Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.
Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.
Принципом интеграции содержания образования является метапредметность. Говоря о метапредметных результатах обучения, нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы, так как художественно-педагогическая школа Б.М.Неменского формировалась на основе метапредметных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.»
Репина Елена Петровна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45»
Г. Ульяновск, РФ
Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.
Действующие образовательные стандарты - одна из важнейших тем в системе образования сегодня.
Особенность реализации ФГОС – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Интегрированное обучение позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике и в жизни человека. Они призваны помочь ребенку осознать мир как единую систему. Таким образом, интеграция – это средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Принципом интеграции содержания образования является метапредметность. Говоря о метапредметных результатах обучения, нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы, так как художественно-педагогическая школа Б.М.Неменского формировалась на основе метапредметных технологий. Когда мы говорим: «Искусство – это духовная культура», по сути, мы предполагаем именно формирование личностных и метапредметных качеств учеников средствами овладения ими основами художественной культуры.
Анализ действующих программ по изобразительному искусству свидетельствует о том, что все они обеспечивают возможность эффективного использования интеграции содержания образования и могут обеспечить формирование метапредметных результатов реализации этих программ.
Программа «Изобразительное искусство» УМК «Планета знаний» для начальной школы по учебникам Н.М. Сокольниковой строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одаренности ребенка. Для прохождения программы реализуются межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, мир животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Учебный курс «Изобразительное искусство» предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой и разнообразную проектную деятельность. Учебник имеет четыре раздела.
Раздел «Виды и жанры изобразительного искусства» знакомит с видами и жанрами изобразительного искусства, шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников. Это рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных и музыкальных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объемных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение «Народного искусства» учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей образа, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приемами кистевой росписи, лепка народных игрушек.
Изучение раздела «Декоративно-прикладное искусство» предполагает знакомство с различными видами этого искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных композиций, украшение декором изделий, развитие чувства стиля.
Раздел «Мир архитектуры и дизайна» учит работать с простейшими чертежами, эскизами, графическими знаками, обучает элементарным приемам комбинаторики и эвристики, проектированию, художественному конструированию, макетированию и моделированию.
Система обучения рисованию основывается на трудах древнегреческого художника Поликлета, художников эпохи Возрождения, создавших математически обоснованную теорию и практику линейной перспективы: изображение на плоскости пространства и объемных тел. По их мнению, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а так же позволяет проверять изображение измерением. Все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело; определяются пропорции предметов (соотношение высоты и ширины друг к другу, соотношение объемов), деление на равные отрезки и т.д. Начиная с первого класса и на протяжении всех лет обучения, школьники осваивают этот метод изображения в процессе упражнений и творческих заданий.
Учащиеся систематически, с учетом возрастных особенностей, осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна геометрические формы. В первом классе дети знакомятся с кругом, шаром, квадратом, кубом, треугольником; во втором – с призмой, пирамидой, конусом, цилиндром; в третьем – с формой яйца, спирали, волны; в четвертом - с бионическими формами в архитектуре и дизайне (темы «Природные формы», «Образ человека и животных в объектах дизайна», «Фитодизайн. Игрушки из природных материалов»). Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
На протяжении всего обучения особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» - основам цветоведения (цветовой круг, основные и составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанас, холодные и теплые цвета и др.) Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Важной составляющей программы является использование элементов «Арт-терапии», способствующей коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся.
Опыт преподавания свидетельствует о широких интеграционных возможностях уроков изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. По этому направлению, например, для учащихся начальных классов предлагается учебник «Искусство вокруг нас» под редакцией Б.М. Неменского. Учебник состоит из четырёх разделов.
Раздел «Искусство в твоём доме» предполагает научить школьника видеть предметы искусства вокруг себя, в частности в предметах домашнего быта. Предлагаются различные упражнения, такие как рисование и лепка любимой игрушки, рисование праздничного сервиза, лепка посуды, рисование узоров, таких которые он видел в предметах интерьера своего дома или одежды, создание и оформление книжки, создание праздничной открытки. Эти упражнения достаточно хорошо позволяют прививать умение ориентироваться среди различных предметов художественной культуры, а также научиться понимать простейшие методы создания подобных вещей искусства. В этих упражнениях нет высокой зависимости с другими предметами, которые изучаются ребёнком на данном этапе, но они являются важными, так как позволяют создать целостные представления о многообразии проявления искусства, что важно для его дальнейшего изучения.
Разделы «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище» и «Художник и музей» являются уже более углублёнными в тематику искусства и позволяют ученику начинать знакомиться с историей архитектуры, историей живописи и историей культуры своего города, а также с традициями своей страны. Примеры таких упражнений – рисование ажурных оград, рисование памятников архитектуры, парков, домов.
В разделе «Художник и зрелище» упоминаются театральные постановки и персонажи, которые могли быть знакомы ученику с уроков литературного чтения.
Раздел «Художник и музей» охватывает знакомство с музеями города, а также предполагает знакомство с самыми знаменитыми музеями страны. Межпредметные связи в этом разделе продемонстрированы как общекультурные и имеют отношение к выдающимся творцам искусства разных эпох, которые упоминаются также и на уроках музыки, русского языка и литературного чтения. Высокий уровень межпредметной интеграции в данном курсе обеспечен тем, что начальные понятия о культуре и искусстве, заложенные в методику изложения всего курса, очень тесно соприкасаются с представлениями ученика о мире и его основными умениями в этом возрасте – рисовать и создавать поделки своими руками.
С первого класса использую метод групповой работы. Метапредметные результаты проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять ее этапы, находить соответствующие средства и инструментарий, оценивать результат своей деятельности.
В пятом классе более углубленно изучаем по программе Б.М. Неменского модуль «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Исторический путь развития народной культуры, его связь с окружающим миром, образы и мифы, в которых отразились поэтические представления древних людей о мироздании, позволяют детям увидеть взаимосвязь природы и человека. На уроках по теме «Народный праздничный костюм» изучаем национальные костюмы народов Поволжья. Учащиеся по желанию разбиваются на группы, находят информацию, готовят презентацию о культуре и национальном костюме (русский, татарский, мордовский, чувашский), затем выступают со своим проектом. Проанализировав, конструируем и сами изготавливаем из бумаги выбранные народные костюмы. В конце урока анализируем схожесть и различия в национальных костюмах и культуре.
Рассматриваем главные промыслы России, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства: «Искусство Гжели», Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово. Роспись по металлу» и т.д. и украшаем готовые объемные формы народной росписью.
В шестом классе тема года «Искусство в жизни человека», где рассматриваем жанры изобразительного искусства. У учащихся формируется понимание основ изобразительного языка - это большая работа, требующая и знаний и умений.
В седьмом классе тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека». Темы по изучению формотворчества в начальной школе являются базовыми для тем седьмого класса. Изучение тем опирается на уже сформированный уровень знаний и умений художественной культуры учащихся. Тема «Город сквозь времена и страны». Цель: художественно-аналитический обзор языка архитектуры, особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох, понимать значение архитектурно-пространственной композиции, создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Практическое задание: выполнение макета по теме «Архитектурные образы прошлых эпох».
Я хочу предложить свой вариант темы урока на примере Романского стиля в архитектуре. Тема рассчитана на два урока.
На первом занятии идет теоретическое ознакомление с историческим развитием стилей в архитектуре. Просматриваем презентацию, выделяя главные особенности романского стиля: строгая геометричность архитектурных форм – соборы (типы храмов), дозорные башни, замки-крепости, массивность стен и сводов, небольшие световые проемы, похожие на бойницы. Затем практическое задание «формообразование» - получение геометрических форм из листа бумаги при помощи линейки, циркуля, ножниц и клея.
На втором уроке делимся на группы (по 5-6 человек). Каждая группа обсуждает и договаривается, какое архитектурное сооружение романского стиля будут выполнять и приступают к практической части урока – макетированию. По завершении работы учащиеся анализируют свои проекты. Подводим итоги уроков: что нового мы узнали, как воплотили характерные особенности этого стиля в своих макетах, какими способами и методами добились архитектурного облика романского стиля.
Тема «Город сегодня и завтра». Цель: знакомство с современными технологиями и материалами, используемыми в архитектуре и строительстве, поиск собственного способа «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов, выполнение в материале разнохарактерных практических творческих работ. Рассматриваем и анализируем архитектурные сооружения в презентации «Современные стили в архитектуре».
Тема «Живое пространство города». Цель: научиться рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей, создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Практическое задание «Город будущего». В этом проекте учащиеся используют свои знания и накопленный опыт в умении создавать макеты, демонстрируют понимание современной архитектуры и проявляют фантазию.
В восьмом классе рассматривается тема года «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.
У нас на занятиях именно так и происходит: мы не пытаемся навязать ученикам готовый образец и не регламентируем пошаговое выполнение работы детьми. Ведь сделанное по образцу не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: мышления, понимания, способности действовать, его коммуникативных и рефлексивных способностей.