kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно - прикладное искусство в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с искусством Казахстана. Практическая работа выполняется в творческих мастерских: гончарная, ювелирная, мастерская резьбы по дереву.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно - прикладное искусство в Казахстане»










Тема урока изобразительного искусства в 6 классе

«Декоративно - прикладное искусство в Казахстане»




Учитель изобразительного искусства:

Федякина Г.Ю.






























Тема урока изобразительного искусства в 6 классе

«Декоративно- прикладное искусство в Казахстане»

Цель: формировать знания учащихся о культуре Казахстана.

Задачи:

Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме и др.

Дать представление о традиционных народных ремеслах.

Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.

Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.

Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.

Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Оборудование и материалы:

1. Компьютер ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ДПИ народа КАЗАХСТАНА 2Выставка детских творческих работ. 4. Технологические карты (3 шт. - план работы для каждой группы)

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Постановка цели урока.

3. Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа”

4. Вопросы учащимся

5 Сообщения учащихся по теме “Народные промыслы”. Демонстрация слайд-фильма “Народные промыслы”

6.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение, раздача технологических карт и раздаточного материала.

7 Демонстрация работ. Представление творческих работ руководителями групп.

8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам, готовят рабочее место к работе.

Начало урока. Приветствие.

Учитель.
- Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Желаю вам потрудиться на славу проверим умение украшать орнаментом предметы, получить максимум полезного и интересного. Удачи.

2. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Культурой Казахстана. Сегодня на уроке мы повторим ваши знания, полученные раннее, проверим ваше умение украшать предметы орнаментом, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа. Мы будем говорить и слушать, работать и творить и созерцать прекрасное..

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские и керамические чайники, хохломские миски, ковры, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.

Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека.

Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Позднее, в ХIХ в. Эту область художественного освоения предметного мира определили как “прикладное искусство”. Приглашаю на выставку “Красиво жить не запретишь тому, кто на выдумки хитер”.

3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим. (Беседа с классом

1. Назовите вида ДПИ?

2. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

3. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)

4. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)

5. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

6. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)

7. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

8. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

9. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)

10. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)

11. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)

12. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)

13. Чугунный котел различной величины. (Казан)

Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи. Об этом сейчас послушаем и посмот просмотр слайд-фильма “Народные промыслы).

Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз

Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, её обруч, а также сундуки, кровать, изголовье подушечные, шкаф разборный для хранения посуды, музыкальные инструменты.

Казахские ювелиры изготавливали различные изделия из серебра, драгоценных, полудрагоценных камней, реже из золота. Чаще всего это были ожерелья - алка, тамакша, подвески - шолпы для кос, браслеты, серьги, кольца, металлические украшения к головным уборам, поясам. При выполнении ювелирных работ применялись различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отлив, чеканка и др. Ювелирные изделия украшали различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и т. д

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду, и создавать ее с помощью гончарного круга. Появлялись гончарные мастерские. В большой яме одни люди месили глину, другие работали у гончарного круга, создавая сосуды различной формы. Затем, изделия обжигали в большой печи и передавали художнику. Снаружи керамические изделия покрывались минеральными красками и украшались линейным орнаментом5. Практическая творческая деятельность.
. Учитель. Я предлагаю сегодня нам с вами поработать в так называемых мастерских и показать наш талант, наше умение создавать красивые вещи и наши навыки в украшении различных предметов казахским орнаментом. У нас 3 мастерские: гончарная, ювелирная, художественная мастерская. Каждой мастерской предлагается украсить изделия и представить на восточном базаре, показав свое мастерство. Каждая группа получает лист - технологическую карту, где подробно написано, что делать и в какой последовательности. Руководитель группы берет на себя обязанность распределить работу между его мастерами, а затем представить всем их работу. Каждая группа получает материалы для своей работы.

Технологическая карта

(план работы)

1 группа

Задание:

1. Создать изделия гончарного искусства, украсив заготовки посуды казахским орнаментом.

Этапы работы:

Вылепить декоративную форму посуды.

а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии,

б) используя элементы казахского орнамента выложить по правилам построения орнамента в полосе и розетке.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша гончарная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из керамики. Это..... Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе!

Технологическая карта

(план работы)

2 группа

Задание:

1. Украсить деревянные предметы быта казахским орнаментом, имитируя резьбу по дереву.

Этапы работы:

а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии,

б) нарисовать орнамент простым карандашом, используя элементы казахского орнамента и правила построения орнамента в полосе и розетке.

в) раскрасить узоры красками (цвет должен быть только один - оранжевый или светло-коричневый).

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются.

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша мастерская резьбы по дереву предлагает вашему вниманию различные изделия для вашего дома, сделанные из дерева. Это..... Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера украсили их резьбой, использовав в ней мотивы казахского орнамента. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе!

Технологическая карта

(план работы)

3 группа

Задание:

1. Создать ювелирные украшения, используя заготовки.

Этапы работы:

а) нанести разметку простым карандашом расположения на изделии драгоценных камней

б) нарисовать простым карандашом узоры, переплетения, используя элементы казахского орнамента,

в) нанести орнамент на изделие в виде поедок, бисера, страз. Для серебра - серый более темного оттенка, для золота - оранжевый или охра.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются.

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша ювелирная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из серебра и золота, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Они станут прекрасным подарком для женщин и сделают их необычайно красивыми. Это..... Наши мастера достигли совершенства в изготовлении таких сложных изделий. Это действительно произведения искусств. Наши изделия будут радовать вас долго и могут передаваться из поколения в поколение. И т.д.”

Удачи вам в работе!

9. Выполненные работы вывешиваются на готовые стенды. Руководители групп представляют свои работы по плану, предложенному в технологической карте.

10. Учитель. Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Конечно же, нет. Эта тема неисчерпаема и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше.

Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? Довольны ли вы своими результатами?

Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.

Чего и вам желаю. Урок окончен.



























Технологическая карта

(план работы)

1 группа

Задание:

1. Создать изделия гончарного искусства, украсив заготовки посуды казахским орнаментом.

Этапы работы:

Вылепить декоративную форму посуды.

а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии,

б) используя элементы казахского орнамента выложить по правилам построения орнамента в полосе и розетке.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша гончарная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из керамики. Это..... Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе!

Технологическая карта

(план работы)

2 группа

Задание:

1. Украсить деревянные предметы быта казахским орнаментом, имитируя резьбу по дереву.

Этапы работы:

а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии,

б) нарисовать орнамент простым карандашом, используя элементы казахского орнамента и правила построения орнамента в полосе и розетке.

в) раскрасить узоры красками (цвет должен быть только один - оранжевый или светло-коричневый).

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются.

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша мастерская резьбы по дереву предлагает вашему вниманию различные изделия для вашего дома, сделанные из дерева. Это..... Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера украсили их резьбой, использовав в ней мотивы казахского орнамента. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе

Технологическая карта

(план работы)

3 группа

Задание:

1. Создать ювелирные украшения, используя заготовки.

Этапы работы:

а) нанести разметку простым карандашом расположения на изделии драгоценных камней

б) нарисовать простым карандашом узоры, переплетения, используя элементы казахского орнамента,

в) нанести орнамент на изделие в виде поедок, бисера, страз. Для серебра - серый более темного оттенка, для золота - оранжевый или охра.

2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми - руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия демонстрируются и анализируются.

4. Руководитель группы готовится к представлению работы своей группы.

Примерный план защиты:

“Добрый день уважаемые гости. Наша ювелирная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из серебра и золота, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Они станут прекрасным подарком для женщин и сделают их необычайно красивыми. Это..... Наши мастера достигли совершенства в изготовлении таких сложных изделий. Это действительно произведения искусств. Наши изделия будут радовать вас долго и могут передаваться из поколения в поколение. И т.д.”

Удачи вам в работе!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Декоративно - прикладное искусство в Казахстане

Автор: Федякина Галина Юрьевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Декоративно-прикладное искусство казахского народа ОФГ: Личные сбережения "
    ["seo_title"] => string(83) "diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-kazakhskogho-naroda-ofg-lichnyie-sbieriezhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "211799"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431685345"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты "
    ["seo_title"] => string(86) "obzor-istorii-kazakhskogho-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-proiskhozhdieniie-iurty"
    ["file_id"] => string(6) "165847"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882855"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство. "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-etno-kul-turnoie-vospitaniie-shkol-nikov-izobrazitiel-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "149855"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420353465"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Классный час "Моя родина - Казахстан" конспект урока "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-moia-rodina-kazakhstan-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "231390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442488628"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "«Горжусь тобой – мой Казахстан»”"
    ["seo_title"] => string(28) "gorzhus-toboi-moi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "248689"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446750573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства