали застигнутых врасплох людей.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и четкие ответы. Такая речь называется красноречивой.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории на тему "Древняя Спарта"

Автор: Машненкова Любовь Игоревна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект и презентация урока на тему "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_i_priezientatsiia_uroka_na_tiemu_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "386165"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485881243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "комбинированный урок по теме "Древняя Спарта" "
    ["seo_title"] => string(48) "kombinirovannyi-urok-po-tiemie-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "163390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422468043"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "древняя спарта "
    ["seo_title"] => string(17) "drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "165046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422731657"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-drievniei-grietsii-5-klass-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "318939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460703355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "383572"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства