Цель: проверить уровень знаний, умений и навыков; прививать интерес к русскому языку; развивать умение осознанно применять изученные правила; активизация познавательной деятельности через решение логических заданий; продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Устали, дети, учиться? Тогда мы сегодня отдохнем, посетим ярмарку. Знаете ли вы ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»?
Ученик: Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нем две, частички: «яр» - то есть «год» и «маркт» - «торг».
Ученик: Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определенное время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.
Учитель: Подберите синонимы к слову ярмарка (рынок, базар).
Учитель: А что вам известно о ярмарках, проводящихся в мире?
Ученик: Ярмарки в России проводились в разное время года (показ слайдов).
Ученик: Самая многолюдная ярмарка в России была близ Нижнего Новгорода (показ слайдов).
II вариант: быть на плошад…, идти по улицам деревн…
- Замените существительное однокоренным словом другой части речи, чтобы смысл словосочетания не изменился (идти по древнерусской улице)
- Словом какой части речи заменили?
- Отгадайте загадку:
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье
- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода?
- Глядит все чего касается, а дотронешься – кусается
- Сама не ем, а людей кормлю
- Что общего во всех этих словах?
- Тары-бары-растабары,
Есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад.
Забирайте на расхват.
- Отгадайте или допишите пословицу
Книга источник …. ?
Кто не работает …. ?
Без труда, не вынешь рыбку из …. ?
Ученик:
Вот и солнце закатилась,
Наша ярмарка закрылась.
Учитель:
Ярмарка в самом разгаре.
Всюду торг, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и представьте, как «заходила, зашевелились, загудела веселая ярмарка»
Учитель:
Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают?
Лавка «Имя прилагательное»
Лишь у Троицкой у лавры
Есть особые ряды,
На которых чудо есть,
Что не можно глаз отвесть;
Восемь кукол деревянных,
Круглощеких и румяных,-
Все в одной большой живут,
Их матрешками зовут.
- Назовите имена прилагательные, которыми дается описание матрешек.
- Что можно сказать об имени прилагательном как о части речи?
- Какие грамматические категории имеют имена прилагательные?
- Изменяются ли имена прилагательные?
- Род прилагательных зависит от глагола?
- Имя прилагательное в предложение является главным членом?
- Прилагательные делятся на разряды?
- Они бывают полные и краткие?
- Найдите прилагательные и определите разряды:
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
На левой стороне – лавки с товаром!
На правой – веселье даром!
- Окончания прилагательных проверяем волшебным словом?
- Прилагательное – второстепенный член предложения?
- А именно – обстоятельство?
- По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного?
- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?
- Когда частицы НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда раздельно?
- Дописать окончания имени прилагательных, указать их род, число, падеж. Узнать, о каком сказочном персонаже идет речь:
На стар…. болоте Хрустальн…. туфельку,
В лягушач…. коже, на сказачн…. балу
мудр… советами, из королевск…. дворца,
в прекрасн…. лягушку От добр…. Феи
Отважн… девочка,
трудн…. путем,
с добр… друзьями,
к снежн… королеве
Учитель: Мы в лавке «Глагол»
Вы поверьте мне друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром, не теряйте,
Время даром, не теряйте!
Не держи язык за зубами.
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня дружок,
Скушай этот пирожок!
Становитесь в ряд
Забирайте все подряд!
Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!
-Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть)и окончания: I вариант в форме мн.ч.; II вариант в форме ед.ч.
- Глагол необыкновенная часть речи. Может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность.
-Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения.
Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются:
А) по временам, числам, лицам иродам;
Б)по числам и родам;
В) по числам;
Лавка «Всякая всячина»
На другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, поговорок, загадок
Ваша задача собрать пословицу.
На базар едете- а правду рож…?
Семь раз отмерьте- с собою цены не (ведите)
На чьём возу сидишь…- один раз те – ту и песню пой.
Учитель :
А нам пора подводить итоги.
Сейчас посмотрим, кто из вас выгодно купил товар.
Подсчитаем жетончики
Сегодня мы побывали на ярмарке знаний, узнали что такое ярмарка. И чего только не было на ней. Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение « Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке».