Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.
Усвоение определения понятий - адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Формирование навыков планирования ответа.
Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений учителя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
№ п/п | Этап урока | Формируемые УУД. | Деятельность | ЭОР | Время (мин.) |
учитель | учащиеся |
1 | Организационный момент. Цель- – активизация учащихся. | Уметь организовываться к работе. | Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости. | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу. | | 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Цель- проверка усвоения пройденного материала. | Уметь оценить выполнен-ные задания. | Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поме-няться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки. | Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки. | Презентация (слайд 1,2) | 7 |
3 | Создание проблемной ситуации. Цель - мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее собы-тие в истории России. | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возник-ших затруднений: Посмотрите оглавление учебни-ка и найдите особенность в рассмотрении тем автором? Определите проблемный вопрос урока? | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. ! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны! ! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части! Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России. | | 2 |
4 | Изучение нового материала Цель - изучить одно из важнейших событий истории России | Работать с новой инфор-мацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самосто-ятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор? Какие из условий были выгодны России, какие – нет? Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынуж-ден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны Рос-сии. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпри-нимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англи-ей. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне. Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ Рос-сии выполнять условия Тиль-зитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона. | ! Россия признавала все за-воевания Наполеона, заклю-чала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, при-соединялась к «континен-тальной блокаде» Англии; ! + Франция не вела с Рос- сией войну, - экономический кризис из-за разрыва отно-шений с Англией! Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ. 1. Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну. 2.Повышение таможенных пошлин на французские то-вары. | Слайд 3-4 | 10 |
5 | Первичное примене-ние нового знания. Цель - уметь воспри-нимать наглядно-об-разное изображение. | Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществле-ние самоконтроля. | В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона числен-ностью 420 чел. начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленнные полко-водцы, покорившие всю Евро-пу. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под ко-мандованием военного минист-ра М. Б. Барклая де Толли, раз-мещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, рас-полагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возмож-ного наступления противника на Киев. Организует работу по закрепле-нию первичных знаний. В чем особенность первого эта-па войны? (внимание на контур-ные карты) Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И.Кутузовым? | Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах. 1-я армия – М. Б. Барклай де Толли 2-я армия – П. И. Багратион 3-я армия – А. П. Тормасов. | | 7 |
6 | Самостоятельная работа в парах Цель- умение рабо-тать с текстом учебни-ка, помогать товари-щу. | Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь. | Открывает слайд 5: 26 августа 1812 год – Бородинское сраже-ние. Показывает вопросы к дан-ному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах. Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы - В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был за-труднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обры-вистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса. Французам надо было атаковать в лоб). - Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского) - Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться) - Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии) - Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки) - Каковы итоги сражения? Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18) - Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения? - Почему? | Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетра-дям. Оказывают взаимопо-мощь и проверяют задания с другой парой. | Слайд 5, анимированная карта | 10 |
7 | Коллективная работа. Цель- умение рабо-тать с источником, слушать мнение дру-гих, аргументация собственной позиции. | Умение работать с доку-ментом, применять полу-ченные знания. | Организует работу с источником. Анализ документа: „С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязан-ностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступле-нием Москвы приготовлю не-избежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответствен-ность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов) Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отсту- пить без боя? Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким ули-цам большого города и произой-дет катастрофа. Как вы думаете, какое решение было принято? Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще су-ществовать армия и находиться в состоянии противиться непри-ятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет. На следующий день русская армия вышла из Москвы. О том, чем закончится Оте-чественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке. А сейчас повторим главное. | Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. | Слайд 6. | 5 |
8 | Итог урока. Цель - закрепить изученный материал. | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока. Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги? Какой вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему? Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставлен-ным целям. | | 2 |
9 | Инструктаж домаш-него задания. | | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; § 4 читать, ответить на вопрос «Какова роль партизанского движения в Оте-чественной войне 1812 года». Дополнительное задание отдель-ным ученикам: подготовить сообщение «Северяне в Оте-чественной войне 1812 года». | | | |