kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие «Воспитание творческой личности на уроках литературы. Интегрированные уроки литературы ». 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей. Каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.

В данном пособии собраны интегрированные уроки и воспитательные мероприятия способствующие воспитанию и развитию творческой личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Воспитание творческой личности на уроках литературы. Интегрированные уроки литературы ». 5-9 классы »

МОУ Комитет по образованию

администрации Зонального района


МКОУ Зональная средняя общеобразовательная школа.













Методическое пособие


«Воспитание творческой личности на уроках литературы. Интегрированные уроки литературы ».

5-9 классы


Образовательные технологии: инновации и традиции.

Конспекты уроков




Автор-составитель: Тибейкина Нелли Николаевна,

учитель русского языка и литературы









с.Зональное

2015 год.

Тезисы



Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагических вечных борениях:
стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
(Я.Корчак)

В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Причем работа по развитию творческих способностей школьника должна проводиться не только в школах с углубленным обучением изобразительного искусства, но и в различных типах современных школ: гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного цикла - в обычных школах.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей. Каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Представленные в данном методическом пособии уроки, способствуют развитию творческих способностей детей разного возраста.










Содержание



1. Урок-театр «Посиделки на хуторе близ Диканьки».

Разработка урока по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (6 кл.).



2 Урок-мастерская по литературе «Поэты двадцатого века о Родине, родной природе и о себе» (6 класс)


3. « Урок-встреча с В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером.»


.

4. «Быт и бытие Марины Цветаевой»-литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой.


5. Народные промыслы России. Гжель.


6. Предметы народных промыслов. Золотая хохлома.


7. Народные промыслы. Городецкая роспись

























Тибейкина Нелли Николаевна, учитель русского языка

и литературы.


Урок-театр

«Посиделки на хуторе близ Диканьки».

Разработка урока по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (6 кл.).


Оборудование: текст повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», стенд с фотографиями писателя, месяц, звездочки, костюмы участников инсценировок, часы , выставка с иллюстрациями повести, письменные работы детей, призы для участников конкурсов.

Оформление класса: месяц, звезды, декорации –украинская деревня.

Цели: 1.погружение в мир гоголевского юмора;

2.развитие творческих способностей детей, их фантазии;

3. сплочение классного коллектива, формирование умения слушать и общаться;

4. углубление понятий о юморе.

Ход урока

Словарь понятий: юмор, словарь Гоголя, посиделки .

В подготовке урока принимает участие весь класс: одна группа детей рисует иллюстрации, другая пишет новогодние сказки, третья оформляет класс.

Слово учителя: Дорогие ребята и гости! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок. Называется он «Посиделки на хуторе близ Диканьки». Мы закончили изучение повести «Ночь перед Рождеством» и сейчас вслушаемся еще раз в язык гоголевской повести, подумаем, почему мы улыбаемся, когда читаем повесть, а иногда безудержно хохочем.

На посиделках в долгие зимние вечера собиралась молодежь. Веселились ,шутили, рассказывали друг другу тайны. И мы с вами будем говорить о тайне- тайне нашей любви к Гоголю, тайне юмора его повести.

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о гоголевском юморе, сначала ответим на вопросы теста:

1)Что означает слово колядовать?

А) Весельться перед Новым Годом;

Б) петь накануне Рождества песни;

В) собирать сплетни.

2) Что означает выражение строить куры?

А) Строить дом;

Б) ухаживать;

В) разводить куриц.


3) Черевички это?

А) Чайные чашки;

Б) тарелки для супа;

В) башмаки.


4) Можно ли рисовать при помощи вохры, яри, бакана, блейваса?

А)Да;

Б) нет.


5) Ковзаться это:

А) Целоваться;

Б) кататься на коньках;

В) обниматься.


6) Чернец это:

А) Монах;

Б) черный кот;

В) черный платок.


7) Смалец это:

А) машинное масло;

Б) мазь;
В) бараний жир.


8) Гречанник это:

А) Хлеб из гречневой муки;

Б) каша;

В) лапша.

За каждый правильный ответ уч-ся получают звездочку.

Слово учителя:

Мы с вами оживили в памяти значения некоторых слов из словаря Н.В.Гоголя.

К нам на посиделки пришли герои повести, прежде чем они встретятся с вами , напишите в тетрадях слово ЮМОР и объясните его значение.


Инсценировка: эпизод повести(Оксана перед зеркалом).

Что смешного в этом эпизоде?

Инсценировка: эпизод повести(Вакула и Черт).

Что рассмешило вас?


Инсценировка: эпизод повести(кум, кумова жена и ткач).

Вывод: юмор не просто смех , а литературный прием.

Как можно узнать точное определение этого понятия?


Работа с учебником.


Назовите способы юмористического повествования: - неожиданность;

- несоответствие;

- гипербола.

Задание:

Определите какой прием использован в каждой из инсценировок?


Вывод: Поняли в чем тайна нашей любви к Гоголю?

Что смешит нас в его произведениях?

А кто запомнил, что такое юмор?

Какие приемы юмористического повествования вы можете назвать?


Подсчет звездочек, призы лучшим участникам урока- оценки в журнал.

Подведение итогов конкурса на лучшую иллюстрацию и лучшую сказку.


Рефлексия: А теперь, ребята, кому урок понравился подарите мне по одной звездочке.

Урок-мастерская по литературе

«Поэты двадцатого века о Родине, родной природе и о себе» (6 класс)

Тема: «Поэзия Ф.И.Тютчева»

Цели: а) знакомство с поэзией Ф.Тютчева;

б)формирование умения видеть и чувствовать

прекрасное вокруг нас;

в) воспитание бережного отношения к природе;


Предварительная подготовка: дети рассаживаются группами по 4 человека.

У каждого- тетрадь по литературе, лист для черновых записей, учебник, ручка и карандаш.

Работа рассчитана на два урока.

Оформление: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, А.Пластова, В.Поленова.


Ход урока

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами поэта, которого вы еще не знаете.

Имя его я пока не открываю, мы узнаем его позже. А сейчас, я назову вам слова, а вы быстро, за 3-5 минут, нарисуете то , с чем для вас эти слова ассоциируются.

Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, и то ,что первым возникает в вашем воображении, потом вы нарисуете.

Слова- РОДИНА, ПРИРОДА, ПОЭЗИЯ.

Пять минут ребята рисуют. Кто не может сразу нарисовать, пусть запишет словами, что он себе представляет, что хотел бы нарисовать, но не мог или не успел.

Дети рисуют дом, поле ,речку, маму, небо. Через пять минут останавливаю работу и прошу каждого сказать всем, что ему захотелось нарисовать.

2.Задание группам: Составьте из слова РОДИНА, новые слова, но обязательно имена существительные. Получаются слова: род, рад, народ, нора, один.

Из слова родина получилось много теплых, добрых слов.

3.Знакомство с поэтом и его творчеством:

Показываю портрет Ф.И.Тютчева.

Знакомство с этим поэтом мы начинаем со стихотворения « Как весел грохот летних бурь».

Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные, солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки- вот тема пейзажей, посвященных лету, родине.

Задания группам: 1(чтецы)Прочитать другие стихотворения Ф.И.Тютчева.

2(журналисты) Рассказать интересные факты из жизни Тютчева.

3(поэты) Прочитать стихи собственного сочинения.

4(художники) Нарисовать собственные иллюстрации к картинам.

(Группы формируются по интересам ребят, и задание к уроку дети частично приготовили дома).

Двухчасовая работа заканчивается афишированием. Письменные работы выкладываются на свободный стол или прикрепляются к доске.

Стихи учащихся.


Осенний дождь.

На дорогах грязь и слякоть.

Дождь пройдет по мокрым крышам.

Вдруг ты шепот крон услышишь

И захочется поплакать, что прошло все так неслышно,

Но, а дождь все будет капать.

Из окна смотреть на лужи

Хочется мне бесконечно.

Вскоре осень сменит стужа,

Ведь она в гостях не вечно .

На окно прилипнет листик,

Словно месяц золотой,

Но… а дождь ,пройдет неслышно

Над промокшею избой.



Поле.

Над золотым пшеничным полем,

Бескрайнее и голубое,

Как купол, небо возвелось.

Разнообразные картины…

Рисуют разные узоры.

Мне это видеть довелось.

И как лучи играют в прятки

С чуть-чуть дрожащим колоском,

И солнце ласково сверкает,

Напоминая милый дом.



Воспоминания о зиме.

Сегодня день, он так же прост, как и вчера,

Все так же за окном весна,

Хоть не унылая пора,

Но все же грустно мне,


Едва я вспомню о Зиме:

Она летит во след за нами

С своими слугами – снегами,

И говорит она: «Пойдем,

Теперь уж всех мы обойдем!»

Но, а Весна сказала: «Нет,

Вам не пройти моей преграды!»

Сказала и пропал вдруг след

Зимы, ушедшей вновь в декабрь…

Сегодня день, он так же прост, как и вчера

Все так же за окном весна.



Белая зима.

Белая зима

Скоро наступила,

Снежным покрывалом

Ели принакрыла .


Наклонились ветки

У березки стройной

И стоит березка

На земле просторной.


Солнце уж не ярко

Светит над землею,

И мороз на окнах

Пишет нам с тобою:

«Хорошо , что вновь зима ,

Очень рада детвора !»


ЗИМА.


Зима- прекрасная пора !

Когда кругом бело,

Когда поля, леса и луг-

Все снегом замело.


Когда трещит Мороз-старик,

Спешит разрисовать

Все окна в снежные холсты,

И нам нельзя гулять.


Но, зиму очень любим мы

Веселая пора!

Ведь скоро, скоро Новый год

И мы кричим: « Ура!»



Пробуждение


Сейчас зима.

Но скоро, скоро

Наступит март

И зазвенят ручьи

Веселым перезвоном.


Очнется лес,

Река проснется,

И солнце людям улыбнется,

И птицы станут щебетать

Все веселее и игривей.


Душе захочется стихов,

И я возьму свою тетрадку,

И напишу,

Пока нескладно,

Стихи про первую любовь…


ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ.


Склонилась ива над тишью реки,

Теченье уносит сухие листы,

Собрались люди -спускают плоты,

Под грустною ивой сидят рыбаки.

Таскают из речки они чибаки.

Купаются дети: ныряют, визжат.

Друг другу кричат: «Погоди!»


ЛЕТО.


Наступило лето-радость детворы!

Солнце осветило скучные дворы.

Школа опустела ,ждет до сентября,

Но, а нам сегодня отдыхать пора


Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе.



Такой урок требует большой предварительной подготовки, в которой могут быть задействованы учащиеся 8 класса.

Задачи урока:

1. Образовательные: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи.

3. Воспитательные:

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.



Тема: « Урок-встреча

С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером.»


(слайды)

Эпиграф: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…

В.М.Шукшин.

ХОД УРОКА

I.Орг.момент

II.Слово учителя(слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.


-Так, в чем же секрет современности творчества Шукшина?

(Ответы учащихся).

  • Прекрасная Алтайская земля, рождает талантливых людей, имена которых знает вся страна: Р. Рождественский- уроженец Косихинского района, М.Юдалевич- известный алтайский писатель, И. Савина- талантливая актриса и, наконец, В.М. Шукшин.

  • Он не только родился на Алтае, он воспел его в своих произведениях.

  • Со времён Ломоносова русская деревня посылала своих посланцев, смекалистых и умных, в большой мир. Они прославляли Землю Русскую, овладевали высотами мировой культуры, но навсегда оставались, верны земле, их породившей, своей «малой родине».

(Слайд5)

  • Село Сростки - «малая родина» Василия Макаровича Шукшина оно близко нам , как пушкинское Михайловское или есенинское Константиново.

  • Привольно раскинулось старинное сибирское село между Чуйским трактом и зелёной красавицей Катунью. Здесь родился и жил Василий Макарович Шукшин. Образование села связано с освоением русскими людьми алтайской земли вверх по Катуни. Первое упоминание села Сростки найдено в документах середины 18 столетия. Предполагается, что в те времена , здесь было что-то вроде заимки , где велись рыбные и звериные промыслы.

  • Чаще всего вновь возникающие населённые пункты называли в честь первопоселенцев их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. Существует версия, что в Сростках жил бедный каторжник Старостик на Пикете. Здесь он вырыл себе землянку, здесь умер и похоронен. По другой версии гора Пикет была сросша с Монаховой горой, что за Катунью. Потом река их разделила. И следующая версия основана на том, что река Катунь , в районе села Сростки , вниз и вверх по течению распадается на множество рукавов и протоков. И только в месте образования села срастается в единое русло. Ещё до образования села это место называлось Сростки.

  • Весь творческий путь Шукшина непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села. Каждая его работа «вышла из Сростков и сюда же, в Сростки, вернулась на суровый и нелицеприятный суд его жителей.

  • «Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Шукшин в душе до последнего часа.

(Слайд6).

Шукшин об Алтае.

(Просмотр слайдов 7-8).

Воспоминания современников о Шукшине.

(Слайды 9-10).

Биография В.М.Шукшина.

(Просмотр слайдов с 11-16).

III.Новый материал.

В.М.Шукшин- писатель, актер, режиссер .

(Просмотр слайдов с 16-22).

В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший, по – настоящему читавший – все подробности в цикле рассказов «Из детских лет Ивана Попова».

  • Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробывал поступить в военное авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин сказал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжение сил я больше никогда не испытывал». Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил, светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки. Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну деньги на дорогу, продала тёлочку, кстати, тоже Райку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд. Тем более что он и в самом деле пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастерке и сапогах, уже внешне выделялся среди абитуриентов, столичных мальчиков и девочек из семейств, причастных к искусству. И конечно, ему пришлось наверстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а я уж как-нибудь. По его собственным словам, «хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного человека, какого-то тайного борца, нерасшифрованного».

  • Еще студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал.


IV. Вопросы классу:


1. Вступительное слово преподавателя по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся вспомнить и ответить на вопрос:

«Вечные темы и актуальные проблемы в творчестве В.М.Шукшина?»


2. Беседа с классом

-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?

-Какие главные темы Шукшинской прозы?


Первый свой роман Шукшин писал ночами в студенческом общежитии, в комнате, где живили еще два студента. Писали рассказы, но они не воспринимались им как что-то большое и настоящее. Писал и стихи. Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых спорили сельские жители. Этот вывод подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу – «Сельские жители», - которая увидит свет в 1964 году.

«Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив...»

(слайды 23-24).

Шукшин-актер и режиссер.

  • Режиссерскую деятельность он начал на киностудии им.Горького, снял фильм «Живет такой парень», при этом являясь его сценаристом. И в дальнейшем по своим киноповестям он снял еще 4 фильма. Снимая «Печки-лавочки» он задействовал много своих земляков, так как создавать этот фильм он приехал на свою родину в Сростки.

  • Фильмы «Печки-лавочки» и «Калина красная»-крупнейшие победы режиссера, завоевавшие огромный успех у зрителя. Поставлены они по специально написанным сценариям- киноповестями, как называл их Василий Макарович. Фильм «Печки-лавочки» -это рассказ Шукшина об отчем доме, о земляках и родной земле. Красота Алтая, многообразие народных характеров и обычаев представлены зрителю во всей полноте. Показан нынешний день, со всеми его насущными заботами и тревогами, увиденный острым взглядом писателя, режиссера и актера Шукшина. Картина снималась в селе Шульгин Лог, находящемся недалеко от Сросток - через Катунь.

  • В последнем кадре фильма «Печки-лавочки» на горе Пикет сидит босой Иван Расторгуев-главный герой фильма. Многими теперь этот кадр воспринимается как «житейская»фотография Василия Макаровича.

  • Последний фильм «Калина красная» снимался в окрестностях Белоозерска. В нем показана острейшая нравственная трагедия человека, нарушившего связи с отчим домом, преступившего законы жизни общества.

  • Его режиссерская деятельность оценена по заслугам и во время жизни и после смерти.


(слайды с 25-28).

Шукшин-писатель.

(слайды с 29-32).


  • Литературный путь Шукшина продолжался 15 лет. В своих произведениях он поднимает извечные проблемы о смысле жизни, духовных ценностях. Ведущее место в его произведениях занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков, стремящихся постичь смысл жизни.

  • За время своей писательской деятельности Василий Макарович создал 5 киноповестей «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Два Федора», «Калина красная» и «Ваш сын и брат».

  • Большой мастер слова, глубокий знаток народной жизни, Шукшин был предан крестьянской теме, но никогда не сводил её к чисто сельской Проблематике. Его интересовали Большие социально-нравственные и гуманистические проблемы. В его книгах мы видим многообразие типов народных характеров. За внешне нескладными, как говорят в народе, непутёвыми судьбами многих героев Шукшина скрыта их неутомлённая жажда прекрасного, добра, справедливости.

  • Таковы Бронька Пупков с его мечтой о подвиге («Миль пардон, мадам.»), почтальон Макар Жеребцов, всем желающий добра, но не знающий, как помочь людям («Макар Жеребцов»), чистый душой и помыслами «неудачник» Василий Князев («Чудик») и др.

  • Драматург людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни. Обида за человека, сломавшегося обстоятельствами.

  • Шукшин болеет душой за человека, за наших современников, особенно людей «с мятежной душой».

Степан Разин-главный шукшинский герой.

(Просмотр слайдов с 33-36).

Стихотворения о Шукшине.


В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".


V. Итог.

(слайд 40).


  • В.М. Шукшин-явление уникальное. Его творчество не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью «Он был похож на свою Родину».

  • Ежегодно в июле на горе Пикет в селе Сростки собираются писатели, художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Шукшина. Едут со всех концов страны, едут самые разные люди, едут группами, едут по одному.

  • Едут, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его взрастила. Я горжусь тем, что родилась и живу в Алтайском крае, думаю, что мне повезло больше, чем другим почитателям таланта Шукшина. Я живу на земле, которую воспел Шукшин, дышу ее воздухом. Свою работу хочу закончить стихотворением Б. Рахманинова «Алтайка».


  • Ваше слово не кануло в Лету,

  • Не рассыпалось золото в медь,

  • Смотрим , дух затаив, киноленту

  • Под названием: жизнь или смерть.

  • Пусть идет этот фильм без экрана-

  • На просмотре его вся страна.

  • Как талантливо, нет, гениально

  • Вы сыграли в нем роль Шукшина.

  • То веселый, то хмурый, то грустный,

  • Скрыв за смехом сердечную боль,

  • Вы остались собою в искусстве…

  • Быть собою – труднейшая роль!

  • Вот ваш край,…неисхоженный, дальний,

  • С паутиною трактов и троп…

  • Раскрывает себя нам Алтайка,

  • Обещает обрадовать Обь.

  • Все нам дорого здесь, потому что

  • Шукшина мы во всем узнаем.

  • Ошибиться ничуть не рискуя-

  • Ах, не выдай волненья слеза!-

  • Узнаем ваши тюрские скулы,

  • Ваши русские с небом глаза.

  • Нашу память ничто не остудит,

  • Мы навек вас в сердце занесли…

  • Вот герой ваш доблестный чудик,

  • Чудотворец алтайской земли.


Рефлексия: Поднимите руку те, кому захотелось прочитать рассказы Шукшина или посмотреть фильмы с его участием?


Домашнее задание: Прочитать рассказы В.М.Шукшина (по выбору учащихся).


Тибейкина Нелли Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ Зональной СОШ Зонального района

Проект урока с использованием ИКТ по предмету «Литература»

Предмет, класс

Литература, 9класс

Тема урока, № урока по теме

Урок внеклассного чтения «Встреча

С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером»


Актуальность использования средств ИКТ

- обогащение учебного материала визуальным представлением через демонстрацию,

Цели урока:

Создать условия для…

обучающие

развивающие

воспитательные

Знакомства с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привития интереса к его творчеству, желания читать его произведения.


учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу.

-

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.






Используемые ресурсы ИКТ

  1. мультимедийный проектор;

  2. доска;

  3. компьютер;


Тип урока

Новых знаний на основе ИКТ

Организационная структура

I этап

Знакомство с новым материалом

Цель

Подробное знакомство с творчеством В.М.Шукшина.


Длительность этапа

Обычный урок (40 минут).

Основной вид деятельности с ресурсами ИКТ

Демонстрация (мультимедийная коллекция):

1. Презентация

2. Вопросы для обсуждения.

Форма организации деятельности учащихся

- погружение в проблему

- постановка проблемного задания

- просмотр демонстрируемой коллекции;

- анализ просмотра по вопросам проблемного задания

Функции преподавателя

- организующая, инструктивная

Основные виды деятельности преподавателя

- определение темы урока;

- совместно с детьми обсуждение темы, постановка целей и задач урока, определение средств их разрешения;

- постановка проблемного задания;

- демонстрация;

- анализ просмотра по вопросам проблемного задания

II этап


Промежуточный контроль

Вопросы классу:

-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?

-Какие главные темы шукшинской прозы?












III этап

Домашнее задание

Прочитать рассказ Шукшина (по выбору учащегося).

V1 этап

Подведение итогов

  • что нового вы узнали сегодня на уроке;

  • достигли ли мы с вами, поставленных в начале урока, целей и задач;









Литературная гостиная по творчеству Марины Ивановны Цветаевой.(11 класс)

Оформление урока: портрет М.И.Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и сборники ее стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись.

Презентация о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.


Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.



Тема: « Быт и бытие Марины Цветаевой.


Эпиграф: Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я –поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.



ХОД УРОКА

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».


I.Орг.момент

II.Слово учителя(слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитой поэтессы, женщины трагической судьбы Марины Ивановны Цветаевой.

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этой разносторонне одарённой женщины и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.


-Так, в чем же секрет современности творчества Цветаевой?

(Ответы учащихся).


(слайд 3)

Автору стихов Марине Цветаевой- 20 лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.


Красною нитью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубенштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.


(слайд 4 )



  • Когда юная Цветаева отнесла в типографию Мамонтова первый поэтический сборник «Вечерний альбом», ей исполнилось 18 лет…


(Чтение стихотворений учащимися.)


- Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя-Марина,

Я- бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти-

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена- и в полете

Своем- непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня- видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена- веселая пена-

Высокая пена морская!

(слайд 5)



  • Впереди- большая творческая жизнь, нелёгкий жизненный путь… В 1912г. выходит книга стихов «Волшебный фонарь», а через год- сборник с заглавием «Из двух книг».

  • В разноголосице литературных стилей и течений начала ХХ в. юная Цветаева была замечена критикой.

  • Ещё предстояла встреча в Крыму с Сергеем Эфроном, выпускником Гельсингфорсского пансиона. Любовь с первого же дня и на всю жизнь!

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, желающим, не смятый;

( Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)


Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник…

Ты вспомнишь все…

Ты сдержишь крик…

-Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

« Надпись в альбом».

(слайд 6)


18(5) сентября 1912 года рождается первая дочь Марины Ариадна (Аля).

С мая по 14 августа 1913 года Марина Цветаева, Сергей Эфрон и Аля живут в Коктебеле. 27 июня Марина выступила в Феодосии с чтением своих стихов - в Лазоревском сквере, на вечере окончивших реальное училище.

А 31 августа 1913 года, умирает отец Марины.



Вы , идущие мимо меня

К не моим и пленительным чарам,-

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,-


И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.


О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы- если б знали,-


Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,-

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светлоголовой.

(слайд 7)

Годом рождения Поэта Цветаевой считается 1916. Почти все стихи, написанные в этот удивительно плодотворный период, войдут в сборник «Версты», изданный в 1922 г.. Цветаева предельно искренна. Она обострённо воспринимает смерть, насилие, кровь, муки людей в годы революции и гражданской войны… Беспокоится Марина Цветаева и за своего мужа, вступившего в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в Донских и кубанских степях

И не спасут не стансы, ни созвездья.

А это называется- возмездье

За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только , а не глаз…

(слайд 8)


Дождь убаюкивает боль,

Под ливни опускающихся ставень

Сплю. Вздрагивающих асфальтов вдоль

Копыта- как рукоплесканья


(слайд 9)


  • Послевоенный Берлин 1922г. Называли «русским Берлином»,- русских там жило около ста тысяч. Русские магазины, театры, рестораны., несколько газет, множество издательств: «Геликон», «Русское творчество», «Икар» и прочие, и прочие.

  • 11 её берлинских недель сплошь состояли из встреч и общения. Здесь началась её эпистолярная дружба-любовь



(слайд 10)


  • 1 августа 1922г. М. Цветаева приехала в Прагу. Жизнь в деревнях, с нечастыми наездами в столицу. Полюбившиеся Цветаевой холмы, ручьи, долины… Никогда ещё она так не погружалась в природу- всем существом. Деревья, тянущиеся ввысь, для неё- проводники в ВЕЧНОСТЬ…


Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед-

То ж , что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку- на весь тот свет!

Здесь- мои обе заняты.


( слайд 11 )


Древа вещая весть!

Лес, возвещающий:- Есть

Здесь, под сбродом кривизн,-

Совершенная жизнь:

Где ни рабств, ни уродств,

Там, где всё во весь рост,

Там, где правда видней:

По ту сторону дней.


(слайд 12)


  • Уход Цветаевой в себя становится всё глубже. Всё трагичнее и безысходнее звучит тема НЕСОВМЕСТИМОСТИ Поэта и Мира, в котором «маятники душу рвут».

(слайд 13)


Живя во Франции, она всё больше думала о прошлом, всё сильнее хотела рассказать о том, что видела, что пережила. С очерка «Башня в плюще» начиналась автобиографическая проза Цветаевой.


(слайд 14)


1 ноября 1925 года Цветаева прибыла в Париж. Как и в Праге, В Париже Марину Ивановну ожидала бедность За 11 лет эмиграции она не могла издать ни одной книги. Семья жила случайными заработками от её публикаций в газетах.


(слайд 15)


Живя во Франции, она всё больше думала о прошлом, всё сильнее хотела рассказать о том, что видела, что пережила. С очерка «Башня в плюще» начиналась автобиографическая проза Цветаевой.


(слайд 16)



В июне 1939г. Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию и поселилась в Болшево, в 30 км от Москвы ,первой вестью оказалось сообщение о том, что сестра Анастасия арестована ещё в сентябре 1937г…. Вскоре арестовали дочь Цветаевой Ариадну, затем мужа. У Марины Ивановны остался только сын. Полгода они скитались по чужим квартирам с временной пропиской…

Спасение было в творчестве, в переводах. В июне 1939г. Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию и поселилась в Болшево, в 30 км от Москвы ,первой вестью оказалось сообщение о том, что сестра Анастасия арестована ещё в сентябре 1937г…. Вскоре арестовали дочь Цветаевой Ариадну, затем мужа. У Марины Ивановны остался только сын. Полгода они скитались по чужим квартирам с временной пропиской… Спасение было в творчестве, в переводах.



(слайд 17)



Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно-

Где- совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что- мой,

Как госпиталь или казарма.


(слайд 18)


8 августа 1941 года Борис Пастернак и Виктор Боков проводили Марину Цветаеву в эвакуацию, в Елабугу.


(слайд 19)


Через несколько дней Марина Ивановна, в состоянии близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Сохранилось её заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26-го августа 1941 года. Но в работе отказали, а денег не было… Жизнь обрушилась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться….


(слайд 20)



Настал момент, к которому Цветаева была готова всегда- она решила уйти из жизни. Было воскресенье 31 августа. Хозяев не было, сына- тоже. Марина Ивановна осталась одна, написала записку сыну, товарищам по перу. «Так край меня не уберёг…» Набросила петлю на шею…


(слайд 21)


Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на кладбище Елабуги.

В 1990 году по ходатайству жителей Елабуги и с благословения его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси АлексияII был проведён обряд отпевания Марины Цветаевой по полному чину Русской Православной Церкви.


( В исполнении Аллы Пугачевой звучит»Уж сколько их упало в эту бездну»).


Заключительное слово ведущий или учитель:


Марина Цветаева…Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и филисофские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева-поэт « предельной правды чувства». Она со всей своей « не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» .




(слайд 22-24)



В наше время уже никто не сомневается, что Марина Цветаева - один из великих поэтов XX века (именно поэтов - не поэтесс). Она наша национальная гордость, имя ее известно во всем мире. В Елабуге, где Цветаева окончила свой земной путь, теперь существует ее мемориал. Сюда приезжает множество людей со всего света, чтобы поклониться ее праху, здесь проходят Цветаевские чтения и научные конференции. Но так было не всегда. Еще каких-нибудь 25-30 лет назад имя Марины Цветаевой - бывшей эмигрантки, жены расстрелянного "врага народа" - находилось фактически под запретом…





Народные промыслы России. Гжель.




Цель: - Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи

Гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.


- Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.


-Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине,

её истории и культуре.




Материалы : клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев.




Зрительный ряд : - Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской

Керамики.

- Изделия гжельской керамики.

- Работы учащихся прошлых лет.



Ход урока:




1. Актуализация знаний.


- На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что такое народный промысел, знакомились с промыслами, которые занимались изготовлением глиняных игрушек. Назовите их ( филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки ).

-Сейчас посмотрите на экран и ответьте на вопрос. Какая это игрушка?

1-2 слайды / филимоновская игрушка /

3-4 слайды / каргопольская игрушка /

5-6 слайды - /дымковская игрушка /



Филимоновская игрушка ( каковы особенности филимоновской игрушки; какие любимые цвета филимоновских игрушек; мотивы для изображения в игрушках).

Каргопольская игрушка ( каковы особенности каргопольской игрушки; как расписывали каргопольской игрушки).

Дымковская игрушка ( каковы особенности дымковской игрушки, какие любимые цвета дымковских игрушек; мотивы для изображения в игрушках; основные элементы украшения дымковских игрушек ).

На работу с каждым слайдом даётся 0,5 – 1 мин. Работа проводится с каждым слайдом по очереди.


2. Главная часть.

Знакомство с промыслом Гжель.


-Сегодня мы с вами подробно познакомимся с промыслом Гжели, узнаем историю возникновения народного художественного промысла.

По ходу объяснения делаю показ слайдов о Гжели.


Гжель.

Недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовление фаянсовой посуды.

200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Её делают и сейчас. Форма сосудов необычна: они имеют цилиндрическое тулово и изящные носик и горлышко «квасник». «Кулеган»-это нарядная посуда для праздничных застолий.

Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села- гжель.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни.

Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски.

Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

Мазки кладутся широким круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок- пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.



3. Выполнение практического задания.


Учащимся даётся задание расписать кувшин в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование.

Во время самостоятельной роботы обращаю внимание ребят на аккуратность, красочность, выразительность, композицию.

Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.




4. Итог урока.


Экспресс- выставка выполненных работ. Выделяем понравившиеся работы: яркие, красочные, аккуратные, выразительные.

Работы выполненные на уроке ребята могут подарить друг другу с добрыми пожеланиями.


5. Домашнее задание.


Подобрать материал о Хохломе ( Открытки, фотографии, изделия, рисунки ).




Литература.


  1. Н. А. Горяева ,, Декоративно- прикладное искусство в жизни человека”.5 класс Москва ,, Просвещение “ 2000 стр. 172

  2. В. А. Барадулин ,, Основы художественного мастерства “ Москва ,, Просвещение “ 1987 стр. 222

  3. Т. Я. Шпикалова ,, Народное искусство на уроках декоративного рисования “ Москва ,, Просвещение “ 1979 стр. 90

  4. Большая советская энциклопедия.







Предметы народных промыслов. Золотая хохлома.


Цель: Выявление места декоративного искусства в жизни общества, освоение принципов гармонизации композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты.

Формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владения приёмами и способами ритма завершённого художественного образа.

Развивать эстетический вкус; воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям своей Родины.




Материалы: гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев.



Зрительный ряд: - Репродукции, открытки, фотографии с изображением хохломской

росписи;

- изделия хохломской росписи;

- работы учащихся прошлых лет.



Ход урока


  1. Организационный момент.



  1. Актуализация опорных знаний


- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны. Давайте вспомним, что такое промысел? ( Это возможность зарабатывать деньги ) . Мы познакомились с гжельской керамикой. Сейчас ответьте на вопросы.

- Что изображали мастера на удивительной посуде? ( цветы, птицы, города ).

- Какой основной цвет использовался в гжельской керамике? ( синий ).

- Что такое ,, кулеган” ? ( нарядная посуда для праздничных застолий )



  1. Формирование новых знаний.


Сейчас мы с вами подробно познакомимся с ещё одним промыслом – золотой хохломой, узнаем историю возникновения народного художественного промысла.

По ходу объяснения делаю показ слайдов о Хохломе.


На Волге недалеко от Городца возник ещё один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши- утицы, а ещё мебель детскую. Прежде на ярмарку возами такой товар возили. Почему же так охотно покупали хохломские изделия?

Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия. В чём секрет золотого узора, да и каков он сам?

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки- белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной- вапили, потом натирали серебристым порошком- лудили. Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись.

Любимые цвета- красный да чёрный и совсем немного жёлтого и зелёного для мелкой прорисовки- приписок. А золото-то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до жёлтого цвета- и вспыхнет под ним блестящий фон. Ч ем не золото?

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвёшь! Теперь внимательно присмотрись к росписи, что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины или рябины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют- под листок или травка. Травка- главный мотив хохломской росписи.

Обрати внимание на основные элементы травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и чёрных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька- «криуля», или же собираются к одному общему «корешку».

Запомни, что роспись «травка» создаётся на серебристом фоне.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками. Кроме растительных орнаментов и узоров из листьев, цветов, ягод хохломские мастера любят писать петухов, птиц всяких и рыб.

Вот несколько птиц мастера С. Веселова. На панно, утицах, чашах, поставцах они словно сказочные жар- птицы среди цветов и плодов, изящных растений. А петухи совсем особенные: крылья, как язычки пламени, хвост, как яркие брызги солнца- горят, переливаются, светятся. Они созданы словно из травок- былинок или из ярких солнечных лучиков.

Есть у мастеров и другой приём- под фон. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон чёрной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами- жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки- приписки жёлтой и зелёной красками.

Когда создаётся роспись «под фон», получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или чёрном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно.

Вот ещё один удивительный приём. По золотому фону вьётся затейливый чёрный узор- Кудрина, кружится, по поверхности посуды свободными завитками. Такой узор сразу пером или кистью рисуют- где потоньше, где потолще линия побежит. Сам рисунок ещё дополняют мелкой прорисовкой. Потом сверху и снизу затейливого узора заполняют фон красным и чёрным цветами или одним из них.

А сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, поставцы и вазы, бокалы и тарелки, панно, детские столы и стульчики!

Ещё раз присмотрись к этому чуду. Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не боится. Как ты думаешь, почему? Из такой посуды да деревянной ложкой поесть бы горячих щец! Пока ешь, налюбуешься!

Золотую посуду делают не только на родине хохломы, но и в Башкирии. Местные мастера позаимствовали технологию изготовления изделий, благодаря которой рождается золотой цвет, а в орнаментальную роспись они привнесли свои национальные мотивы. Изделия башкирских мастеров отличаются местным своеобразием.




  1. Актуализация полученных знаний.

- Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам наши предки.

Мир, в котором мы живём, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперёд и заставляет идти, ускоряя шаг. В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремиться осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно- прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесёт счастье. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.



  1. Практическая работа.


Задание: выполнить эскиз предмета народного промысла по мотивам хохломской росписи.


Анализ работ.


  1. Задание на дом: подготовить сообщение по теме ,, Городецкая роспись “.

Литература:


  1. Н. А. Горяева ,, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека “ 5 класс Москва ,, Просвещение “ 2000 стр. 172

  2. В. А. Барадулин ,, Основы художественного мастерства “ Москва ,, Просвещение” 1987 стр. 222

  3. Т. Я. Шпикалова ,, Народное искусство на уроках декоративного рисования “ Москва ,, Просвещение “ 1979 стр. 90



Народные промыслы. Городецкая роспись.



Цель: - Обобщить знания о народных промыслах России.


- Познакомить с приёмами росписи в традиционных народных промыслов, сформировать навыки создания завершённого художественного образа.


- Рассмотреть традиционные элементы, мотивы и сюжеты композиции, необходимые для изучения традиций и обычаев Городецкой росписи.


- Развивать аккуратность, художественный вкус, постигать законы композиции и цветоведения.



Материалы: гуашь, кисти, фломастеры, эскизы разделочных досок, горшочков, кружек.


Зрительный ряд: - Репродукции, открытки, фотографии с изображением Городецкой росписи.

- Изделия Городецкой росписи.

- Работы учащихся предыдущих лет.


Вид урока: комбинированный.


Подготовительная работа: На предыдущем уроке учащимся было дано задание найти стихи, загадки, поговорки о Городецкой росписи.



Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.


Повторяем особенности народных промыслов, которые изучили на прошедших уроках

( Гжель, Хохлома ).



3. Формирование новых знаний.


На дом было задано подобрать стихи, загадки, поговорки о Городецкой росписи.

Мы заслушиваем сообщения и рассматриваем материал, который подготовили ребята.


История возникновения Городецкой росписи.

В окрестных селах этого края ( Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома- ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла- настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.

Посмотри, как изящно решены Городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.

Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Сначала мастер крупной кистью делает замалевок- цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

В чём же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зелёная, немного жёлтой, а чёрная и белая для оживки. Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.



  1. Закрепление знаний.

Задание: создать художественный образ в предмете народного промысла, сохраняя традиции Городецкой росписи.


Этапы выполнения Городецкой росписи на деревянной посуде:


Первый этап: Выполнить один из рисунков предмета быта, на котором будете выполнять Городецкую роспись ( разделочная доска, горшочек, кружка ).


Второй этап: Рисуем эскиз карандашом на предмете, составляя сюжетную композицию, не забывая о традициях в Городецкой росписи.


Третий этап: По готовому рисунку выполняем подмалёвок гуашевыми красками.


Четвёртый этап: Наносим на подмалёвок оттенёвку более тёмными цветами.


Пятый этап: Последний этап при выполнении эскиза ,, разживка “. Наносим белым цветом приписки, оживляя работу.



  1. Итог урока.


- В чём своеобразие Городецкой росписи?

- Как удаётся мастеру цветом создать радостное настроение?

- Что украшает Городецкий цветок или птицу?

- Какие предметы делают современные мастера?


Анализ работ.


Литература: 1. Н. А. Горяева ,, Декоративно- прикладное искусство в жизни человека “ 5 класс Издательство ,, Просвещение “ Москва 2000 стр. 175

2. Н. М. Сокольникова ,, Основы композиции “ 5-8 класс Издательство

,, Титул “ Обинск 2001 стр.12

3. Т. Я. Шпикалова ,, Народное искусство на уроках декоративного рисования” Москва ,, Просвещение” 1979 стр. 90





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства