Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста
Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста»
Тема: Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того , чтобы заложить основу умения, желания учиться. Ведь известно, что залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности, только тогда процесс развития личности будет более интенсивным и результативным.
Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. С целью определения уровня школьной мотивации детей школьным психологом была проведена входящая диагностика: в качестве эксперимента выступал 1 «б» класс МОУ СОШ № 2. В школу дети поступили с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Результаты свидетельствовали о том, что лишь у 20% учащихся высокий уровень учебной активности.
Социальные мотивы (внутренняя позиция школьника) в сочетании с определенными познавательными интересами в начале обучения способствовали включению ребенка в учебную деятельность. Но к началу 2 класса среди всего многообразия мотивов главное место стал занимать мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно – познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование ) не заняли ведущего места на протяжении двух лет обучения. Возникла проблема: отчетливое снижение учебной мотивации. В результате у учащихся сформировалось представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, и чтобы «стимулировать» интерес к учебной деятельности и создать «ситуацию успеха», в моей педагогической практике возникла необходимость работы в технологии портфолио.
обучения и учения ребенка, более адекватно оценивать как сильные, так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой. Специальная подготовка родителей не производится. Они участвуют Учебное портфолио в начальной школе - специальное образовательное место, где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени (с 1-го по 4 класс). Целесообразнее начинать работу по формированию портфолио с 3 – 4 класса . Составление портфолио при переходе в среднюю школу продолжат классные руководители, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:
учебной;
творческой;
социальной;
коммуникативной.
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.
Задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.
Цели:
создание ситуации успеха для каждого ученика , повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
Цели: (Для ученика)
научиться анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
на основе полученной информации отобрать, систематизировать, анализировать собранный материал;
повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной и воспитательной деятельности.
Работа в технологии портфолио в условиях начальной школы школы предоставляет огромные возможности для проявления педагогического и ученического творчества, для самостоятельной и совместной работы учащихся и учителя по выбору вариантов накопления результатов, их систематизации.
Кроме того, учебное портфолио дает возможность учителю обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс в сборе информации, находятся в жюри внеклассных мероприятий, осуществляют фото и видеосъемку.
«Дневник моих достижений» – «история успеха», помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося во времени; что он знает, не знает; что он умеет, не умеет. Главное внимание акцентируется на результате деятельности, на достижениях, на сравнении «себя с самим». Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются выявление способностей и возможностей ребенка.
В ходе учебного времени файлы в папке «Дневник достижений» дети заполняют разнообразными материалами по мере их накопления. Родители контролируют оформление рабочей папки, выступают в роли консультанта, советчика. Но помощь родителей минимизируется по мере взросления ребенка.
В рабочую папку входят:
1 раздел: «Познакомьтесь со мной».
Представление индивидуальных особенностей (черты характера, интересы, склонности). В разделе печатаются рассказы о себе, семье, школе с включением рисунков, фотографий.
2 раздел: «Мир моих увлечений».
Демонстрация материалов о занятиях в кружках, секциях, студиях; рассказы о домашних увлечениях.
3 раздел: «Мои достижения».
Заполнение листов грамотами, призами, дипломами, сертификатами, благодарностями , работами, которыми гордится ученик (поделки, рисунки, тексты и т.д. )
4 раздел: «Наши праздники».
Творческие работы по итогам внеклассных мероприятий: праздников, игр по станциям, конкурсам и т.д.
Ожидаемые результаты:
повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);
максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);
развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
самопрезентация.
Мною разработано содержание этапов работы, проводятся наиболее значимые мероприятия , а так же составлены карты оценивания («Лестница успеха», «Спешим делать дела», «К вершинам Олимпа», таблица «Я развиваюсь» и др.), помогающие отследить индивидуальный прогресс детей, их наиболее значимые образовательные результаты. Работа рассчитана на 4 года.
Файлы в папке «Дневник достижений» в ходе учебного времени дети заполняют разнообразными материалами по мере их накопления. Родители контролируют оформление папки, выступают в роли консультанта, советчика. Но помощь родителей минимизируется по мере взросления ребенка.
Для достижения результатов мною разработано содержание этапов работы, определены сроки работы и участники взаимодействия, проводятся наиболее значимые мероприятия , а так же составлены карты оценивания («Лестница успеха», «Спешим делать дела», «К вершинам Олимпа», таблица «Я развиваюсь» и др.), помогающие отследить индивидуальный прогресс детей, их наиболее значимые образовательные результаты. Работа рассчитана на 4 года.
Этапы работы.
Сроки реализации.
Структура этапов.
Взаимодействие.
Место взаимодействия.
1.
Подготовительный
этап (1 класс)
Подготовка рабочих материалов;
Оформление собственных папок;
Информирование учащихся и их родителей о значимости «Дневника моих достижений» и необходимости его ведения.
Родители, учащиеся, учитель.
(Классные часы «Оформление «Дневника моих достижений» - для детей;
Практические занятия по оформлению портфолио на родит.собраниях.; индивидуальные пед. консультации с родителями)
2.
Информационно –диагностический этап (2-4 класс)
Проведение психологических диагностик:
результаты развития основных психических функций;
диагностика возможностей:
анализ результатов успеваемости;
анализ результатов досуговой деятельности.
2) Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий: