Воронежская область, Ольховатский район
МКОУ Заболотовская СОШ
«Я песни Родине слагал»
конкурс чтецов,
посвящённый творчеству А.Н.Некрасова
Разработали
учителя русского языка и литературы
Бурлуцкая Е.А. и Рубахина В.Н.
2013 г.
Цели:
Образовательные:
1) продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
2) обогащение знаний уч-ся;
Развивающие:
1) развитие выразительности речи;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения работать в коллективе;
4) выработка опыта публичного выступления.
Воспитательные:
1) воспитание культуры чтения;
2) формирование нравственного мировоззрения;
3) воспитание художественного вкуса;
4) привитие интереса к русской классической литературе.
Оформление зала: на журнальном столике – портрет поэта, свеча,
на занавесе – рисунки-символы: терновый венок,
женский профиль, мальчик с котомкой, мужичок
с ноготок; на стене – рисунки уч-ся
к произведениям Некрасова,
плакат со словами – эпиграфом:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
Н.А.Некрасов
Слайд 1.
Вступительное слово учителя.
Ведущий(1)
Стихи мои! (Слайд 2) Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
Ведущий(2).
10 декабря 1821 года родился русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России.
«Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
Ведущий (1).
И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
Ведущий (2).
Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жён декабристов и тяжёлая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.
Отрывок из стихотворения «Тишина» читает ученик 6класса Бутенко Алексей.
Всё рожь кругом, (Слайд 3) как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула - и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
(Слайд 4)
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны -
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленьи посылаю
Всему привет...
Ведущий (1).
Неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. (Слайд 5) Здесь провёл своё детство Николай Алексеевич Некрасов.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. (Слайд 6) Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».
Ведущий(2).
Некрасов любил детей и по-доброму, (Слайд 7) с теплотой и улыбкой писал:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» читает ученик 5 класса Гончаренко Андрей.
Однажды, в студеную зимнюю пору (Слайд 8)
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Слайд 9)
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
- "Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
- "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
- "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Ведущий(1).
Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нём с доброй улыбкой.
Ведущий(2).
В центре многих произведений Некрасова – образ русской женщины, (Слайд 10) гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» читает ученик 6 класса Денис Чучупал.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали - все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
(Слайд 11)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
(Слайд 12)
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
(Слайд 13)
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Стихотворение «Тройка» прочитает ученик 5 класса Фадеев Денис.
Что ты жадно глядишь на дорогу
(Слайд 14)
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво, (Слайд 15)
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих; черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
(Слайд 16)
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
(Слайд 17)
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же (Слайд 18) с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, сыты и бойки, -
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...
Екатерина Дрозденко, ученица 6 класса, познакомит нас со стихотворением «Гадающей невесте».
(Слайд 19)
У него прекрасные манеры,
Он не глуп, не беден и хорош,
Что гадать? ты влюблена без меры,
И судьбы своей ты не уйдешь.
Я могу сказать и без гаданья:
Если сердце есть в его груди -
Ждут тебя, быть может, испытанья,
Но и счастье будет впереди...
Не из тех ли только он бездушных,
Что в столице много встретишь ты,
Одному лишь голосу послушных -
Голосу тщеславной суеты?
Что гордятся ровностью пробора,
Щегольски обутою ногой,
Потеряв сознание позора
Жизни дикой, праздной и пустой?
(Слайд 20)
Если так - плоха порука счастью!
Как бы чудно ты ни расцвела,
Ни умом, ни красотой, ни страстью
Не поправишь рокового зла.
Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей -
Всё отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!
Ведущий (1).
Вершиной творчества Некрасова (Слайд 21) стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.
Ведущий (2).
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Ведущий (1).
Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В них величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.
Ведущий (2).
Но главное в этом произведении – вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.
Отрывок из этой поэмы прочитает ученица 10 класса Лимарь Лилия.
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
(Слайд 22)
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой...
Ведущий (1)
Однажды Некрасов из окна своей квартиры увидел, как от дома, где жил министр государственных имуществ, дворники и городовой прогоняли крестьян-просителей. Это послужило толчком к написанию «Размышлений у парадного подъезда». (Слайд 23) В течение 5 лет стихотворение не могло появиться в русской печати и ходило по рукам в многочисленных списках. Его популярность в России была очень велика.
Отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» прочитает ученица 8 класса Дарья Цыбуля.
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд (Слайд 24)
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди; (Слайд 25)
Показался швейцар ."Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Ведущий (2).
Своеобразным лирическим отступлением в этом стихотворении являются строки о Волге. (Слайд 26) Поэт подчеркивает, что горе народное безбрежно, как широкая река.
С этим лирическим отступлением нас познакомит ученик 7 класса Пылов Станислав.
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: (Слайд 27) чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Ведущий(1)
Любовная лирика Н. А. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихотворений, обращенных к Авдотье Яковлевне Панаевой, (Слайд 28) поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Чернышевский писал Некрасову: «Ваши стихи о любви буквально заставляют меня рыдать».
Стихотворение «Ты всегда хороша несравненно» читает ученик 10 класса Вадим Нетяга.
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь; (Слайд 29)
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, -
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...
Ведущий (2).
Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений поэта. Героиня этого произведения не только хороша, но и умна, весела, женственна и обаятельна.
Ведущий (1) .
Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе? (Слайд 30) Он считает, что главная задача поэзии - служение родине и народу.
Стихотворение «Элегия» читает ученица 10 класса Левченко Ирина.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
"Довольно ликовать в наивном увлеченьи, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье:
Народному врагу проклятие сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...
Ведущий (2).
«Элегия» — своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: “Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...”
Ведущий (1).
Настоящему Поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Ведущий(2).
Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее.
9