(Педагог начинает занятие со стихотворения. Проверка готовности учащихся).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
К уроку все готово
И хочется начать.
Гуашью будем снова
Мы что-то рисовать.
- Сегодня у нас занятие необычное. К нам пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем с вами работать! (Создание чувства группового единства).
Итак, пора начинать.
2. Сообщение темы и целей занятия. (Слайды 1, 2)
Я на ярмарке бывала И подарки выбирала. Принесла вам сундучок –
Сплетенный из веток коробок.
Коробок тот не простой
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду про них рассказ.
- Не с проста наше занятие началось со слов этой старинной русской песни. (Обращается внимание на короб)
- Чем же может быть наполнен такой сундучок? (предположения детей)
- Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте загадку и поймете, что в сундучке!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (Матрешка)
(Педагог достает из сундучка несколько матрешек разного размера и выставляет их на демонстрационный стол)
- Сформулируйте тему и цели нашего занятия. Чему мы должны сегодня научиться? (высказывания учащихся)(слайд № 3)
- Верно.Мы научимся рисовать и расписывать куклу Матрешку!
3. Основная часть.
- Ребята, для начала мы познакомимся с историей возникновения русской Матрешки и её видами росписи.
(Дети просматривают презентацию с комментариями педагога)
-Давайте посмотрим видео-пример, в котором показаны этапы рисования в технике гуашевой росписи.
-Постарайтесь запомнить!
Просмотр видео-примера. (Дети просматривают видео мастер-класс с основными этапами рисования и росписиМатрешки).
Перед началом творческой деятельности выполним физкультминутку:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Итак, на ваших рабочих столах разложены трафареты Матрешек. Вы обводите его и приступаете к основным этапам рисования.
Этапы рисования:
• Сначала рисуем лицо. Проводим вертикальную линию от макушки до самого низа.
• Осторожно наносим карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии.
• Рисуем контуры платка, овал, обозначив нижнюю часть сарафана.
• В цвете изображается платок, сарафан.
• Последний этап – декоративная роспись платка, сарафана.
Проверка первичного усвоения
знаний.
Итак, приступим. Главное при исполнении данной работы: усидчивость, целеустремленность, ваша внимательность и соблюдение правил безопасности! Все помнят правила безопасности?(Ответы детей)
Самостоятельная работа учащихся
(под приглушенное музыкальное сопровождение).
(Во процессе работы педагог делает целевые обходы дляконтроля организации рабочего места, правильности выполнения приемов,объема, качества выполненной работы и оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения).
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
-Итак, сейчас мыпосмотрим на ваших Матрешек.
(учащиеся вешают свои работы на доску-организация выставки.)
-Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
Рефлексия.
С чем познакомились на занятии? Что нового узнали? (Ответы детей)
Где будете применять? (Ответы детей)
Занятие понравилось? (Ответы детей)
Домашнее задание.
Постарайтесь самостоятельно нарисовать и расписать по данному буклету Сергеево - Посадскую Матрешку (педагог раздает буклеты с этапами рисования учащимся.)
5. Организационное завершение занятия.
Наше занятие подошло к концу. Все сегодня хорошо работали, все молодцы, справились с поставленной целью. Большое всем спасибо!
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Ростовцев Н.П. Методика преподавания художественного искусства,2000г.