Просмотр содержимого документа
«Презентация. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах»
Мето
Методика работы над драматическими произведениями
в начальных классах
Презентацию подготовила:
Студентка 2 «А» группыПасевин Валерия
Что такое инсценирование?
Инсценирование-воплощение текста художественного произведения в действии.
Инсценирование-вид творческой деятельности, в ходе которойдети осмысляютуслышанные или прочитанные художественные произведения, обладает мощнымразвивающим и воспитывающим потенциалом.
Что такое инсценирование?
Инсценирование –вид деятельности, который требует:
Определенных способностей, умений
Выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, верить в условность
3.Знакомство детей с оригинальным произведением и создание мотивации
2.Драматизация текста
4.Подготовка детей к инсценированию(анализ произведения, установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний)
5.Инсценирование(работа над сценической речью и сценическим движением)
6.Создание костюмов и декораций
Как выбрать произведение для инсценирования?
.
+
-
Небольшие произведения, в которых есть ярко выраженное действие, события
Нельзя инсценироватьлирические произведения,в которых нет внешнего событийного сюжета.
Фольклорная сказка - бытовая, о животных, кумулятивная: “Петушок и бобовое зернышко”, “Колобок”.
Фольклорная сказка, причем не волшебная
Эпическое произведение- небольшие рассказы, отдельные главы из литературных сказок, в которых много диалогов.
В произведении не должно быть много действующих лиц
Жизнь
Действие героев
Действиеприобретаетсамоценное значениеи становится«опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков).
Функция языка в драме
Речьвыражает внутренние переживания персонажей
Речь являетсясредством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев
Речь (разговор) становится движущим механизмом действия
Особенность содержания и формы драмы
Сочетания речи с пантомимой
Разыгрывания действия в мизан- сценах
Соединения драмы с декорациями и музыкальным coпpoвождением
Драма требует постановки на сцене
Драматические произведения, изучаемые в начальной школе
Учебник для учащихся начальных классов «Родная речь»
Книги для чтения Р.Н. и Е.В. Бунеевых
Отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок»
Отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
С.Маршак«Сказкапро козла» (III класс)
С.Козлова «Снежный цветок» (IV класс)
Усилия читателя при чтении драматического произведения
Осознания раскодированных печатных знаков
Воссоздания в воображении определенных картин
Представлениятого, как двигаются герои
Представлениякак располагаются герои в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера
Представлениятого, как говорят герои
Работа над драматическим произведением
Беседа по рассмотренным иллюстрациям, в которой следует обсудить:
Предварительное подробное рассмотрение иллюстраций к тексту
Предположительное содержание изображенных сцен
Позы героев
Можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами
Основные методические приемы работы с драматическим произведением
Чтение по ролям
Драматизация
Анализ произведения
В драматическом произведенииавторская позиция с трудом открывается школьникам
При анализе следует обратить вниманиена детали, которые ее проявляют
Разбор сказки
«Терем– теремок»
1. Детям предлагаетсяназвать персонажей сказки и действующих лиц:добрый дед и злой дед.
2. После перечитывания реплик формулирование вывода о том, что автор поручает этим персонажам описаниемизансцен:
Злой дед:
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
Разбор сказки
«Терем– теремок»
В самомнаименовании персонажей- добрый и злой - проявляется позиция автора, «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих».
Добрый дед:
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
Злой дед:
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный, Постучался у ворот, Хриплым голосом поет.
Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки. Что мы слышим, когда произносим эти слова?
Какая просьба содержится в словах Января?
К кому обращается Февраль? Прочитайте.
Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам увидеть картину ветреной зимней погоды, услышать февральские ветры.
Как же командует Февраль? Кто у него в подчинении?
Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, какие гласные чаще всего произносятся?
Афиша и ремарки
Отсутствие афиши в тексте
Предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.
Уровни работа над ремарками
Содержательный
В ходе анализа пьесы вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
Исполнительский
На этапе перечитывания обсуждение интонационного рисунка их прочтения.
Содержательный уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы
СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев»
Август (усмехаясь):Так уж не за грибами ли?
Падчерица:Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за подснежниками.
Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц):Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай! Все смеются.
Выяснить с учащимися значение слов усмехаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.
Исполнительский уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы
СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев»
Каждая следующая ремаркадолжна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмехаясь, смеясь, толкая, все смеются.
Драматизация текста сюжетного стихотворения
Представить стихотворение как монолог мышки, поедающей сыр.Задача сценариста – кратко описать в ремарках действия мышки.Например, так.
Мышкина считалка
На сцене огромный кусок сыра в дырочках. Появляется мышка, принюхивается и направляется к сыру, начиная считать:
Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем
Дыры в сыре.
Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем
Дыры в сыре.
Если в сыре
Много дыр,
Значит,
Вкусным будет сыр.
Если в нем
Одна дыра,
Значит, вкусным
Был
Вчера.
(В. Левин. “Мышкина считалка”)
Текст нельзя изменять,оставив только реплики персонажей.
Распределить текст между актерами и решить, что в момент произнесения текста будет происходить на сцене.
Еж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на елку наскочил
Ночью на опушке.
–Извини, –
Промолвил еж.
Еле сдерживая дрожь.
–Извини и ты, сосед, –
Елка скрипнула в ответ.
–Как твои иголки? –
Еж спросил у елки.
–Все целы.
(В. Орлов. «Ночная встреча»)
Прием объединения в речи актера слов персонажа и автора:актер произносит не только текст своего персонажа, но и комментирует свои действия текстом от автора, который относится к описанию его персонажа.
Это стихотворение более сложное по форме: повествование и диалог персонажей.Задача сценариста – представив происходящее на сцене, обозначить реплики участников и кратко в ремарках описать действия каждого.
Драматизация текста фольклорной сказки
Подготовка фольклорного текста для инсценирования.
Журавль и цапля
Действующие лица:
Журавль и цапля
Сказочник
Летала сова – веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела...
Журавль
Это присказка, сказка вся впереди.
Цапля
На сцене справа и слева стоят избушки. У правой избушки стоит журавль, у левой – цапля. Между ними болото. В центре сцены на переднем плане сказочник.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. “Дай пойду посватаюсь к цапле!”
Пошел журавль – тяп, тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит:
Сказочник (обращается к зрителям):
–Дома ли цапля?
– Летала сова – веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела...
–Дома.
–Выдь за меня замуж.
1.Проанализировать произведение выявить его проблематику и художественную идею, систему образов и логику развития действия.
Сюжет сказки сконцентрирован вокруг сватовства .
Финал открытый.
Важную роль в сюжете играет повествователь.
Речь повествователя выразительна, образна, украшена фразеологизмами.
Ироничные, лукавые интонации помогают слушателю понять отношение повествователя к персонажам и событиям.
Следует ввестироль сказочника. В его речи есть фрагменты, которые можно инсценировать : Пошел журавль домой...; Цапля после раздумалась...
В ремаркахукажем,что делают персонажи в каждый конкретный момент.
Инсценирование стихотворений – «портретов»
Задача актера–выразительно прочитать текст, сопроводив его необходимыми жестами и мимикой.
Инсценирование стихотворений – «портретов»
Серия стихотворных портретов В. Орлова
“Арбузы”
“Карандаш”
“Редиска”
“Новая метла”
“Мяч”
“Добрая речушка”
“Совет”
“Гадюка”
“Кобра”
“Удав”
Инсценирование стихотворений – «портретов»
Не нуждаются в предварительной драматизации,нужно заранее решить, что будет делать исполнитель, читая текст.
Редиске вымыли бока,
В тарелку положили.
Она красна была, пока
Ее не раскусили.
(В. Орлов. “Редиска”)
Необходим костюм и перевоплощения актера в редиску. Появившаяся на сцене редиска может оглаживать свои красные вымытые бока, ложиться на чистую тарелку, а после паузы издавать хруст и распахивать костюм, как бы разделяясь на две половины.
Ребенок выходит с блюдечком, на котором лежит крупная красная редиска, которой он сначала любуется, а в финале раскусывает и показывает зрителям белые половинки.
Самый сложныйэлемент процесса инсценирования маленьких стихотворений.
Инсценирование прозаических произведений
Осуществляется как импровизация на заданную тему
Допускается некоторое отступление от авторского текста (актеры говорят своими словами, придерживаясь смысла, настроения, намерений персонажа).
Дети действуют, поняв логику сцены, ее содержание и смысл
Инсценирование прозаических произведений
На этапе подготовкиважнопомочь детям понять подтекст– чувства, намерения персонажей, отношения между ними.
Вопросы для беседы с детьми по сказке
“Журавль и цапля”
Это смешная или грустная сказка?
Хотелось ли вам, чтобы журавль и цапля поженились?
Почему журавль решил жениться?
Почему цапля отказала журавлю?
Что не понравилось цапле? Понравилось ли вам то, как сватался журавль? Послушайте, что он говорит.
После чтения эпизода побеседуем с детьми о том, что они услышали.В беседе используютсявопросы репродуктивного и аналитического характера.Первыепомогают детям восстановить последовательность действий,вторые– понять чувства персонажей и логику развития действия.
Перечитываем эпизод появления волка и выясняем, какой же характер у этого персонажа, как он ведет себя, как говорит
Волк у Маршака, как и в фольклорной сказке, – глупец, дурень, хотя силен и зол. Он сам характеризует себя: А я – волк, зубами щелк!
Волк будет не говорить, а подвывать, голос у него хриплый. В третьей реплике волка уже нет никакого притворства: он говорит громко, низко, хрипло, отрывисто и злобно.
Появляется новый персонаж – лиса, очень напоминающая свою фольклорную предшественницу. Она также умна, хитра и хочет поживиться за чужой счет.
Диалог волка и лисы – это разговор глупого с умным. Рассказ волка должен быть очень “вкусным”, он не сразу называет лисе, кто живет и чем занимается в теремке.
Медведь – новый персонаж сказки – очередной фольклорный глупец
Медведь силен и непроходимо глуп, его легко заставить выполнить самую сложную работу, пообещав вкусную еду, что и делают лиса и волк. Речь медведя чуть замедленная, тягучая, у него низкий, очень громкий голос.
Дети в течение нескольких секунд запоминают расположение предметов, разложенных на столе в произвольном порядке. Затем отворачиваются, а ведущий или меняет порядок расположения предметов, или убирает со стола 1-2 предмета. Играющие должны восстановить исходное положение.
В течение 1 минуты все участники игры молча слушают «тишину». Затем рассказывают друг другу, что они смогли услышать в тишине помещения.
На ощупь запоминаются детали одежды друг друга. Затем играющие с завязанными глазами, прикасаясь к одежде партнера, должны догадаться, кто перед ними находится.
Разыгрывание этюдов с разными заданиями
Разыгрывание этюдов с разными заданиями
Передаем друг другу мяч, представляя, что это ежик, цыпленок, змея, свернувшаяся клубком, горячая картошка и т.п.;
Без предметов показываем, как собираемся в школу, моем чашку, пришиваем пуговицу;
В движении показываем, как ловим в комнате комара, как пьем горячий чай или как реагируем, если смотрим по ТВ интересную передачу и вдруг пропадает звук;
Воспроизводим по памяти свои физические ощущения: холодно, жарко, больно и т.п.
Алгоритм театрализации
1. Выбранная для представления сказка читается всем коллективом , затем выбирается эпизод, который будет поставлен.
2. Пишется развернутый сценарий с подробным указанием внешнего вида героев, их движений, реплик и мизансцен.
3. Участники постановки должны осознать, что расположение мебели, предметов, декораций, героев является элементом художественной выразительности будущего спектакля.
Алгоритм театрализации
5. Выделить организационную группу, которая будет отвечать за проведение репетиций, держать связь со зрителями.
4. В распределении ролей должен участвовать весь театральный коллектив.
5.
назначаются актеры
оформители сцены (художники)
костюмеры
осветители
звукооператоры
Руководителю школьным
театром нужно помнить
Все дети, пришедшие в коллектив , постепенно должны выступить на сцене, побывать в роли организатора спектакля;
Школьный театр
должен стать делом всей школы
Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения.
Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения, с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения.
В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки.
Инсценирование - воплощение текста художественного произведения в действии.