Вводная беседа. Работа по теме. 10-15 мин. | Перспектива – система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Центральная перспектива – среди всех точек картины есть одна центральная точка картины. К ней сходятся все линии изображенного предмета, перпендикулярные плоскости картины, при их неограниченном мысленном продолжении. Явления перспективы можно наблюдать повсюду. Два предмета одинаковой величины, но расположенные на разных расстояниях от глаза, кажутся разными. Те же явления перспективы мы наблюдаем, когда смотрим на рельсы железной дороги, убегающие вдаль. На горизонте они сходятся в точке схода. Горизонт – с греческого – разграничивающий. В изобразительном искусстве горизонт – прямая горизонтальная линия на изобразительной плоскости, которая служит художнику ориентиром при построении реалистического изображения. Горизонт находится всегда на уровне глаз наблюдателя. Горизонт имеет важное значение для создания особого настроения картины. Если фигура изображена на фоне низкого горизонта, то она становиться величественнее, значимее. Если фигура изображена на фоне высокого горизонта, то она как бы сливается с общим фоном картины и перестает быть значимой. Для композиционного решения пейзажа также важно расположение горизонта. Низкий горизонт создает ощущение величия, монументальности пейзажа. Высокий горизонт позволяет дать более широкую панораму пейзажа. Наряду с принципами линейной перспективы, художники пытались передать глубину пространства с помощью воздушной перспективы. Это не совсем точное название, т. к. у воздуха нет цвета, и мы не можем его изобразить. Но мы можем видеть пылинки в воздухе. Чем дальше от нас находится предмет, тем гуще слой пылинок между нами и удаленным предметом. А чем гуще слой пылинок, тем голубе кажется воздух и окутанные им предметы. Исходя из наблюдений, художники делили пространство картины на три плана: передний, средний и задний. Передний план писали в буроватых тонах, средний – в зеленых, дальний – в голубых. Одной из любимых тем пейзажной живописи является изображение дорог, исчезающих на горизонте. Перспективный план дороги очень хорошо подчеркивает глубину пространства картины. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы. |
Практическая работа. 15-20 мин. | Сегодня на уроке вам предстоит коллективная работа. Давайте поделимся на три группы: первая группа будет на листе ватмана изображать небо и землю, вторая группа – деревья и кустики, третья – дома. Так как тема нашего урока «Наш город», то за основу рисунка возьмем здания нашего города. Работу нужно начать с определения высоты горизонта: это будет зависеть от того, какой вы хотите показать город – панорамным или величественным. Во время работы нужно не забывать о линейной и воздушной перспективе: как изменяются небо и земля, деревья и здания по мере удаления от нас. Результат работы будет полностью зависеть от совместной работы над рисунком, нужно советоваться со своими товарищами как и где именно вы будете располагать предметы, какими они должны бать по размеру. | Выполняют практическое задание. |
Итоги урока. 5 мин. | Оценка и анализ коллективной работы. Критерии оценки: передача пространства, перспективы в работе. Домашнее задание: найти репродукции картин, на которых ясно видно изображение пространства и перспективы. | Обсуждают и оценивают совместную работу. Записывают домашнее задание. Производят уборку своих рабочих мест. |