Классный час на тему "Он был и остался настоящим офицером"
Классный час на тему "Он был и остался настоящим офицером"
Наша школа носит имя Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск Олега Александровича Лосика. Это обязывает на первое место в воспитании учащихся ставить патриотическое направление работы каждого классного руководителя.
У нас в школе учился Подборнов Александр Николаевич. Он окончил Военно-морское инженерное училище города Пушкина Ленинградской области. После окончания училища Саша стал капитаном 3-го ранга подводной лодки "Нерпа".
8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке "Нерпа" во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате погибло 20 человек. Среди погибших наш земляк капитан 3-го ранга, начальник химической службы Подборнов А. Н.
Цель данного классного часа рассказать учащимся о выпускнике МБОУЯСОШ №4 г. Ярцево Смоленской области, погибшем при исполнении служебного долга на атомной подводной лодке "Нерпа", гвардии капитане 3-го ранга Александре Николаевиче Подборнове.
Задачами классного часа является: формирование духовно-нравственных ценностей нового гражданина, воспитание патриотизма и чувства национальной гордости за свою страну, малую родину, родную школу, престижа профессии военного, умение выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, совесть, долг, мужество и другие).
Материал состоит из сценария классного часа и презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Он был и остался настоящим офицером" »
Муниципальная средняя (полная) общеобразовательная
школа №4 имени Героя Советского Союза
маршала бронетанковых войск Олега Александровича Лосика
Классный час:
(Посвященный выпускнику школы №4, капитану 3-го ранга
Подборнову Александру Николаевичу)
Выполнила: Т. А. Майорова,
учитель математики и технологии
Ярцево
2012 г.
Цель:
Рассказать учащимся о выпускнике школы №4, погибшем при исполнении служебного долга на атомной подводной лодке «Нерпа», гвардии капитане 3-го ранга Александре Николаевиче Подборнове.
Задачи классного часа:
Формирование духовно-нравственных ценностей нового гражданина, воспитание патриотизма и чувства национальной гордости за свою страну, малую родину, родную школу, престижа профессии военного, умение выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, совесть, долг, мужество и другие).
На уроке присутствуют родители А. Подборнова Наталья Алексеевна и Николай Александрович, «Юные Жуковцы» старших классов.
Ведущие одеты в камуфляжную форму.
На фоне музыки «Там за туманами» (один куплет)
выходят ведущие
Слайд с фотографией А. Н. Подборнова.
музыка стихает
НЛЕЙТЕНАНТАМ – ПОДВОДНИКАМ сл. Г.Новицкого
1-й чтец:Уснул на плече океана – Атланта Гольфстримом нетронутый паковый лед, Снежинки слетают с погон лейтенантов, Над морем студеном продолжив полет. 2-й чтец:Мятежного ветра ревущие глотки, Тревога сегодня в глубинах, во мгле, Вас ждут лейтенанты, подводные лодки, На помощь успеть нашей хрупкой Земле!
3-й чтец: Уйдете в глубины – в накал абордажа, Собой от беды заслонить берега, Свой воздух и хлеб разделить с экипажем, Секунду в атаке отнять у врага!
4-й чтец: Натянутся нервы сильнее, чем стропы, При пуске ракет и при залпе торпед, Иди лейтенант, поднимай перископы, На долю твою еще хватит Побед!
Ведущий: выпускнику средней школы №4, гвардии капитану 3-го ранга, погибшему при исполнении служебного долга ПОСВЯЩАЕТСЯдолга на атомной подводной лодке «Нерпа» Николаевичу посвящается э час.
Слайды: подлодка «Нерпа», «А. Подборнов и А. Прудников».
Звук хронометра.
Ведущий: 8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке «Нерпа» во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате погибли 20 человек, 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего же на борту АПЛ было 208 человек, из них - 81 военнослужащий. Среди погибших наш земляк капитан 3-го ранга, начальник химической службы Подборнов Александр Николаевич.
Ведущий: Как пишут газеты по рассказам людей, спасшихся с подлодки, когда прозвучала тревога пожарной опасности, среди гражданских началась паника.
Люди рванули наверх, лезли буквально друг по дружке. У некоторых не срабатывали или барахлили индивидуальные приборы для дыхания, надетые на них, они отключались и люди теряли сознание. Военные, экипаж проявили героизм. Они спасли людей и лодку...
Александр Прудников и Александр Подборнов погибли, вытащив из загазованного отсека пятьдесят гражданских судостроителей.
Слайд: А. Прудников, А. Подборнов.
Ведущий:Саша Прудников уже сам был угоревший, но сказал: пойду еще один раз вниз, и на этих словах рухнул, в сознание его уже не смогли привести, - рассказывает его друг. - У него никого не осталось родных. А второй, Александр Подборнов, как начальник химической службы ,первый боролся с этой отравой, да сам сгорел...
Слайд с фото Д. Лаврентьева.
Командир бригады подводных лодок Сергей Захарченко и командир подлодки «Нерпа» Дмитрий Лаврентьев сказали о погибших так:
- Они погибли, чтобы мы могли жить…
Слайд: «Море»
Ведущий: За несколько дней до трагедии отец Николай Александрович почувствовал: что-то не так, - какая-то непреходящая тревога... Вроде бы все хорошо, а на душе неспокойно. Как-то вечером вдруг потемнело в глазах. Почему-то он сразу подумал: что-то с Сашей... В ночь на 9 ноября родителям позвонила жена Саши. Даша рассказала, что на подводной лодке, где служил ее супруг, погибли люди.
Больше она не сказала ни слова, но родители все поняли... И все-таки позвонили по телефону «горячей линии» и услышали то, что больше всего на свете не хотели слышать... «Этого не может быть» - твердили родители, как молитву, пока утром в пятницу не увидели гроб с телом сына.
На том же слайде появляется портрет Саши ( по щелчку)
Во имя Жизни мы смерть встречали.
Во имя Жизни друзей теряли.
Во имя Жизни – навеки вместе
Бесстрашье правды и слово чести
Во имя жизни – жизнь полной мерой,
И наша нежность, и наша вера.
Любовь к Отчизне во имя Жизни,
Во имя жизни вся наша жизнь!
Слайд: Похороны А. Подборнова.
Ведущий: Александра Подборнова хоронили в открытом гробу. Проститься с ним пришло множество ярцевчан. Казалось, пятидесятитысячный город замер на несколько часов. - Лет тринадцать назад смерть Саши как будто была предопределена, - вспоминает Сашина одноклассница Ольга, - мы ставили в школьном театре «Про Федота Стрельца...». Саша был Федотом. Репетировали весело. Почти все получалось. И только на царёвой фразе всегда спотыкались: «Твой Федот теперь на дне, в окиянской глубине, и - поскольку утонувший - не нуждается в жене»... Саша хохотал до слез, когда в очередной раз на этом месте была заминка. Тогда кто-то пошутил: Сашка, учись плавать...
Ведущая: - Сын мечтал быть военным, - вспоминает мама - Помню, он еще в десятом классе был, пришел домой из школы — говорит, мол, к нам приехали преподаватели из питерского военного училища, рассказывали, как там у них и что. Я, говорит, хочу туда поступать! Мечта Саши сбылась
Ведущий: Для каждого человека Отечество начинается с того незабываемого уголка, где он родился и вырос. Малая родина воплощает в себе живой образ Отечества. Школа… здесь дети не только овладевают основами наук, здесь они учатся многому, без чего жизнь человека не может по-настоящему состояться.
На фоне песни «Родительский дом» слайды с фотографиями родителями, детский сад, начальная школа.
Ведущий: Тот выпуск в четвертой средней школе запомнился особенно. Из 22 человек Сашиного класса 21 поступил в высшие учебные заведения. Они были дружными ребятами, такими остались и после школы. Здесь бережно хранят кассеты с театральными
постановками, которые гремели на весь город. Вот Саша играет Федота в спектакле "О Федоте-стрельце". А вот он ведет юбилейный День Победы. Теперь все это станет архивом школьного музея. Классная руководитель Галина Алексеевна видела в своем ученике гуманитарный талант. А он хотел познать в жизни многое. Отдельное предпочтение химии. Учитель в качестве исключения после уроков оставалась, чтобы вдвоем с подающим надежды учеником провести опыты помимо школьной программы.
На музыку «Школьный вальс» слайды о школе.
(музыка стихает)
Ведущая: Одноклассники вспоминают: «Он был одним из немногих, кто равно относился ко всем, для всех был другом. Саша был простым в общении и очень добрым. Когда мы учились в школе, не знали, кто кем станет, но теперь мы можем гордиться, что Саша дослужился до такого звания. Его жизнь оборвалась на взлете. В то, что его больше не будет, трудно поверить. Но то, что он сделал все от него возможное во время аварии на подводной лодке, это бесспорно.
Ведущий: О решении стать военным Саша объявил родителям за полтора года до окончания школы. На встречу с будущими военнообязанными прибыли представители Военно-морского инженерного училища города Пушкин Ленинградской области. "Вечером Саша уже советовался с нами,- вспоминает мама Наталья Алексеевна,- мы, конечно, в сыне не видели человека военного. Но это был его выбор, его жизнь, и влиять на его желание мы не стали". Из всех, кто поехал поступать в военное училище, взяли только Александра. Его же, как одного из лучших, по окончании направили на самое престижное место службы.
На фоне музыки «Как прекрасен этот мир»
Слайды с фотографиями во время учебы Саши в институте.
В. Тыцких
Друзья! Как будто жить мне больше нечем,
Я вижу в повторяющемся сне:
Еще прощальный не окончен вечер
И мы не разлетелись по стране.
Еще эсминцы наши и подлодки
Не отошли от внешних берегов,
И в нас еще по стати и походке
Не угадать бывалых моряков.
А флот штормует в сквозняковой дали,
Всё пристальнее вглядываясь в нас,
И эхом волн
В высоком чутком зале
Гремит наш первый офицерский вальс.
И мы встаем, и по паркету кружим,
И вновь сидим за праздничным столом…
И верим, свято верим - наша дружба
Завязана навек морским узлом!..
Ведущий:
Если можно нарисовать портрет настоящего офицера, его надо рисовать с Саши – это мнение тех, кто служил, знал и общался с Александром Подборновым. В экипаже Александр Подборнов пользовался непререкаемым авторитетом за все лучшие человеческие качества, ему присущие. Это был человек, к которому можно было обратиться за помощью по всем вопросам. Особенно внимательно Александр относился к вновь прибывшим, помогая им адаптироваться на лодке. Как начальник химической службы, он хорошо знал свое дело, и добивался этого от других. Нас всегда поражал его интеллект: помимо военного дела, он хорошо разбирался в литературе, был организатором многих мероприятий. И сегодня мы можем сказать только одно – он до конца оставался на лодке, пытаясь помочь другим людям.
Слайды с фотографиями службы Александра.
Ведущий: - Какие у Саши были планы? Он мечтал о сыне, чтобы у его семьи были хорошие условия для проживания. Женился Саша два года назад.
Слайды с семейными фотографиями
По военному сертификату местом дальнейшего проживания должен быть Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке Александр отслужил уже восемь лет. Как только лодка пройдет последнее испытание, Саша вместе с семьей собирался приехать в гости домой. Родители ждали его на Новый год. Известие о гибели Саши стало громом среди ясного неба.
Ведущий:на фоне музыки «Аве Мария»
Почему же он? Вопрос этот все задавали, зная на самом деле ответ. Потому что именно он, Александр Подборнов, не мог покинуть лодку в первых рядах, его врожденное чувство ответственности, его офицерская честь перед выбором не ставили. Саша до конца остался верен присяге, и таким мы его запомним.
Ведущий: Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
Как стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле.
Но ты – солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени …
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
Завершается классный час ответным словом родителей.
Песня «Офицеры». Ученики встают. Родителям дарят цветы.