Методы: «ученик-учитель» Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и думаю, что урок у нас пройдет замечательно и настроение, и результат будут прекрасным. Вы с интересом разглядываете все, что перед вами находиться, но я хочу сейчас обратить ваше внимание на вот этот небольшой предмет известный каждому человеку (учитель показывает зеркало). Учитель. Что это? Учащиеся. Зеркало. Учитель. Да, этот предмет знаком каждому человеку. По утрам в ванной нас встречает именно оно. Мы видим в нем свое отражение. Но наше лицо в зеркале мгновенно исчезает, когда мы отойдем от него… «Холодное», оно не любит, не сочувствует, не запоминает… Сегодня прогресс дошел до того, что у нас есть технические средства которыми мы с легкостью фиксируем любой образ, любую эмоцию и событие. С помощью чего мы это делаем? Учащиеся. Фотоаппарат, камера. Учитель. Верно. Но сотни лет назад все было совсем по-другому. Внешность и эмоции человека сохраняли и фиксировали с помощью…? Учащиеся. С помощью портрета! Учитель. Верно. Но кто создавал портрет. Учащиеся. Художник. Учитель. Художники порой очень долго и тщательно искали себе натуру для портрета. Ведь внешность человека индивидуальна. И часто пережитые положительные или отрицательные эмоции оставляли на лице человека отпечаток. И это с неудержимой силой манило к ним художников. Если отпечаток еще не пережитого горя был на лице, то художник плакал вместе с ним, слезы капали на палитру и часто такие портреты называли «плачущими». Но прежде чем нарисовать лицо, нужно знать, как правильно выстроить его пропорции. Портрет предполагает наличие человека, который позирует художнику. И поэтому нужно уловить не только его внешнее сходство, но и правильные пропорции лица. Мы будем рисовать портрет после того, как научимся выполнять эскиз головы человека. Метод: информационно-обобщающий. Цель для учителя: Цель для учащихся: Учитель: Посмотрите на нашу доску. По обе стороны перед вами два вида портрета. Чем они отличаются. Учащиеся: Одни нарисованы красками, другие карандашом. Учитель: Работы написанные красками, как называются? Учащиеся. Живопись. Учитель: Живопись –это пишу жизнь, а работы в карандаше ? Учащиеся. Графика. Учитель: Верно. Графика от слова «графо» - чертить, писать. Вы уже рассмотрели, что лежит у вас на партах? Учащиеся. Черный и белый карандаш, картон. Учитель. Черный карандаш- это угольный карандаш. Работать им очень интересно. Он отличается от обыкновенного грифельного карандаша. Давайте посмотрим фрагмент видео о работе с углем. (просмотр видео, небольшое обсуждение) Учитель. Просмотрите вот эти слайды. Это портреты знаменитого художника М. Врубеля и нашего современного художника Ярослава Цико. (просмотр слайдов). Мастерством угля владели как художники прошлых веков, так и не оставляет равнодушным он и наших современников. Я тоже хочу, чтобы мы с вами сегодня нашли общий язык с этим новым для вас графическим материалом. На парте у вас лежит картон не привычного нам белого цвета, а серого. Это потому, что мы будем работать двумя мягкими графическими материалами углем и выбелкой. Мягкий «бархат» угля будет основным в рисунке, а освещенные фрагменты и блики выделим выбелкой. Так какая задача стоит перед вами сегодня? Учащиеся. Правильно нарисовать голову человека угольным карандашом и выбелкой. Цель для учителя. Цель для учащихся. Метод: объяснительный; демонстрационный; наглядный (телевизор). Учитель. Сегодня мы с вами будем работать эскизным способом. Эскиз -это быстро выполненный свободный рисунок и выполняется он поэтапно. (Учитель демонстрирует выполнение эскиза на доске). Компоновка и построение. Определяем место для расположения рисунка головы на бумаге; делается это легкими, линиями. Сначала мы проводим тонкую вертикальную линию (фото 1), определяем высоту головы и ширину с помощью засечек (фото 2). Затем прорисовываем овал, который делим пополам и полученные части также пополам. 2 и 4 часть также делятся. Середина овала- это середина глаз -слезники.( учитель показывает, где они находятся). Наносим засечки для определения размера и расположения глаз. Расстояние между глазами практически равно размеру глаза Намечаем крылья носа, губы, брови (фото 3). Форма глаз у нас, что напоминает? Учащиеся. Овал Учитель. Верно. Овальной формы, но овал расположен горизонтально. Глазное яблоко имеет идеально круглую форму, поэтому кожа век по форме обворачивает глазное яблоко, и веко над глазом будет выглядеть вот так. (прорисовывание глаза). Расположение ушных раковин- находится между линией бровей и крыльями носа (фото.4) Проработка деталей Уточнение и проработка частей лица более толстыми и конкретными линиями, которыми корректируется форма носа, губ, глаз. (фото 4). Работа в тоне. Первое, быстрое проложение тона в областях находящихся в тени, и высветление освещенных мест. (фото 5). Учитель. Волосы всегда повторяют форму головы. Они также тонируются карандашом. Площадь волос на рисунке большая, положите карандаш плашмя, и линия станет толще. Это позволит вам быстро их заштриховать. Высветлите волосы в нужных местах. Границу встречи угля и выбелки можно растереть, получится плавный и красивый светотеневой переход. Физкультминутка Цель: снятие физического напряжения. Цель для учителя. Цель для учащихся. Метод: обобщающий. Учитель. Мы плавно подошли к завершению нашего эскиза. И теперь давайте выстроим еще раз поэтапность в работе с эскизом. С чего мы начали? Учащиеся. Построение и компановка. Учитель. Затем, что мы с вами делали? Учащиеся. Прорабатывали детали. Учитель. И завершающий этап..? Учащиеся. Работа в тоне. Учитель. Верно, и хотелось, чтобы вы запомнили эту последовательность и применяли ее в последующих своих эскизах Цель для учителя: Цель для учащихся. Учитель. Ребята мы сейчас просмотрим и проанализируем, что у вас получилось хорошо, а над чем еще нужно поработать (комментарий и оценка учащимися работ одноклассников). Рефлексия. Цель для учителя: Пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся. Цель для учащихся. Самостоятельное закрепление новых знаний, умений и навыков. Найти работы камышинских художников –портретистов. Обратить внимание на технику выполнения портретов в графике. Учитель выставляет оценки и благодарит учащихся за урок. |