Урок-исследование по истории России в 9 кл. по теме "Зимняя война 1939-1940гг. /неизвестные страницы/".
Цель урока: расширить знания учащихся по данной теме; показать подлинные причины советско-финской войны; ознакомить с ходом военных действий; определить историческое значение события; отдать дань памяти погибшим в ней, независимо от того на чьей стороне они были вынуждены сражаться.
Задачи урока:
- формировать умение работать с архивными материалами;
- развить умение анализировать данные, делать выводы о ходе и результате войны.
- воспитать чувство ответственности и извлечь уроки из этой войны, которые послужили бы углублению добрососедских отношений между нашими странами.
- формирование познавательной активности и интереса к истории своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Зимняя война 1939-1940гг: неизвестные страницы"»
ЗИМНЯЯ ВОЙНА 1939-1940гг.
Неизвестные страницы
Цель урока:
на основе исторических архивных документов, фото и видео материалов исследовать одну из малоизвестных страниц нашей истории.
Задачи урока:
исследовать причины, ход, значение советско-финской войны;
проанализировать данные и сделать выводы;
высказать свое отношение к историческому событию.
История взаимоотношений СССР и Финляндии
С начала XV века и до 1809 г. - Финляндия находилась под властью шведов.
В 1809 г. была отвоёвана Россией, а в 1917 г. получила независимость.
В 1922 г. финны совершали нападения на Советскую Карелию.
В 1939 г. Финляндия по секретному протоколу оказалась в сфере влияния Советского Союза, который не видел в лице Финляндии союзника, так как в годы Первой мировой войны на стороне Германии участвовал батальон, набранный из финских добровольцев. А в годы Русско-японской войны лидеры финских сепаратистов пытались наладить отношения с Японией.
В условиях уже начавшейся Второй мировой войны Советский Союз решил обезопасить свои границы на северо-западе.
Задание группам
изучив исторические документы, фото и видео- материалы российских и финских архивистов
Группе аналитиков
определить причины, итоги и историческое значение войны;
дать характеристику историческим личностям: Маннергейму К.Г.
Группе исследователей
охарактеризовать основные события войны;
проанализировать данные о потерях СССР и Финляндии
рассказать о Маршале Тимошенко С.К.
12 октября 1939г. – советско-финские переговоры
Причины войны и намерения сторон
Финляндия
СССР
Опасение военных контактов Финляндии с Англией и Германией.
Отодвинутьграницу.
Контролировать Финский залив.
Обезопасить Ленинград.
Установить советскую власть на финской территории
Оборона своих границ.
Сохранение независимости.
Надежда на помощь Англии и Франции.
Соотношение сил
Основные даты войны
12 октября 1939г. – советско-финские переговоры.
30 ноября 1939г.- начало войны, вторжение советских войск в Финляндию.
12 марта 1940г. – окончание Зимней войны и подписание мирного договора между Финляндией и СССР.
Общая продолжительность войны: 104 дня и 4 часа.
Ход военных действий
Первый период:
с 30 ноября 1939 г. по 10 февраля 1940 г.начало войны, боевые действия до прорыва "линии Маннергейма".
Неудачи Красной Армии.
Непосредственным поводом к началу войны была провокация в районе советского пограничного селения Майнила.
Линия Маннергейма
Главным препятствием для наступления советских войск оказалась «линия Маннергейма» - названная в честь финского военачальника и политика линия обороны между Финским заливом и Ладожским озером, состоящая из многоуровневых, оснащенных тяжелым вооружением бетонных укреплений.
Карл Густав Маннергейм
(1867-1951гг.)
Маннергейм Карл Густав.
Финский маршал с 1933 г., государственный и военный деятель, президент Финляндии (август 1944 — март 1946 г.).
Родился 16 июня 1867 г. в семье крупного землевладельца.
Окончил Гельсингфорсский лицей (ныне в Хельсинки), Николаевское кавалерийское училище в Петербурге и сделал блестящую карьеру военную карьеру.
боевые действия по прорыву собственно "линии Маннергейма".
Семен Константинович Тимошенко
(1895 – 1970 гг.)
В русской армии с 1915 г., в Красной Армии с 1918 г.
Участник Первой мировой войны.
В 1940 г. Тимошенко присвоено звание Маршала Советского Союза.
После Великой отечественной войны С.К. Тимошенко — командующий войсками ряда военных округов, генерал-инспектор группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Наступление Красной Армии
7 января 1940 года Северо-Западного фронта. Его командующим был назначен командарм 1 ранга С.К.Тимошенко.
Командование Северо-Западного фронта активно приступило к разработке плана наступательной операции.
11 февраля войска фронта перешли в наступление главная полоса финской обороны — «линия Маннергейма» — была прорвана.
Финляндия оказалась перед угрозой быстрого и полного поражения.
Встал вопрос о заключении мира.
Московский мирный договор
12 марта 1940г
в результате подписания договора в составе СССР оказалась бо́льшая часть территорий Карелии.
северная часть Карельского перешейка, с городами Выборг и Сортавала, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний.
Ладожское озеро полностью оказалось в границах СССР.
СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет для создания на нём военно-морской базы.
Людские потери
СССР
Убиты
Пропали без вести
Финляндия
72 408
17 520
Раненые
48 243
4 101
186 129
Обмороженные
43 000
13 213
Контуженные
сведения в архивных документах отсутствуют
4 240
Попавшие в плен
Более 5 000
825
Значение
советско-финляндской войны
Война вскрыла крупные недостатки в подготовке и боеспособности Красной Армии.
Опыт «Зимней войны» заложил основы для повышения боеспособности вооруженных сил.
Ход советско-финляндской войны укрепил убеждённость Гитлера в слабости Красной Армии, в быстрой и лёгкой победе в предстоящей агрессии против Советского Союза.
Памятник павшим воинам в советско-финской войне в
Санкт – Петербурге
Домашнее задание:
1 уровень:подготовить сообщения о исторических личностях, которые участвовали в войне.
2 уровень:написать эссе на тему «Кому нужна была Зимняя война?»