kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Волшебные сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волшебный мир сказок в картинах В.М.Васнецова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебные сказки"»

«Волшебные сказки Васнецова»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

4 класс

Тема «Волшебный мир сказок в картинах В.М. Васнецова».

Цель Развивать умение понимать тему сказки и сопоставлять ее с основной мыслью произведения изобразительного искусства; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины, сравнивать заголовки сказки и картины; формировать умение использовать выразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

Учебные материалы Слайды с изображениями репродукций картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка»; портрет художника; раздаточный материал – словарь настроений, карточки с отрывками из сказок; магнитофон, запись зачина к русским сказкам; отрывок из сказки «Царевна-лягушка».

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Дети заходят в класс, рассаживаются. Начинается показ слайдов картин В.М. Васнецова. Последним появляется слайд с изображением портрета художника, который остается до конца урока. Параллельно звучит музыка М. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

Учитель. Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети. О сказках и картинах, которые художники создавали к ним.

У. Сегодня мы будем учиться соотносить тему сказки с основной мыслью произведения изобразительного искусства на основе картин известного русского художника-сказочника. Вы уже

догадались, о ком я говорю?

Д. О В.М. Васнецове.

III. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

У. Какие бывают сказки?

Д. Народные и авторские. Авторские написал автор, например Жуковский, Аксаков. Народные создал народ.

У. На какие группы можно разделить русские народные сказки?

Д. На волшебные, бытовые, сказки о животных.

У. Какие сказки мы называем волшебными, бытовыми, о животных?

Д. В сказках о животных звери наделены чертами, которые присущи людям. Они ходят на двух ногах, говорят, имеют человеческий характер. Волшебные сказки не обходятся без чудес, в них присутствуют волшебные предметы: ковер-самолет, скатерть-самобранка, живая вода, сапоги-скороходы. Персонажи бытовых сказок – люди.


IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ

На доске – репродукция картины «Аленушка».

У. По мотивам какой сказки художник написал эту картину? Как называется картина? Как называется сказка?

Названия учитель записывает на доске.

– Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? Как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

Дети используют словарь настроений (см. Приложение).

– Почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?

Д. Она главная героиня.

У. Где находится наша героиня?

Д. Она сидит у озера на камне.

У. В какой позе изобразил ее художник?

Почему?

Д. Положила голову на камень, смотрит на воду пригорюнившись. Ей грустно, она печальна.

У. Какое у Аленушки настроение?

Дети работают со словарем настроений.

– Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Д. Она грустит о братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинешенька.

У. Кто еще грустит с девушкой?

Д. Птички.

У. Какое время выбрал художник и почему?

Д. Осень приближается, лес темный, мрачный, нет ни единого лучика солнца. И на душе у девушки нет ничего светлого.

У. Зачитайте соответствующий отрывок из сказки.

Дети зачитывают текст и соотносят его с картиной.

– Есть ли в сказке описание Аленушки?

Д. Нет.

У. Васнецов показывает обобщенный образ русской девушки. Он вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, несчастных, обиженных, но трудолюбивых и добрых. Народ всегда говорит о них с любовью, и Васнецов передал в картине эту любовь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У. Прочитайте карточку 1 и вспомните название сказки.

Карточка 1

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем – на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая – золотая, драгоценная! Как такую не взять!» Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону. Царь Афрон разгневался и спрашивает:

– Чей ты, откуда?

– Я царя Берендея сын, Иван-царевич.

– Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.

– А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?

– А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю.

После этого появляется репродукция картины «Иван-царевич на Сером волке».

– Какие чувства вызывает картина?

Работа со словарем настроений.

Д. Тревогу, чувство опасности: Иван-царевич смотрит назад – нет ли погони.

У. С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины – Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером волке?

Д. С помощью контраста цветов – темный фон и яркие одежды героев.

У. Как Васнецов изображает Серого волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя?

Д. Лапы волка не касаются земли, он будто летит над болотом. Его глаза похожи на человеческие, он смотрит вперед и на зрителей и, может, один знает, что ждет их впереди.

У. Что особенно понравилось вам в картине? Чем она вам запомнилась?

Дети отвечают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит отрывок из сказки «Царевна-лягушка» (начало). Дети узнают сказку. После этого

на доске появляется репродукция картины «Царевна-лягушка».

У. Кто хочет рассказать, какой фрагмент сказки изобразил художник?

Д. Третье испытание – царский пир.

У. Давайте подробно расскажем, как все происходило на пиру. Какие чувства

вызывает у вас эта картина? Почему? Какие детали картины соответствуют вашим чувствам?

Работа со словарем настроений.

– Какие народные инструменты изобразил художник?

Д. Гусли, рожок, балалайку.

У. Какие магические числа встречаются в сказках?

Д. 3, 7, 9, 12.

У. Какое магическое число зашифровал художник на своем полотне?

Д. Число 3: три лебедя, три арки, три струнных инструмента.

У. Какие детали картины помогают нам узнать сказку «Царевна-лягушка»?

Д. В танце у царевны из рукавов полетели лебеди.

У. Какие элементы в картине вызывают тревогу?

Д. Одежда царевны похожа на лягушачью кожу, она в любой момент может превратиться в лягушку.

У. Давайте вспомним, какое испытание ждет царевну после бала?

Дети читают отрывок из сказки на карточке 2.

Карточка 2

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне. Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

– Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только

будто слышим бодрую музыку, которую исполняют скоморохи, и видим живой танец царевны.

Ребята, вы молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете сказки, любите их. Но вот эту сказку, я думаю, узнаете не сразу.

На доске появляется изображение картины

«Сивка-Бурка».

– По мотивам какой сказки художник написал эту картину? В какой сказке есть похожая сцена? Как вы узнали?

Дети отвечают и читают текст на карточке 3.

Карточка 3

Видит – на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто не думает: боятся шею себе сломать! Стегнул тут Иванушка Сивку-Бурку плеткой... Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул и доскочил до окна! Поцеловал тут Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

– Кто изображен в центре?

Д. Иван-царевич на коне.

У. Какой изобразил Васнецов царевну?

Д. Печальной, грустной.

У. Каким изображен конь? Что отличает его от реального животного? Как художник показывает нам, что конь волшебный?

Д. Он подпрыгнул очень высоко, копыта оторваны от земли, далеко внизу остались люди.

У. Какое настроение вызывает картина?

Работа со словарем настроений.

– У Васнецова несколько картин, на которых он изображает царевну Несмеяну. Почему она грустит? Царь в сказках обещает полцарства тому, кто ее развеселит, и вот уже толпы поклонников пускаются в пляс. Но ей невесело, потому что она знает: все собрались из-за приданого, а не из-за любви к ней.

V. ИТОГ УРОКА

У. Рассмотрите все репродукции еще раз. Художник сумел передать разные настроения. Обратите внимание на портрет самого Васнецова.В центре Москвы находится музей В.М. Васнецова, где можно увидеть подлинные полотна в натуральную величину. Мы имеем возможность сходить туда на экскурсию и увидеть работы этого прекрасного художника.

Литература

1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – М.: Астрель, 2002.

2. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2005.Иллюстрации

1. Портрет В.М. Васнецова. Художник Н.Д. Кузнецов.

2. «Алёнушка».

3. «Иван-царевич на Сером волке».

4. «Автпортрет».

5. «Царевна Несмеяна».

6. «Царевна-Лягушка».

7. «Сивка-бурка».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Волшебные сказки"

Автор: Трушина Елена Николаевна

Дата: 22.12.2024

Номер свидетельства: 662410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект  урока "Герои волшебной сказки" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-gieroi-volshiebnoi-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "115186"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411892472"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок". "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-russkoi-sloviesnosti-po-tiemie-russkiie-narodnyie-skazki-vidy-skazok-volshiebnaia-skazka-istorichieskiie-korni-poetika-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "197298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк» "
    ["seo_title"] => string(134) "kazakhskiie-narodnyie-skazki-volshiebnaia-skazka-ier-tostik-tipologhichieskiie-chierty-i-natsional-nyie-osobiennosti-skazki-ier-tostik"
    ["file_id"] => string(6) "157049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421519818"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Волшебные сказки "
    ["seo_title"] => string(19) "volshiebnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "178684"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424870588"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»"
    ["seo_title"] => string(64) "volshiebnaiaskazkatsarievnaliaghushkakhudozhiestviennyimirskazki"
    ["file_id"] => string(6) "261880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства