Тема: «Соединение двух росписей Полхо-Майдановской и Хохломской росписи. На основе Полхо - майдановской росписи ».
Тема: «Соединение двух росписей Полхо-Майдановской и Хохломской росписи. На основе Полхо - майдановской росписи ».
Изобразительного искусства 8 класс.
Тема: «Соединение двух росписей Полхо-Майдановской и Хохломской росписи. На основе Полхо - майдановской росписи ».
Цели деятельности учителя
Познакомить учащихся с работами современных мастеров, с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана.
Тип урока
Изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: овладеют средствами художественного изображения Полхов - майдановской росписи.
Метапредметные: научатся составлять план последовательности действий, сверяясь с целью, планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческой работы); излагать своё мнение в диалоге.
Личностные: осознают свои интересы к культуре родной страны, формируют ценностное отношение к природному миру, понимают, что крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы объединяются верностью традиции как незыблемому закону народного творчества.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная и коллективная.
Образовательные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование
Акварель, гуашь бумага, кисть, гуашь карандаш, игрушки и декоративные предметы из солёного теста или шаблоны с изображением игрушек.
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация к теме урока, учебные рисунки, раздаточный материал.
Основные понятия и термины
Трилистник, «майдановские тарарушки», наводка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Соединение двух росписей Полхо-Майдановской и Хохломской росписи. На основе Полхо - майдановской росписи ». »
Изобразительного искусства 8 класс.
Тема: «Соединение двух росписей Полхо-Майдановской и Хохломской росписи. На основе Полхо - майдановской росписи ».
Цели деятельности учителя
Познакомить учащихся с работами современных мастеров, с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана.
Тип урока
Изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: овладеют средствами художественного изображения Полхов - майдановской росписи.
Метапредметные: научатся составлять план последовательности действий, сверяясь с целью, планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческой работы); излагать своё мнение в диалоге.
Личностные:осознают свои интересы к культуре родной страны, формируют ценностное отношение к природному миру, понимают, что крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы объединяются верностью традиции как незыблемому закону народного творчества.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная и коллективная.
Образовательные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование
Акварель, гуашь бумага, кисть, гуашь карандаш, игрушки и декоративные предметы из солёного теста или шаблоны с изображением игрушек.
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация к теме урока, учебные рисунки, раздаточный материал.
На первом слайде демонстрирует изделия жостовских подносов, городецкого промысла, хохломских изделий и изделий из Полхова -Майдановской росписи.
- Посмотрите на эти предметы и определите к какому промыслу они относятся.
- Промысел в определении которого вы испытывали затруднения – это роспись Похов-Майдана. С ним мы сегодня и познакомимся.
- Попробуйте определить цели нашей учебной деятельности.
Рассматривают изображения, отвечают на вопросы, ставят перед собой цель учебной деятельности.
Фронтальная работа.
Регулятивные: выдвигают версии об увиденном.
Личностные: осознают и проявляют интерес к изучаемой теме
2.Изучение нового материала 1часть
Объяснительно иллюстративный.
- На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, где в 19 веке зародился наш промысел.
Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полхов-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.
– Давайте рассмотрим изделия Полхов-Майдана. Какие краски используют мастера? В чём проявляется особенность этой росписи?
- Совершенно верно, основных красок всего четыре – синяя и зеленая, красная и желтая и обязательно черный цвет для обводки элементов. Этот приём называется «наводкой». В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
- А какие мотивы орнамента в основном используют мастера?
- В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Удивительные, ярко раскрашенные игрушки - "тарарушки", изготавливаемые мастерами Полхово-Майдана, будь то матрешка, или копилка-грибок, или разнообразная деревянная посуда, - заслуженно пользуются широкой популярностью.
- А теперь посмотрите, в какой последовательности будем выполнять роспись.
Прекрасный мир Вещей накоплен был веками. Хранит их каждый дом, а может быть – музей. Умейте рисовать и сотворять руками Все то, что может радовать друзей.
Педагог демонстрирует на классной доске приёмы росписи Полхов-Майдана.
Отвечают на поставленные вопросы.
Определяют характерные особенности росписи.
Фронтальная работа.
Познавательные:
знакомятся с историей развития промысла , с его отличительными особенностями; с приёмами росписи полхов-майданского промысла
2часть
Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
КУДРИНА.
Личностные:
ценностное отношение к народному искусству; уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
3.Творческо- практическая деятельность
Практический, частично-поисковый
- Сегодня вы будете украшать игрушки и декоративные предметы из солёного теста росписью в традициях Полхова-Майдана.Вы должны составить свой непохожий на другие узор. Работаем аккуратно, с любовью.
Выполняют творческую работу.
Индивидуальная работа
Регулятивные:
Планируют деятельность в учебной ситуации.
4. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа в форме «вопрос-ответ»
– Чем запомнился вам этот народный промысел? Почему?