kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения А.А.Фета «Чудная картина» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного ресурса -  проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Чудная картина», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.А.Фета «Чудная картина» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Анализ стихотворения А.А.Фета «Чудная картина» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Анализ стихотворения А.А.Фета

«Чудная картина»

Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Цель: проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Чудная картина», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний творчества А.А.Фета,

степень понимания стихотворения «Чудная картина»,

его темы, идеи, особенностей

изобразительно-выразительных

средств поэтического языка

Истоки создания стихотворения А.А.Фета «Чудная картина» Поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Истоки создания стихотворения

А.А.Фета «Чудная картина»

Поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью.

Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Истоки создания стихотворения А.А.Фета «Чудная картина» Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение А.А.Фет написал в 1842 году, во время зимней ночной прогулки на санях. Поэт (ему на тот момент было всего 22 года) делится впечатлениями, полученными от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

Истоки создания стихотворения

А.А.Фета «Чудная картина»

Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение А.А.Фет написал в 1842 году, во время зимней ночной прогулки на санях.

Поэт (ему на тот момент было всего 22 года) делится впечатлениями, полученными от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

А.А.Фет «Чудная картина» Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна, Свет небес высоких,  И блестящий снег,  И саней далёких  Одинокий бег.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег.

А.А.Фет «Чудная картина» Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? В чём особенность композиции стихотворения? Каким настроением проникнуто стихотворение Фета? Какова основная тема стихотворения? Главной темой стихотворения является  красота природы зимой и любовь к родному краю, параллель между природой и человеком, их неделимое единство. Смысл стихотворения — разделить с читателем восхищение красотой зимнего пейзажа, выразить гармонию человека и природы.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Какие картины предстают перед внутренним взором

во время чтения стихотворения?

В чём особенность композиции стихотворения?

Каким настроением проникнуто стихотворение Фета?

Какова основная тема стихотворения?

Главной темой стихотворения является

красота природы зимой и любовь к родному краю,

параллель между природой и человеком,

их неделимое единство.

Смысл стихотворения — разделить с читателем

восхищение красотой зимнего пейзажа,

выразить гармонию человека и природы.

А.А.Фет «Чудная картина» Присутствует ли лирический герой в стихотворении явно? В стихотворении лирический герой не указан напрямую, однако его восторженным настроением пронизано всё произведение. Лирический герой, наблюдая за зимней природой, испытывает радость и гармонию.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Присутствует ли лирический герой в стихотворении явно?

В стихотворении лирический герой не указан напрямую,

однако его восторженным настроением

пронизано всё произведение.

Лирический герой, наблюдая за зимней природой,

испытывает радость и гармонию.

А.А.Фет «Чудная картина» Каким образом поэт создаёт ощущение прекрасного зимнего пейзажа? Поэт использует приём перечисления увиденных картин, избегая использования глаголов. Чудная картина природы – это:  белая равнина,  полная луна, свет небес ,  блестящий снег,  бег саней. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Каким образом поэт создаёт ощущение

прекрасного зимнего пейзажа?

Поэт использует приём перечисления увиденных картин,

избегая использования глаголов.

Чудная картина природы – это: белая равнина, полная луна,

свет небес , блестящий снег, бег саней.

Таким приёмом автор добивается

эффекта застывшей картины.

А.А.Фет «Чудная картина» Какова тема стихотворения? Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту. Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается ко второй теме — теме гармонии человека с окружающим миром.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Какова тема стихотворения?

Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.

Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается ко второй теме — теме гармонии человека с окружающим миром.

А.А.Фет «Чудная картина» В чём заключается идея стихотворения? Своим стихотворением поэт пытается донести до читателей простую идею – истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. Автор стремится излить все ощущения, которые испытывал, любуясь красотой зимнего пейзажа и русских просторов.

А.А.Фет

«Чудная картина»

В чём заключается идея стихотворения?

Своим стихотворением поэт пытается донести до читателей простую идею – истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. Автор стремится излить все ощущения, которые испытывал, любуясь красотой зимнего пейзажа и русских просторов.

А.А.Фет «Чудная картина» К какому жанру относится стихотворения? Данное стихотворение относится к лирическому жанру. Это образец пейзажной лирики, ведь именно благодаря описанию ночного зимнего пейзажа возникают необыкновенно яркие и проникновенные эмоции.

А.А.Фет

«Чудная картина»

К какому жанру относится стихотворения?

Данное стихотворение относится к лирическому жанру. Это образец пейзажной лирики, ведь именно благодаря описанию ночного зимнего пейзажа возникают необыкновенно яркие и проникновенные эмоции.

А.А.Фет «Чудная картина» Какова композиция стихотворения? Стихотворение можно разделить на две части: Первая часть (строки 1-4) описывает впечатление от природы, где лирический герой выражает свою привязанность к зимней картине. Вторая часть (строки 5-8) передаёт конкретные детали: свет неба, блеск снега и одинокий бег саней, которые создают более конкретное представление о зимнем пейзаже.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Какова композиция стихотворения?

Стихотворение можно разделить на две части:

Первая часть (строки 1-4) описывает впечатление от природы, где лирический герой выражает свою привязанность к зимней картине.

Вторая часть (строки 5-8) передаёт конкретные детали: свет неба, блеск снега и одинокий бег саней, которые создают более конкретное представление о зимнем пейзаже.

А.А.Фет «Чудная картина» Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ чудная картина белая равнина блестящий снег свет небес бег саней изобразительно-выразительные средства языка с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой: перед нами живопись в литературе, ведь после прочтения мы представляем себе чудесные картины

А.А.Фет

«Чудная картина»

Какие изобразительно-выразительные средства языка

использует поэт в этом стихотворении?

ЭПИТЕТЫ

МЕТАФОРЫ

чудная картина белая равнина

блестящий снег

свет небес

бег саней

изобразительно-выразительные средства языка

с точностью передают высшую степень

восхищения окружающей природой:

перед нами живопись в литературе,

ведь после прочтения мы представляем себе чудесные картины

А.А.Фет «Чудная картина» Какой стихотворный размер использовал поэт? Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна… ХОРЕЙ Какой вид рифмовки использовал поэт? ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА Произведение написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой, оно состоит всего из восьми строк, разбитых на 2 четверостишия.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Какой стихотворный размер использовал поэт?

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…

ХОРЕЙ

Какой вид рифмовки использовал поэт?

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА

Произведение написано трёхстопным хореем

с перекрёстной рифмовкой,

оно состоит всего из восьми строк,

разбитых на 2 четверостишия.

А.А.Фет «Чудная картина» Каково настроение стихотворения? В стихотворении царит умиротворённое и спокойное настроение. Оно не меняется на протяжении всего текста, а напротив, подчёркивает гармонию и простоту зимнего пейзажа. Чувство восхищения природой выражено через такие образы, как «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег». Все они усиливают ощущение тишины и величественности.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Каково настроение стихотворения?

В стихотворении царит умиротворённое и спокойное настроение. Оно не меняется на протяжении всего текста, а напротив, подчёркивает гармонию и простоту зимнего пейзажа.

Чувство восхищения природой выражено через такие образы, как «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег».

Все они усиливают ощущение тишины и величественности.

А.А.Фет «Чудная картина» Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна, Свет небес высоких,  И блестящий снег,  И саней далёких  Одинокий бег.

А.А.Фет

«Чудная картина»

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег.

Подведём итоги Год написания: 1842 г.  История создания: стихотворение написано под впечатлением от ночной поездки на санях зимней лунной ночью.   Тема: автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.  Главная мысль: под лунным светом ночной зимний пейзаж выглядит необыкновенно таинственным и сверкающим. Все эти детали в описании создают впечатление искреннего и неподдельного восхищения и любви к русской природе.  Жанр: лирическое стихотворение  Направление: реализм

Подведём итоги

Год написания: 1842 г.

История создания: стихотворение написано под впечатлением от ночной поездки на санях зимней лунной ночью. 

Тема: автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.

Главная мысль: под лунным светом ночной зимний пейзаж выглядит необыкновенно таинственным и сверкающим. Все эти детали в описании создают впечатление искреннего и неподдельного восхищения и любви к русской природе.

Жанр: лирическое стихотворение

Направление: реализм

Проверьте себя Стихотворение А.А.Фета «Чудная картина» написано: НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1841 г. в 1842 г. ПРАВИЛЬНО в 1840 г. Ведущей в стихотворении является тема: природы одиночества НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дактиль НЕПРАВИЛЬНО ямб хорей ПРАВИЛЬНО Назовите изобразительное средство «блестящий снег»: сравнение НЕПРАВИЛЬНО метафора эпитет ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Назовите изобразительное средство «свет небес»: сравнение метафора ПРАВИЛЬНО эпитет НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя

Стихотворение А.А.Фета «Чудная картина» написано:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1841 г.

в 1842 г.

ПРАВИЛЬНО

в 1840 г.

Ведущей в стихотворении является тема:

природы

одиночества

НЕПРАВИЛЬНО

дружбы

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Каким размером написано стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

дактиль

НЕПРАВИЛЬНО

ямб

хорей

ПРАВИЛЬНО

Назовите изобразительное средство «блестящий снег»:

сравнение

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

эпитет

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Назовите изобразительное средство «свет небес»:

сравнение

метафора

ПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Из скольких частей состоит стихотворение: трёх НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО двух ПРАВИЛЬНО одной Вторая тема стихотворения – это: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО одиночество НЕПРАВИЛЬНО дружба гармония с природой К какому направлению относится стихотворение: классицизм НЕПРАВИЛЬНО романтизм НЕПРАВИЛЬНО реализм ПРАВИЛЬНО Какой вид рифмовки использовал поэт: парную ПРАВИЛЬНО перекрёстную НЕПРАВИЛЬНО кольцевую НЕПРАВИЛЬНО К какому виду лирики относится стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО философская пейзажная любовная НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Из скольких частей состоит стихотворение:

трёх

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

двух

ПРАВИЛЬНО

одной

Вторая тема стихотворения – это:

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

одиночество

НЕПРАВИЛЬНО

дружба

гармония с природой

К какому направлению относится стихотворение:

классицизм

НЕПРАВИЛЬНО

романтизм

НЕПРАВИЛЬНО

реализм

ПРАВИЛЬНО

Какой вид рифмовки использовал поэт:

парную

ПРАВИЛЬНО

перекрёстную

НЕПРАВИЛЬНО

кольцевую

НЕПРАВИЛЬНО

К какому виду лирики относится стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

философская

пейзажная

любовная

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

5 Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: нужно быть внимательнее Знания прочные: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

5

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 08.01.2025

Номер свидетельства: 663172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства