Просмотр содержимого документа
«Каток - залаты лабок»
Тема: Сказочные образы в иллюстрациях художников. Использование тёплой и холодной цветовой гаммы при выполнении иллюстраций к белорусским сказкам. Каток – залаты лабок (цвет)
Цель: создание условий для расширения представления о творчестве художников-иллюстраторов, об особенностях выполнения иллюстраций
Задачи:
познакомить с творчеством известных белорусских художников-иллюстраторов;
формировать умения определять в иллюстрациях к сказкам характерные особенности персонажей;
формировать личностные компетенции: создать условия для проявления устойчивого интереса к изобразительному творчеству, способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
совершенствовать умение выбирать для иллюстрирования самые выразительные эпизоды произведения;
расширять представления об использовании цвета в передаче характера сказочных персонажей;
совершенствовать навык поэтапного выполнения иллюстрации;
развивать художественно-образное мышление.
Обучающая цель: предполагается, что к концу урока учащиеся правильно будут использовать цвет для передачи характера сказочного персонажа
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
- Давайте начнём наш урок с улыбки. Хорошее настроение – это залог успеха. Я желаю вам сегодня внимательности, аккуратности, полёта фантазии и творческого настроения. Давайте проверим, все ли вы готовы к уроку. Для работы нам сегодня понадобятся:альбомный лист, простой карандаш, ластик, гуашь или акварель, кисти, непроливайка.
ΙΙ. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня наш урок будет посвящен книгам. Я думаю, что каждый из вас хоть раз, но был в книжном магазине и в библиотеке. Вы видели там множество самых разных книг.
- Я думаю, что многие из вас очень любят читать.
- А какие книги вам нравятся? Какие книги вы больше всего любите читать?
- Я сегодня для вас принесла несколько интересных книг. (Книги с иллюстрациями и без них)
- Посмотрите и скажите, какую из книжек вам бы хотелось прочитать первой?
- Так и оказавшись в магазине или библиотеке как правило, вы выбираете самые красивые книги.
Вас привлекают книжки с красивыми и цветными картинками.
Презентация «Сказочные образы в иллюстрациях художников»
III. Изучение нового материала
- Ребята, а кто из вас знает, как правильно называются картинки в книжках.
Иллюстрация — наглядное изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст.
- Ребята, а кто знает, как называют художника, рисующего иллюстрации для книг?
- Конечно же, это художник – иллюстратор.
- Иллюстрации в книгах могут быть и цветные и черно-белы, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники через иллюстрации раскрывают содержание всей книги.
- Ребята, а ведь раньше все детские книжки были без картинок. Только Библия, как правило, была хорошо иллюстрирована.
- Сегодня я познакомлю вас с творчеством белорусских художников-иллюстраторов. Внимание на экран!
- Над иллюстрированием детских книг стало работать огромное количество художников и познакомиться с творчеством каждого мы, конечно же, не сможем. Но я, надеюсь, что вы теперь запомните, что есть такая профессия, которая называется художник-иллюстратор.
- На уроке русской литературы мы с вами читали сказку «Котик – золотой лобик». Как называется такой вид сказки? Правильно, это сказки о животных.
- Ребята, а кто знает, как называется жанр изобразительного искусства, в котором рисуют животных и птиц?
(анималистика)
- А художника?
(анималист)
- В сказках звери говорят и действуют, как люди, поэтому некоторые художники-иллюстраторы одевают их в костюмы, делая похожими на людей. Оттого сразу можно увидеть, какой характер у каждого из сказочных героев.
- Ребята, а что ещё помогает увидеть характер персонажа? Конечно же, цвет.
- Давайте мы с вами вспомним, какой бывает цвет? Верно, холодный и тёплый. (учебник, с. 25 – 28)
- Напомните мне, кто главный герой сказки «Котик – золотой лобик»? Да, кот.
- А это какой персонаж: положительный или отрицательный? Конечно, положительный.
- А какой мы будем выбирать цвет для изображения кота? Верно, теплый.
Физкультминутка
Ⅳ. Инструктаж по работе.
- Вам сегодня предстоит стать художниками-анималистами и выполнить иллюстрацию к белорусской народной сказке «Котик – золотой лобик» (учебник, с. 103).
- Выполнить иллюстрацию к каждому предложению невозможно. Поэтому художники выбирают для иллюстрации главных персонажей или какие-то очень интересные моменты из сказки. А мы с вами сегодня, как начинающие и ещё неопытные художники, изобразим главного персонажа этой сказки – кота.
- Во время работы вам не стоит забывать о композиции в рисунке. Ребята, а кто из вас помнит определение композиции?
Композиция - это составление и расположение изображаемых объектов на формате в соответствии с идеей, благодаря которому складывается картина.
- Помним, что цвет также играет немаловажную роль в изображении характера персонажа.
Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.
- Ребята не забывайте, поскольку кот – главный герой сказки, наделённый умением говорить, вы можете при его изображении добавить ему шляпку или галстук.
- А для того чтоб у вас всё хорошо получилось, я предлагаю вам придерживаться следующей инструкции в работе: (учебник, с. 105)
V. Практическая работа
- Ребята, на доске вы видите поэтапное выполнение кота. Это поможет вам в вашей работе.
- Также перед вами критерии, по которым сегодня будет оцениваться ваша работа.
Самостоятельность
Аккуратность
Характерные особенности (использование цвета в работе)
Перед вами лежать ваши листы самооценки. Оцените себя предварительно простым карандашом.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Физкульминутка для глаз
Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся правильно располагали композицию для выбранного формата, определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.
VI. Анализ работы
1. Итог работы. (Выставка работ учащихся)
- Какие интересные иллюстрации получились у вас ребята. Молодцы!
- А теперь давайте проанализируем ваши работы согласно нашим критериям (несколько учащихся).
- Снова возьмите ваши листы самооценки и зелёной ручкой оцените себя. Помним, если сейчас ваша самооценка совпадает с предварительной, вы её обводите в зелёный кружочек.
2. Обобщение по теме.
- Как называется художник, который рисует иллюстрации к сказкам? (художник-иллюстратор).
- Какие понятия во время занятия мы сегодня с вами вспомнили? (Композиция и цвет).
- Какой цвет нужно использовать для изображения положительных героев? (Тёплый).