Исследование яркости проявления творческих способностей подростков во взаимосвязи со средой их жизнедеятельности.
Исследование яркости проявления творческих способностей подростков во взаимосвязи со средой их жизнедеятельности.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ Смоленской области, в котором приняло 45 подростков 13-14 лет.На 1-ом этапе выявлен уровень проявления творческих способностей учащихся и сформированы 2 группы:
а) с низким уровнем проявления творческих способностей;
б) с высоким уровнем.
Далее группы были продиагностированы на особенности среды жизнедеятельности и сделаны выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование яркости проявления творческих способностей подростков во взаимосвязи со средой их жизнедеятельности.»
Эмпирическое изучение
проблемы взаимосвязи творческих проявлений и среды жизнедеятельности у детей подросткового возраста.
1.1 Основные задачи, методы и методики исследования
Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих проявлений и воздействия среды жизнедеятельности в группе сверстников и семье у детей подросткового возраста было проведено нами на базе одного из муниципальных бюджетных образовательных учреждений п.г.т. Верхнеднепровский.
Объект исследования - творческие проявления у подростков.
Предмет эмпирического исследования - взаимосвязь творческих проявлений и среды жизнедеятельности у подростков.
В качестве субъекта исследования нами была выделена выборка детей подросткового возраста в количестве 45 человек (27 мальчиков и 18 девочек).
Цель нашего исследования: эмпирическим путем выявить взаимосвязь между развитостью творческих способностей и средой жизнедеятельности подростков..
В качестве рабочей гипотезы исследования, нами выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между творческими проявлениями и средой жизнедеятельности у детей подросткового возраста.
Частная гипотеза нашего эмпирического исследования звучала следующим образом: частота и яркость творческих проявлений у подростков связаны с воздействиями на них окружающей среды как в группе сверстников так и в семье.
Этапы эмпирического исследования:
I этап
формирование выборочной совокупности, подбор методов и методик для проведения исследования.
Организация и проведение диагностики уровня развития творческих способностей у подростков.
II этап - организация и проведение диагностики взаимоотношений подростков в семье и классе.
III этап — выделение из учащихся по результатам диагностики I этапа 2-х групп:
1-я группа -учащиеся с самыми высокими показателями проявления творческих способностей в количестве 15 человек (ВТС)
2-я група -учащиеся с самыми низкими показателями проявления творческих способностей в количестве 15 человек (НТС)
IV этап - организация и проведение сравнительного анализа и интерпретации полученных результатов для каждой из групп (ВТС и НТС) в отдельности и отностительно друг друга.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи эмпирического исследования:
1.Сформировать выборку и подобрать методы, позволяющие изучить взаимосвязь творческих способностей и среды жизнедеятельности у подростков..
2.Провести диагностику уровня развития творческих способностей у подростков.
3.Организовать и провести диагностику социального положения в группе сверстников и взаимоотношений в семье ,типа темперамента.
4.Провести сравнительный анализ и интерпретацию полученных результатов.
5..На основе полученных результатов разработать психолого-педагогические рекомендации и информационные материалы для педагогов и родителей.
Для достижения цели и решения, поставленных в работе задач, нами были использованы следующие методы:
1. Метод изучения научной психолого-педагогической литературы, архивных материалов.
2. Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт)
3.Урок «Иллюстрирование стихов».
4.Метод социометрических измерений (Д.Морено)
5.Тест на тип темперамента (Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI).
7.Наблюдение за учащимися в ходе учебного процесса
8 Обзор и анализ продуктов деятельности.
9. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
1.Метод изучения научной педагогической и методической литературы, архивных материалов. Изучение научной педагогической и методической литературы, рукописей, архивных материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.
В теоретическую основу исследований вошли данные анализа источников психолого-педагогической литературы.
2.«Тест на определение творческих способностей» Хорста Зиверта состоял из 2-х заданий, которые позволяют измерить различные уровни творческих способностей: определяет уровень находчивости (шкала Н), уровень развития дивергентного мышления (шкала Д).
3.Урок «Илюстрация», где ребятам была дана возможность проявить свои творческие способности попробовав себя в качестве художника-иллюстратора.
4.Социометрия, как метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. Для изучения статуса он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа:
-метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека;
-длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов;
-социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку.
5.Семейная социограмма позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, а также характер коммуникаций в семье – прямых или опосредованных.
6.Наблюдение - один из основных методов психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления испытуемого. Оно позволяет получить объективные и достоверные результаты.
7.Метод количественного и качественного анализа полученных данных позволяет провести анализ и интерпретацию полученных в процессе исследования экспериментальных результатов.
8.Корреляционный анализ имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками (при парной связи) и между результативным и множеством факторов признаков (при многофакторной связи).
Обобщая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только основные методы: метод изучения научной психолого-педагогической литературы, архивных материалов; социометрия; психодиагностический метод; социограмма; наблюдение; метод количественного и качественного анализа полученных данных, а также метод математического анализа ), - способны дать нам достоверную информацию о существующей взаимосвязи между творческими проявлениями и воздействием окружающей среды у детей подросткового возраста.
2.1.В начале нашего исследования была проведена диагностика уровня творческих способностей учащихся . По результатам тестов:
на определение творческих способностей (Х. Зиверт) по 2-м шкалам:находчивость и дивергентное мышление ;
уроку по теме «Иллюстрация» ;
наблюдению во время занятий
из 45 подростков были отобраны 30 человек и сформированы 2 группы для анализа.1-я группа из 15 человек чьи результаты по показателям творческих способностей были самые высокие и 2-я группа из 15 человек, чьи показатели оказались самые низкие.
Примечание.
Отбор производился по количеству набранных баллов в диагностиках.Но, т.к.диагностирование проводил педагог, работающий в классах с этими детьми, следует говорить о неточности полученных результатов.Учитывая сложности диагностирования творческих способностей, ограничение во-времени особенности темперамента некоторых ребят не дали полностью им раскрыться.Получены результаты не уровня творческих способностей ребят, а уровня их проявления, в классах есть ребята с высоко развитыми способностями к творчеству, но не сумевшие проявить себя во время диагностирования.
Группа ВТС (высокие творческие способности)
Состав-15 человек (5 мальчиков и 10 девочек).
Примечательно, что только 20% от общего числа группы сосотавляют ребята, обучающиеся не по ФГОС.
Группа НТС (низкие творческие способности)
Состав-15 человек (5 девочек, 10 мальчиков).
54% от группы -учащиеся обучающиеся по ФКГС.
К
Диаграмма 1: Сравнение соотношения в группах учащихся, обучающихся по разным программам.
ак видно по диаграмме 5, учащиеся обучающиеся по ФГОС ярче проявляют творческие способности, чем ребята обучающиеся по ФГКС.
Далее по каждой из этих групп были проведены исследования на:
Тест на тип темперамента (Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI)[2,28]
В результате анализа должно быть видна разница в социальном принятии-непринятии в группе сверстников, в особенностях детско-родительских отношений и особенностей ВДН как генетического фактора .Как влияет окружающая среда на учащихся с высокими и низкими проявлениями творческих способностей?
1.Тест на определение темперамента .
Опросник Айзенка (подростковый) .Диагностика эмоциональной и личностной сферы .
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».
Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.
Экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем, они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.
Интроверсия - это направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.
Нейротизм - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) - эмоционально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.
Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражена в круге Айзенка . Показатели экстраверсия-интроверсия и нестабильность-стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).
Врезультате обработки диагностики выяснилось, что многие учащиеся имеют высокий балл по шкале ложь, что не даёт возможности обработки теста.В таком случае было решено результатом диагностики указывать балл по шкале ложь, чтобы выяснить отличаются ли процентные соотношения по шкале лжи в разных группах..
Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
Проанализировав результаты по методике Г.Айзенка, мы выявили следующее:
Таблица 1: Распределение выборки испытуемых по типу темперамента 1 группы ВТС
Тип темперамента
Количество, чел.
В процентах от общего числа выборки, %
Сангвиник
1
6,6
Холерик
8
53,3
Флегматик
0
0
Меланхолик
1
6,6
Амбивалентный тип
2
13,3
Неучтённые с высоким показателем лжи
3
20
Всего:
15
100
Как видно из таблицы 5, 6,6 % нашей выборки (1 испытуемый), имеет сангвинический темперамент. Для него характерна высокая активность, уравновешенность, разнообразие движений, мимики, жизнерадостность, дружелюбие. Однако есть и отрицательные черты - непостоянство и неустойчивость интересов и отношений.
К холерикам относится 53,3 % нашей выборки (8 подростков). Это инициативные, подвижные подростки, речь их тороплива, им свойственны резкие жесты, частая смена настроения, они вспыльчивы и безудержны в эмоциях. Их идеи часто непродуманны. Начиная новое дело, они берутся за него с энтузиазмом, но в процессе работы часто происходит резкий темпа деятельности, настроение ухудшается, энтузиазм пропадает. Для холериков характерны психологические срывы, агрессия при неудачах.
В выборке не оказалось испытуемых с флегматическим типом темперамента. Подростки-флегматики хладнокровны, медлительны, спокойны, постоянны в своих увлечениях, не склонны к принятию скоропалительных решений. Они с трудом переключаются с одного вида работы на другой, плохо приспосабливаются к новой обстановке.
У 6,6 % выборки (1-го подростка), меланхолический тип темперамента. Данные подростки слабо выражают свои чувства, не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам. Они незаметны в группе сверстников, но при этом тонко чувствуют настроения окружающих, чувствительны и ранимы. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться замкнутость, отчужденность, депрессия.
13,3 % выборки (2-е учащихся) имеют амбивалентный тип темперамента. Это означает, что в одних ситуациях подросток может демонстрировать поведение, присущее меланхоликам, а в других ситуациях - свойства, присущие холерикам.
Кроме того, у двух девочек наблюдаются высокие показатели по интроверсии и нейротизму, что, согласно, предположениям Г.Айзенка, может свидетельствовать о склонности к состоянию тревоги или реактивной депрессии.
2 группа НТС
Таблица 2: Распределение выборки испытуемых по типу темперамента 2 группы НТС
Тип темперамента
Количество, чел.
В процентах от общего числа выборки, %
Сангвиник
1
6,6
Холерик
5
33,3
Флегматик
0
0
Меланхолик
3
20
Амбивалентный тип
2
13,3
Неучтённые с высоким показателем лжи
4
26,6
Всего:
15
100
Таблица 3: Сравнение показателей 2-х групп по типу темперамента.
Тип темперамента
Отклонения
(В.1 - В.2)
Квадраты отклонений
(В.1 - В.2)2
Сангвиник
0
0
Холерик
-3
9
Флегматик
0
0
Меланхолик
2
4
Амбивалентный тип
0
0
Неучтённые с высоким показателем лжи
1
1
Как видно из таблицы 7, самая большая разница в показаниях выборок групп с высокими показателями творческих способностей (В.1) и низкими показателями (В.2) по категории холерики и меланхолики. В группе (В.1) больше холериков чем в группе (В.2) , но меньше меланхоликов.
Х
Диаграмма 2: Сравнение соотношения типов темперамента по группам.
олерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Вывод.
Сложно сказать, действительно ли у холериков лучше развиты творческие способности чем у меланхоликов? Если смотреть на полученные цифры в разных группах, то — да. Если же учитывать особенности ВНД, то можно предположить, что меланхолики просто не успели проявить свои творческие способности, холерики оказались быстрей.
Социометрия.
Чтобы выявить, как влияет положение в группе сверстников на развитие творческих способностей подростка, была проведена социометрическая диагностика .
Для исследования структуры взаимоотношений в группе применяется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непараметрическая. Параметрическая социометрия состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное количество выборов по заданному критерию. Например, назвать пять товарищей, с которыми он хотел бы вместе проводить свободное время. Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследования. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.
При этом важно, чтобы социометрический выбор происходил по значимым критериям. Это связано с тем, что структура межличностных отношений, вскрытая по разным критериям, будет неодинакова. И подбирая какой-то вопрос, критерий социометрического выбора, исследователь как бы прогнозирует, какую структуру группы он желал бы вскрыть: ту, которая проявляется в процессе отдыха, или же в процессе совместной служебной деятельности. Если социометрическая процедура по двум и более критериям, то для каждого критерия составляется отдельная матрица.
Результаты социометрического опроса служат основой для анализа взаимоотношений в группе сверстников. Путем несложных расчетов по количеству сделанных положительных или отрицательных выборов и взаимовыборов можно определить следующие социометрические индексы: потребность в общении, социометрический статус члена группы, психологическую совместимость, групповое единство, групповую разобщенность, групповую сплоченность. Кроме этого имеется возможность выявить лидеров группы, наличие в ней микрогрупп, а также членов группы, которые не пользуются в ней авторитетом.
Для более наглядного представления системы симпатий и антипатий обследуемых применяется социограмма. Для составления социограмм принята определенная символика. Используя ее, на социограмме отражают результаты социометрического измерения, приведенные в матрице выбора.
При проведении социометрического опроса целесообразно обеспечить анонимность получения информации с целью повышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.
Достоинствами социометрии являются, во-первых, возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно, во-вторых, возможность регистрации отношений между всеми членами группы. Недостатками социометрии являются, во-первых, фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях, во-вторых, не выявляются истинные мотивы выборов, в-третьих, число взаимных выборов может отражать не столько сплоченность группы, сколько дружественные связи отдельных микрогрупп.
Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.
Для того, чтобы узнать неофициальные взаимоотношения в классе, структуру их взаимоотношений, симпатий и антипатий предложено было ответить на несколько простых вопросов:
Выявление предпочтений в деловой сфере:
Кого из своих одноклассников Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям )?
Кого из своих одноклассников Вы не хотели бы просить в случае необходимости помочь в подготовке к занятиям?
Выявление предпочтений в дружеских отношениях:
Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
Ребятам предлагалось сделать по 3 выбора:в 1-ю очередь, во-2-ю и 3-ю по каждому вопросу.
Из 45 участвовавших в диагностике подростков, один дал ответы «никого» и «своих близких», что не соответствовало инструкции. Были ответы «всех друзей», «некоторых одноклассников», «всех».
Далее были построены графики социального статуса для каждой из 2-х групп отдельно, чтобы сравнить их и выяснить, есть ли разница в социальном статусе у подростков с низким уровнем проявления творческих способностей и подростков с высоким уровнем проявления творческих способностей.
К
Диаграмма 3: График социометрического исследования для группы ВТС.
ак видно из диаграммы 7 ,подростки из этой группы имеют статус предпочитаемых или звёзд, отверженные и игнорируемые - редкое исключение в группе.
Н
Диаграмма 4: График сравнения статуса деловых отношений в группах НТС и ВТС.
а графике 8 хорошо видно, что социальный статус подростков из группы ВТС выше, чем из группы НТС.
П
Диаграмма 5: График сравнения статуса дружеских отношений в группах НТС и ВТС.
оизображению на графике 9 видно, что статус дружеских отношений в группах сильно отличается, в ВТС нет «отверженных», почти нет «изолируемых», это либо «звёзды», либо «социальный пролетариат».В НТС половина ребят- «отверженные» и «изолируемые».
Выводы:
Влияние группы сверстников, её принятие или неприятие личности подростка очень сильно влияет на проявление его творческих способностей.
Методика «Семейная социограмма»
«Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам [45]. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Школьникам был предложен бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм и дана инструкция: нарисовать в круге самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подписать их именами.»
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым с реально существующими. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
В нашем исследовании нас интересовало, существует ли взаимосвязь между положением подростка в семье-его отношения с родителями (кто является значимым взрослым), тревожность относительно значимого взрослого, самооценка и уровень притязаний в семье.
По результатам обработки семейной социограммы для каждой из 2-х групп отдельно, получили следующие данные:
Отношения в группе ВТС.
К проведению диагностики семейной социограммы все учащиеся в классах отнеслись с большим интересом, задание выполняли с высокой активностью.В начале выполнения были небольшие ошибки в изображении членов семьи-рисовали в виде нескольких кружочков каждого(один кружок-голова, другой-туловище и т. д.), но шибка быстро выявилась и диагностика была проведена в соответствии с инструкцией.
В результате обработке бланков семейной социограммы выяснилось:
1.При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что все подростки отметили на бланке собственную фигуру, большие расстояния между фигурами членов семьи и фигурой Я,встретились в 2-х случаях (оба из группы НТС).Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителей и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны.
2. Слипание фигур Я, встретились в 3-х случаях.Все они из группы ВТС и все слипания были с фигурами младших братьев и сестёр, что можно отнести к нормальному порядку отношений в семье.
3.Наблюдались существенные разлиция в группах по близости фигуры Я к значимому родителю. В группе НТС-это была фигура матери, причём она вызывала тревогу (обведена дополнительной линией или неровной), в группе ВТС преимущественно самой близкой фигурой было изображение отца, фигура матери находилась за отцом и левее, чтоможет говорить об отделении от матери, оставлении в прошлом очень близких,зависимых отношений ,взрослении подростка.
4. На рисунках встречаются фигуры в большом количестве не близких родственников-двоюродных дядей, тётей, крёстных , все они принадлежат к группе ВТС и составляют 20% от общего числа данной группы.
5.Изображения животных, рыбок, друзей часто встречаются (30% от общего числа всех групп), но существенных различий между группами нет.
6.При рассмотрении заполнения пространства круга на бланке были выявлены существенные различия между группами. Подростки группы ВТС стремились заполнить фигурами семьи всё пространство круга (вне зависимости от того, сколько фигур изображено-4, 8 и т.д), группа НТС всегда остаётся часть круга незаполненной.Это может говорить о понимании разной степени значимости семьи в обществе-в группе НТС ребята считают свою семью малозначимой социально, ребята из ВТС признают статус своей семьи достаточно высоким.
Необходимо заметить, что при разделении ребят на группы оказалось, что в группе ВТС оказались преимущественно подростки без проблем в поведении, а в группе НТС с расстройствами поведения (различия выявлены методом наблюдения).
При анализе работ , изучающих подростков с проблемами в поведении (далее РП) выяснилось, что:
для подростков с расстройствами поведения характерно наличие выраженной дисгармонии развития личности, дезадаптивные модели поведения, проявляющиеся в неконструктивных способах реагирования, преобладании самозащитных реакций и неустойчивости психической адаптации;
В структуре личности подростков с РП прослеживается выраженное стремление к доминированию, самоутверждению , черствость, жесткость в отношениях с окружающими, низкий уровень понимания других людей , самодостаточность, низкий уровень потребности в социальном одобрении, отказ от помощи ;
Особенности поведенческих реакций в ситуациях фрустрации вгруппе подростков с РП заключаются в гетероагрессивном характере способов реагирования , отмечаются тенденции ухода от ответственности за возникновение ситуации фрустрации . Ведущими типами реагирования подростков с РП являются реакции с фиксацией на самозащите и на препятствии, конфликте . Показатель психической дезадаптации соответствует неустойчивой психической адаптации ;
низкие способности подростков с РП к планированию своих поступков, беспечное отношение к жизни , выраженное стремление к независимости , слабость волевого усилия .
Анализ родительских оценок структуры личности и особенностей поведения детей в ситуациях фрустрации выявил выраженные искаженные представления о ребенке в группе родителей детей и подростков с РП в отличие от родителей подростков без проблем в поведении .
Это проявляется в
повышенной фиксации родителей на негативных эмоционально-волевых характеристиках своих детей;
неконструктивности в разрешении возникающих проблем;
в ситуациях препятствия сосредотачиваются на защите своего Я;
слабо адаптированны к своему окружению.
Вывод.
Подростки группы ВТС считают свою семью более социально значимой, чем подростки группы НТС. Ребята ВТС эмоционально и социально более зрелые, готовы отделиться от матери, они автономны в семье.
Заключение
1.Существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии.
отсутствуют определенные критерии оценки “творческого” (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также – реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
природа феномена “творческость” не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;
существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);
отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
2.Спецификой диагностики одаренности вообще, и творческой одаренности в частности, является интегративный характер исследования тех качеств и свойств психологических проявлений, которые непосредственно указывают на наличие одаренности и степень ее выраженности. Часто необходимо применять целый ряд методик, проводить последовательно несколько диагностических процедур, анализировать полученный материал и, самое важное, грамотно его интерпретировать. Педагогам-предметникам, занимающимся с детьми, подростками и юношами трудно дается такой заключительный анализ, тем более, что они не являются специалистами-психологами и есть вероятность, что оценка будет складываться под влиянием общих впечатлений о респонденте.
Каждая методика предполагает изучение какой-либо значимой, показательной стороны творческой одаренности респондента, и каждое изученное свойство и проявление раскрывает специфику одаренности. Правильно написанное заключение помогает наиболее адекватной интерпретации полученных данных, помогает увидеть взаимосвязи и взаимозависимости выраженности свойств, увидеть перспективы дальнейшей работы с респондентом.
3.При диагностировании творческих способностей подростков следует говорить именно об уровне их проявления , т. к. ограниченность во времени, недостаточность мотивации,некоторые особенности темперамента неблагоприятно влияют на их проявления.
4.Уровень проявления творческих способностей у подростков находится на низком уровне.
5.У подростков с холерическим типом темперамента творческие способности проявляются намного ярче, чем у подростков с меланхоличесим типом темперамента.
6.Ярко выражено различие в уровне проявления творческих способностей между подростками принимаемыми в группе сверстников и имеющими там высокий статус и подростками имеющими низкий статус в группе сверстников. Чем выше принятие сверстниками подростка
в группе - тем ярче проявляются его творческие способности.
7.Чем более высокий социальный статус по мнению подростка занимает его семья, тем ярче проявляются его творческие способности.
8.Более ярко проявляют творческие способности подростки, чувствующие себя в семье автономно от родителей.