Конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству. Возраст детей от 10 лет. Цель занятия:продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Многоцветье дымки"»
Конспект открытого занятия на тему:
Тема: «Многоцветье дымки»
Цель:Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.
Задачи:
Обучающая:познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Форма проведения занятия:практическое занятие
Методы и приемы, применяемые на занятии:
Словесные– беседа, рассказ;
Практические – выполнение творческого задания;
Интерактивные – показ презентации и видео, методы эмоционального стимулирования;
Наглядный – демонстрация слайдов, предметов декоративного творчества.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
Ноутбук
М/медийная презентация
Проектор
Экран
Видео «Изготовление дымковской игрушки», «Дымково»
Презентации «Кроссворд» «Дымковские игрушки»
Дымковские игрушки
Для обучающихся: (по количеству детей)
Фигурки барыни
Краски
Кисточки
Баночка с водой
Фигурки (красная, зелёная, синяя)
Клей
I.Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!
От вашей улыбки стало светлее, а может быть и от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки. ( В руках у педагога две дымковские игрушки)
Ребята, вы знаете, что это за игрушки? (Ответ детей)
Правильно, это знаменитые на весь мир дымковские игрушки, и сегодня на занятии мы познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка «Дымково»)
II. Основная часть.
Издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы мы ни были - везде встретим мастеров умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. И сегодня мы отправимся в один из них - слободу Дымково. (Видео «Дымково»)
Педагог:
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья». Как вы думаете, почему так назывался праздник? (предположения детей)
Педагог: Да назывался он так, потому что, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек-игрушек. Свистели все и взрослые и дети.
(Звучит музыка «Дымковские игрушки»)
Весной река Вятка разливалась и заливала залежи глины. Листочки и травы под водой перегнивали, и глина становилась жирной и пластичной: раздавишь в кулачке кусочек и не одной трещинки! Вот из такой глины лепили дымковские мастерицы забавную игрушку. Ребята, как вы думайте, почему я сказала «мастерицы», а не мастера? (Ответ детей)
Педагог: Да, мужчины села Дымково, как правило, уезжали на долгосрочные заработки в другие губернии, так как в Вятской области не было своих фабрик и заводов. Причём заработки не всегда были удачными, вот и получается, что игрушка кормила слободской люд.
После высыхания игрушку обжигали в печи для прочности. А потом окунали в жидкий мел, разведённый на снятом молоке — молоко служило закрепителем. По нарядному белому фону выводили сочные яркие росписи. Краску разводили рыбным клеем — благо, рыбы в реке было много! Так изготавливались игрушки полтысячи лет назад. Давайте посмотрим, как это происходит сегодня. (Видео «Изготовление дымковской игрушки)
В ней могут присутствовать более 10 цветов и оттенков. Все цвета радуги.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично –
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах….
Педагог: Вы видите, что здесь много красного цвета, а красный цвет – праздничный цвет. Он выражает торжественность, означает уважение и почет. Во многих странах и сейчас сохраняется традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Издавна на Руси считался самым красивым цветом – красный цвет.
Много здесь и желтого, который очень близок к оранжевому цвету. Оба эти цвета напоминают солнечный свет, который пробуждает в нас энергию, радость, творческий подъем, символизирует богатство.
Присутствует здесь и зеленый цвет, цвет самой природы, цвет жизни и гармонии.
Как правило, роспись выполняется в такой последовательности:
У фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет.
Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
На белом лице рисуют круглые красные пятна щёк и рта, черные дужки бровей над точками глазками.
Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.
Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Расписанную игрушку украшают листочками сусального золота. (Слайд 5)
Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
III. Практическая часть.
Педагог: Ребята мы с вами узнали, как расписывают дымковскую игрушку. А какую игрушку мы будем сегодня украшать, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. (Презентация «Кроссворд»)
Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.
-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).
-Из чего лепят игрушки? (глина).
-Ребята, каким узором украшали мастера свои игрушки? Как называются эти фигуры в математике? (геометрическим).
- А кто мне поможет вспомнить, как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).
-Ребята давайте вспомним, какой праздник проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)
-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)
На слайде высвечивается слово барыня. Ребята предлагаю вам расписать фигурку барыни.
IV. Подведение итогов.
Педагог:Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные фигурки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите фигурку, соответствующую вашему настроению, ниже ваших работ.
(Дети отражают свое настроение при помощи фигурок.)
- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться. Наше путешествие закончилось, и пора попрощаться. До свидания, ребята.