Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная по творчеству Пушкина "Что в имени тебе моем?"»
Литературная гостиная
Тема: «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).
Аудитория: 10-11 классы; фон Ф. Лист «Грезы любви».
Цель мероприятия: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности А.С. Пушкина: добрый характер, любящее сердце, способность видеть прекрасное, внутреннюю гармонию, увидеть связь поколений и времен, жизнь Пушкина в поэзии его последователей.
Ход мероприятия:
Пушкинский вальс
Аня: Неподдельная красота пушкинской поэзии заключается в неразрывной связи Добра и Красоты. Гений Пушкина его обаяние, его талант, его открытия в области стиха позволили литературе 19 века именоваться золотым веком русской поэзии. Крупные поэты века 20: А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.А. Блок,- формировались, оттачивали свое мастерство, воспитывались на поэзии великого Пушкина (слайд ).
Алеся
А. Плещеев «Памяти Пушкина».
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Алеся : (слайд ): Пушкинская площадь. Стоит он в грустном раздумье и, кажется, смотрит на нас. Слава России, ее гордость. Наш Пушкин!
А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (Влад)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
Ученик 3: В центре жизни М. Цветаевой была поэзия. Точнее – ее непреходящая величина – А.С. Пушкин.
Полина:
"...В спальне матери была картина Наумова "Дуэль" (слайд 3). Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность - я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались...».
Барабанная дробь
М.И. Цветаева «Нет, бил барабан перед смутным полком…»
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева — ручищи по швам —
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печётся!
Почётно — почётно — почётно — архи-
почётно, — почётно — до чёрту!
Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Ульяна: Стремительно и властно в жизнь М.И. Цветаевой вошел А.С. Пушкин и стал постоянной
духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «капитанскую дочку» Марина Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.
На фоне шума моря Аня
А.С. Пушкин «К морю».
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.
Аня: Из письма взрослой М. Цветаевой: ««Прощай, свободная стихия» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне ныне известных. Сама романтика: море, любовь, неволя, Наполеон, Байрон, обожание».
Алеся: Пушкин – первая и неизменная любовь Марины Цветаевой. Мало сказать, что это ее первый спутник. Пушкин в понимании М.И. Цветаевой – неиссякаемый родник, питавший творческую энергию многих поэтов. И для нее самой вечно современный поэт всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.
П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс».
«Пушкин меня заразил любовью. Словом «любовь». Мне было 6 лет, когда я впервые услышала ти
строки
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним….
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Обо стоят, но говорит он. Долго, все время. А она не говорит ни слова….наизусть 4 глава 16 строфа
Полина:
Татьяна и Онегин.(пауза)Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь.
Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались. Никогда не любила - когда садились, всегда - когда расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он _не_ любил, потому и не сел, любила _она_, потому и встала. Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Они ни минуты не были вместе: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась.
Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне Евгений Онегин.
Если я потом всю жизнь первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на заре моих дней Татьяна это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук,а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы преподнес мне великий Пушкин.
Песня «Мне нравится, что Вы больны не мной». Олеся
Лиза: Марина Цветаева посвятила великому русскому поэту цикл произведений «Стихи к Пушкину». Она провозглашает свое кровное, нерасторжимое родство с Пушкиным – родство по ремеслу и вдохновению. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского стиха, каждая его скобка, каждая описка. Она знает цену каждой его остроты, каждого слова….
«Станок» Ульяна
Прадеду — товарка: В той же мастерской! Каждая помарка — Как своей рукой.
Вольному — под стопки? Мне, в котле чудес Сём — открытой скобки Ведающей — вес,
Пелось как — поется И поныне — так. Знаем, как «дается»! Над тобой, «пустяк»,
Знаем — как потелось! От тебя, мазок, Знаю — как хотелось В лес — на бал — в возок…
Перья на востроты — Знаю, как чинил! Пальцы не просохли От его чернил!
В битву без злодейства: Самого — с самим! — Пушкиным не бейте! Ибо бью вас — им!
Лиза: Главное для Нее в Нем - его независимость, его бунтарство, бесконечная преданность Поэзии как делу жизни. Именно это объединяет двух великих поэтов. Да, именно поэтов, как того хотела М. Цветаева.
Ульяна: Анна Андреевна Ахматова тоже была увлечена творчеством по поэта, называла его стихи Пушкина «золотыми». Он всегда был ее поэтическим кумиром. С ним она постоянно в особые жизненно-литературные отношения. Любовь к Пушкину Ахматова питает с детства. Детские и юношеские годы Ахматова провела в Царскосельском лицее, где и сегодня невольно ощущается присутствие пушкинского духа, словно навсегда поселившегося в этом храме русской поэзии.
Лиза: Для Ахматовой муза всегда смуглая, словно она возникает перед ней в садах лицея сразу в обличии курчавого Пушкина, не раз мелькавшего здесь, в сумерках Екатерининского парка.
«Смуглый отрок бродил по аллеям» Яна
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Аня: В этих строках все отношение Ахматовой к Пушкину: подчеркнутое его величие и благоговение перед ним «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни» и вечность поэта «столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов». У Пушкина Ахматова училась простоте, краткости и подлинности поэтического слова. И все, что с ним связано, дорого поэту Ахматовой.
Алеся: (слайд 8) Известную поэтическую зарисовку, посвященную Царскому селу, создает Пушкин в стихотворении «Царскосельской статуе». В лирической картине представляется красавица с кувшином, которую он воспел и прославил навек.
А.С. Пушкин «Царскосельская статуя». Алеся
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Ульяна: Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в поэтическое изваяние, пленившее когда-то поэта., и в неповторимый пушкинский стиль. Ее собственное стихотворение, озаглавленное так же, как у Пушкина, дышит чувством уязвленности и досады.
А.А. Ахматова «Уже кленовые листы»
Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.
Лиза: Лирическая героиня стихотворения относится к статуе как к живой сопернице. Ей кажется, что девушка только притворяется грустной…еще бы, ведь ей подарил бессмертие сам Александр Сергеевич Пушкин!
Ульяна: Ахматовой принадлежит «Слово о Пушкине» - великолепный поэтический монолог о его бессмертии.
«Мне надо привести в порядок мой дом", - сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками. Говорят «пушкинская эпоха», «пушкинский Петербург». И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Он победил и время и пространство. Он вечен!»
Влад:
А.С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»
Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...
Аня: «Что в имени тебе моем?». наша память с детства хранит великое имя Пушкин. «Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», - писал А.А. Блок. Имя Пушкина в жизни Блока словно немеркнущая радуга, охватывающая всю его судьбу – от начала и до конца. «Все – вздор…перед Пушкиным». Это запись из дневника Александра Блока, сделанная в январе 1921 года. Алеся: А в феврале этого же года поэт выступает в Петербургском Доме литераторов с речью, посвященной 84 годовщине со дня смерти поэта. Это речь – поэтическое завещание Блока.Поэтическим итогом речи поэта стало создание 11 февраля 1921 года стихотворения «Пушкинскому Дому» (слайд 10)
А. Блок «Пушкинскому Дому». Добони
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Учитель: Пушкин для поэтов 20 и 21 веков – рожденное Добро, воплощение высокой человечности, духовная опора. Он – Учитель, они - ученики; он – Океан, они – реки, нисходящие из него. Именно Пушкин поднял тему свободы, которая станет краеугольным камнем для всей русской литературы. Для поэтов 20 века – это свобода художника, воятеля – необходимое условие для творчества.
Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном, в любые времена!