Приемы: работа с дополнительным материалом, с электронной презентацией, картой
Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.
Задачи:
образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;
развивающие– продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
воспитательные– воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:
личностные – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
регулятивные –определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (заполнение сравнительной таблицы), оценка выполнения своей работы;
познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;
коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока.
Организационный момент (1 минута)
Мотивация (2 минуты)
Ребята, вам сегодня на уроке я предлагаю представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «2 важных полиса в Древней Греции». Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд (слайд №1)
Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой…
Как вы думаете, что является другой ногой? Мы можем ответить на этот вопрос?
Я вам помогу: На слайде вы видите ряд понятий. Вы должны определить ключевое слово, которое их объединяет, а лишнее слово будет темой нашего урока.
Гомер, Одиссей, Спарта, Харибда, Пенелопа, Итака
Правильно (слайд №2). Это Спарта. Тема нашего урока «Древняя Спарта».
Актуализация (5 минут)
Но прежде чем, говорить о Спарте, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем. Историю какой страны мы с вами изучали на последних уроках? (Древняя Греция). Вспомним, что мы уже с вами изучили? (да)
Фронтальный опрос (работа с картой)
Ваша задача назвать слова или предложения, с которыми ассоциируется у вас Древняя Греция. Кто называет, тот получает жетончик. Каждый зарабатывает жетончики для себя и для команды. В конце урока подсчитаем сколько жетончиков у каждого из вас и у группы в целом (учту их при выставлении оценок). Слова могут быть любые: герои мифов, определения, имена богов, название городов – государств и т.д.
Молодцы! Немного подробнее остановимся на Афинах.
Кто покажет на карте, где находятся Афины? Как называется область, в которой расположены Афины?
Кто скажет, что такое полис? Афины – это полис или нет?
Чем занимались жители Афин?
Как назывался простой народ в Греции?
Демос в 7 веке до н.э. мог участвовать в управлении государством или нет?
Когда все изменилось? (в 594 г Солон – архонт, реформы)
Что было установлено в Афинах? (Демократия)
Правильно! Но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – (еще раз, какую?) полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Вам интересно узнать о Спарте? (да)
Тема нашего урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, какова цель нашего урока? Какие задачи нам предстоит сегодня решить (слайды – 4 изображения –географическое расположение, занятия, управление, воспитание) (слайд №3)
Ученики ставят цель урока: узнать - где находится, кто жил, как жил и т.д.
Хорошо. Значит нам нужно познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы не забываем, что пишем заметку в журнал о 2 полисах. Об одном мы уже все знаем, а вот о Спарте нет. В ходе урока каждый из вас будет заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты (раздаю таблицы). Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте. Это нам необходимо, чтобы написать заметку в журнал.
Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте? (В Спарте детей сбрасывали с обрыва).
Проблема: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы. Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.
Изучение нового материала (21 минута)
Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства? (его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой).
(Слайд №4)
План урока:
1) Географическое положение Спартанского государства.
2) Население Спарты
3) Управление Спартой.
4) Воспитание спартанцев.
Посмотрите, вы все состоите в том или ином отделе. Всего 4 отдела: картографический, по работе с населением, управления, образования). Каждый отдел занимается своей сферой деятельности.
Каждой группе раздается дополнительный материал с вопросами. Учащиеся работают с дополнительным материалом. Во время ответов каждый учащийся заполняет таблицу (на работу 7-8 минут)
См. Приложение (слайд № 5 – Ликург, видео, воспитание с ошибками слайд №6)
Первичное закрепление (5 минут)
Молодцы! Все группы работали очень хорошо. Вам всем жетончики (5 на команду).
У вас должна быть у каждого заполнена таблица. Все кроме последнего столбика. Что ценилось в Спарте больше всего (слайд № 7, 8)?
Таким образом, у нас с вами получился большой материал, чтобы написать заметку в журнал и сравнить 2 главных полиса в Древней Греции.
А теперь я проверю, как вы запомнили то, что мы изучили на этом уроке. Сыграем в игру «Да - нет». Я вам читаю утверждение, а вы если согласны с ним хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.
Игра «Да – нет»
Спарта находится в Южной Греции, в области Лакония (да)
Известного спартанского законодателя звали Ликург (да)
Основным занятием в Спарте было ремесло (нет)
Илоты были рабами, принадлежавшие Спартанскому государству (да)
Во время войн Спартой управляли 2 царя (да)
Спарту окружали мощные крепостные стены (нет)
Спартанские мальчики упорно занимались грамотой и письмом (нет)
Воспитанием мальчиков до их совершеннолетия занимались родители (нет)
Спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы (да)
В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку (да)
Подведение итогов урока (8 минут)
Мы с вами собрали достаточно материала, чтобы написать заметку в журнал. Я предлагаю вам написать его в стихотворной форме. Каждая команда должна написать синквейн (слайд № 9)
А редакционная комиссия оценить, какой отдел справился лучше всего.
Молодцы. У вас у всех получились очень хорошие заметки про Спарту. Ну а работа отдела… будет напечатана в журнале.
Рефлексия (3 минуты)
Понравилось ли вам путешествие по Спарте?
Давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В Древней Спарте оно проводилось при помощи крика, такой способ афиняне насмешливо называли «детским». Мы не будем устраивать шума, а проголосуем как в Древних Афинах. (Это как?). Так как камешек у нас нет, мы возьмем черную и белую бумагу.
Если вы кладете белую бумажку – значит вы работали активно и довольны своей работой. Если черную – значит наоборот.
Организация домашнего задания
(Слайд №10)
Для всех – параграф 31, учить понятия.
По желанию:
На «5» – написать рассказ о жизни спартанского мальчика.
На «4» - подготовить сообщение на тему «Лаконичная речь»
Приложение
1 группа. Картографический отдел.
Дополнительный материал
Географическое положение Спартанского государства.
Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.
Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.
Задание: работа с картой (показать на карте расположение Спарты).
Заполнить схему.
2 группа. Отдел по работе с населением.
Дополнительный материал
Население Спарты (стр. 147-148 пункт 1)
Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном – в военном деле.
Греческие племена, завоевавшие Лаконию, основали город-государство Спарту. Мужчины-победители, захватившие власть в стране, создали привилегированный социальный слой, который занимался исключительно военным делом. Их называют спартанцами. Местное население они превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных) и илотов (рабов).
Спартанцы.
Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.
Илоты.
Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Периэки.
Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.
Задание: соотнести названия, определения и занятия населения Древней Спарты в порядке важности (от самых знатных к бесправному населению)
Вопрос: Это общество напоминает нам общество еще одной древней страны, где люди были поделены на группы, члены которых не имели права переходить в другую группу. Что это за страна?
3 группа. Отдел управления.
Управление Спартой (стр. 148-149 пункт 2)
Задание: на листе с изображением скелета рыбы необходимо вписать недостающие элементы Органы власти и его характеристика, функции).
Как вы считаете, можно ли считать справедливым такое государственное устройство
ВИДЕО!!!!!
4 группа. Отдел образования.
Дополнительный материал
Воспитание спартанцев (стр. 149-150), видео
«С момента появления на свет ребёнок в Спарте попадал в распоряжение государства. Имеет ли он право на жизнь или обречён на смерть решали не его родители, а специальная комиссия. В установленный срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть, а здоровых детей возвращали родителям.
До семи лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Грамоте мальчиков учили так, чтобы они умели подписать своё имя или прочитать приказ. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битве. Главными занятиями детей были борьба, бег, метание диска и копья.
И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Детей плохо кормили, чтобы приучить к самостоятельному добыванию пищи путём воровства или набегов на земли илотов. Попавшегося беспощадно били плетью, как неловкого вора, и заставляли голодать.
Про выносливость спартанских детей ходили легенды. Однажды спартанский мальчик украл лисёнка и спрятал его под плащом. Зверёныш начал царапать и кусать мальчика, который стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Мальчик молчал, пока, обливаясь кровью, не упал мёртвым.
В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать сочинение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили илоты и убивали застигнутых врасплох людей. Если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»
У спартанцев запрещалось плакать и причитать на похоронах. Отправляясь в сражение, спартанцы надевали одежду красного цвета, чтобы легче было скрыть кровь из раны.
Спартанцы обучались грамоте ради самых необходимых потребностей – подписаться и прочитать.
Многоречие и пустословие в Спарте презирали так же, как и трусость. Спартанцы смеялись над состязаниями ораторов в Афинах. А сами старались говорить кратко, но веско. Так, в ответ на замечание, что у спартанцев короткие мечи, один из них ответил: « Зато мы хорошо достаём ими неприятеля».
Задание: найти в сокращенном тексте ошибки и исправить их.
Что вам понравилось в системе воспитания спартанцев, а что нет. Почему?
Воспитание спартанцев
Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Имеет ли ребенок право жить или обречён на смерть решали его родители. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть.
До десяти лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Особое внимание в обучении детей уделялось чтению и письму. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения.
И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Но при этом детей очень хорошо кормили, так как спартанцы считали, что их дети должны быть всегда сытыми.
В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Он состоял в том, что юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили спартанцы и убивали застигнутых врасплох людей.
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и четкие ответы. Такая речь называется красноречивой.