Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше балов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, какую роль в воспитании играют похвала и наказание. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. В последнее время отношения между детьми и родителями стали более сложными и напряженными. Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи ценностей. Воспитывая детей, Вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаетесь найти выход из ситуации и найти подходящую для Вас и ваших детей систему воспитания.
Вместе с вами мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- наказывать ли детей?
- как и когда это делать?
- можно ли испортить человека похвалой?
- за что нужно хвалить ребенка?
Что нужно делать взрослым, что бы избежать конфликта в общении с ребенком? Быть мудрее и не провоцировать ребенка на грубость.
Психологи советуют родителям следующие
правила поведения:
- дайте свободу;
- никаких нотаций;
- идите на компромисс;
- уступает тот, кто умнее;
- не надо обижать;
- будьте тверды и последовательны.
способы выхода их конфликтной ситуации:
- прояснение конфликтной ситуации;
- сбор предложений;
- совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;
- детализация решения;
- выполнение решения, проверка.
Работа с родителями.
Ситуации.
Следуя этим советам, рассмотрим конфликтные ситуации и пути выхода из них.
Ситуация 1.
Ребенок плохо учится в школе. Родителей вызвали в школу, после посещения школы состоялся разговор с ребенком.
Ситуация 2.
Ребенок отказывается выполнять ваши задания.
Ситуация 3.
Вы услышали, что ваш ребенок в компании друзей выражается нецензурными словами.
Работа по словам.
Сейчас я прошу Вас разделить лист бумаги на две части, в одной графе напишите слова, которыми вы хвалите детей, а в другой – какими ругаете.
Проанализируйте, в какой графе больше слов и сделайте для себя вывод. (Анализ результатов самообследования).
Данные, полученные в результате социологического опроса, говорят о том, что большинство родителей в случае нежелательного поведения детей прибегают к чтению морали, окрикам, причем даже с использованием ненормативной лексики.
Дети не ангелы и поэтому из сложных ситуаций, в которые они ставят своих родителей, следует выходить с уважением к их и своему человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.
Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, проявляет глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Кроме того, он непрерывно ощущает страх, что сказывается губительно на его психике и развитии.
Словесное оскорбление - обидные замечания, грубые слова, ненормативная лексика не менее унизительны и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
К ненормативной лексике, особенно в последнее время, так привыкли, что многие не замечают и удивляются, что данные слова и выражения не приемлемы в жизни.
Корни появления нецензурных слов уходят в глубокую языческую древность. И в дохристианский период, люди с целью ограждения своих семей и себя от демонических злобных нападок вступали с ним в контакт, который мог быть двояким. Демона либо ублажали, либо пугали его и именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека, но самое большое несчастье в такой семье - это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше ребенок познает данный диалект, тем медленнее будет идти духовное и умственное развитие. Родители должны учесть, что при использовании таких слов, уничтожают в своем ребенке чувство стыда и зачастую являются мостом к последующим преступлениям. Кто-то может сказать, что сквернословить вынуждает их среда, воспитание, иногда их употребляют для «связки» слов, не вникая в их смысл. Одновременно из уст человека не может исходить благословение и проклятие, как из одного источника – соленая и сладкая вода.
«НАРОД» в переводе со славянского означает «Язык».
Язык народа – это то, что создает, характеризует и объединяет народ. Немецкий философ В. Гумбольт ставил формирование и развитие национального характера культуры и быта в прямую зависимость от языка народа. Поэтому от нашей небольшой слабости страдает вся наша жизнь: личная, семейная и государственная. Исходя, из этого можно сказать, наказание допустимо, но оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы хотим воспитать социально зрелую личность.
Поощрение является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Подросток, у которого формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении взрослых. Похвала способствует воспитанию у него веры в собственные силы. Поощрять надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то с каким старанием и прилежанием он выполняет эту работу.
Причина непослушания подростка кроется в его психике, и эти причины нужно знать:
борьба за внимание;
борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;
желание отомстить;
потеря веры в собственный успех.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается позитивное ощущение о себе. Необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, чтобы не допускать его глубокого разочарования в окружающем мире. Для поддержания высокой самооценки используют следующие принципы :
безусловно принимать его;
слушать, сопереживать и знать о его потребностях;
бывать вместе;
не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;
помогать, когда просит;
поддерживать успехи;
делиться своими чувствами;
конструктивно решать конфликты;
использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Предлагаю Вам вновь посмотреть, как часто и какими высказываниями Вы хвалите и наказываете детей (результаты самоанализа родителей ).
Анализ воспитательного мероприятия
1.Общие сведения.
Дата посещения: 27.10.2007
Группа: А-22
Классный руководитель Т.И. Машина
Форма мероприятия: Тематическое родительское собрание
Тема: «Как поощрять и наказывать своих детей»
Цель посещения: определение целесообразности и эффективности использования элементов игры при проведении родительских собраний
2.Организация мероприятия.
Педагогическая целесообразность:
Запланированное мероприятие соответствует уровню общей культуры родительского коллектива.
Общественная активность:
На предварительно проведённом классном часе студенты заинтересованно изучали анкеты и делились своими мнениями на заданную тему. Ненормативная лексика не вызывает у них чувства отвращения и отторжения, но при этом высказывается обида на недостаток позитивной оценки в семье. Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы.
Подготовленность:
Классный руководитель ответственно подошёл к подготовке родительского собрания. Проанализировав сложившуюся ситуацию в группе, выбрал тему родительского собрания, использовал комплекс форм и методов для активизации работы родителей.
3. Содержание мероприятия.
Интеллектуальный фон:
Мероприятие направлено на формирование основных принципов семейного воспитания с учётом индивидуальных особенностей подростков и социального статуса семьи. На основе диагностики классным руководителем при поддержке психолога проведено психолого-педагогическое просвещение родителей, предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования.
Эмоциональный фон:
Родительское собрание прошло в доброжелательной творческой атмосфере. Игра позволила снять сдерживающее эмоциональное напряжение родителей. Проблема поощрения и наказания подростков вызвала всеобщий интерес.
Эстетический фон:
Родительское собрание проводилось в читальном зале библиотеки, оформлена выставка книг на заданную тему, выставка творческих работ студентов «Твой выбор», посвящённая выборам в Государственную думу, коллаж «Каким я вижу своё будущее».
4. Организация среды воспитания.
Родители получили консультацию психолога по исследуемой проблеме, обменялись мнениями, работая в команде, приняли решение.
5. Качество педагогических условий.
При проведении родительского собрания, педагог, используя анонимную анкету студентов и полученную в процессе индивидуальной работы информацию, тактично, не нарушая прав и свободы выбора родителей, провёл конструктивный диалог и завершил работу игрой, позволившей родителям самим найти пути решения проблемы.
6. Итоги воспитательного мероприятия.
Мероприятие достигло поставленной цели, показав эффективность и целесообразность использования активных методов при проведении родительских собраний.