Оглавление
Введение 2
Глава 1. История возникновения войлоковаляния 3
Глава 2. Использование элементов технологии войлоковаляния в роду Ондаров 4
Вывод 6
Заключение 7
Информаторы 8
Список использованной литературы 9
Введение
Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают. У каждого человека внутренний мир должен опираться на добрые традиции родного народа, на его культуру, вырастать из родных корней. Поэтому традиции и обычаи складывались веками и прививались они с самого детства – на примере старших.
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.
В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. В хозяйстве тувинцев испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных.
Изучая значение и изготовление войлока, мы больше узнаем о традиционном быте своего народа, развиваем у молодого поколения бережное отношение к культурному наследию рода, совершенствуем нравственные отношения, уважение и дань к старшему поколению.
Объектом исследования является войлок.
Предметом исследования является технология валяния и значение войлока в роду Ондаров.
Целью данной исследовательской работы является изучение древней традиции-валяния войлока в роду Ондаров.
Задачи:
1. Изучить явление войлоковаляния.
2. Изучить значение и технология производства войлока в семье Ондаров.
Научная новизна состоит в том, что раннее эта тема локально не исследовалась, в связи с чем нам было интересно изучить значение и традиционную технологию по изготовлению войлока в семье Ондаров, которая передается из поколения в поколение.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении истории возникновения войлоковаляния и значение войлока в роду Ондаров.
Практическая значимость состоит в распространении технологии производства войлока из традиции семьи Ондаров.
Методы исследования: опрос, собеседование, интервьюирование.
Глава 1. История возникновения войлоковаляния
Войлок (англ. Felt; нем. Filz; тюркск. Ajlyk - покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Валяние войлока (войлоковаляние, англ. Felting, нем. filzen)- самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существует на Земле овцы, кони, козы. К первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер. Так сама природа обучила человека валянию. Сама же техника валяния у людей появилась только с момента одомашнивания овец.
Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников - юрта - состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока.
Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и кроме того, был достаточно легким.
Войлок - один из таких материалов, для изготовления одежды из которого нужно очень мало – человеческие руки, вода, овечья шерсть, творческая фантазия и желание. Всё можно сделать практически только руками и ногами. У некоторых народов даже целые жилища изготавливались из войлока.
Войлок один из самых необходимых предметов в быту кочевников.
Глава 2. Использование элементов технологии войлоковаляния в роду Ондаров
С наступлением жарких летних дней шерсть, предназначенную для катания войлока, сушили. Держали ее под прямыми лучами солнца течение 2-3 дней, чтобы испарился жир. Обработка сырья в ходе предварительного этапа работы заключалась в одновременном процессе «трепание» и «разрыхления» шерсти. В ходе трепания шерсть вручную очищали от сора, комочков грязи, мусора и пыли. Для придания ей пушистости использовали «битье», т.е раньше шерсть взбивали ивовыми прутьями , очищая от пыли и грязи. Прутья делали длиной метр с лишним, толщиной в палец, тщательно очищали от коры и сучков. Охапку шерсти укладывали на половик и начали ритмично бить шерсть попеременно правой и левой рукой. Этот этап работы у тувинцев носил название бить шерсть палочками (савааш-биле дук кагары). Сбивали шерсть в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой. Это способствовало улучшению взаимосвязи волокон и облегчению размещения шерсти по раскладываемой поверхности.
После взбивания начинался следующий этап обработки шерсти для войлока.
На разостланный материал, несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого наша бабушка, руководящая над работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее ровным слоем на материал, следя всё время за равномерностью покрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока, мастерица приступала ко второму и т.д.
Затем приступали к свойлачиванию, т.е. к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой или молочной сывороткой, с целью уплотнения шерстяной массы.
С этой целью в котле постоянно кипятили воду. Затем шерсть вместе с материалом аккуратно свертывали на скалку, следя за линией края, сворачивали в рулон, туго наматывали круглую скалку. После чего образовавшийся вал крепко обвязывали волосяными веревками. Войлок катался с помощью веревки около полутора часов, время от времени вливая горячую воду с маточной сывороткой в отверстия между веревками. Готовность войлока определяли по материалу, который уже не так плотно обхватывал вал из шерсти. Скатавшийся войлок вынимали из материала и далее рулон катали возвратно- поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. Для этого локтевой частью рук с силой надавливали на рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не было перекоса.
Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получали «основы» для войлочного изделия.
В роду Ондаров обязательным считается изготовление войлочного матраца и мягкого войлочного покрывала (энчек), которые входят в приданое молодоженов, т.е. дочери, которая выходит замуж. Войлочные матрацы изготавливаем из более чистой белой шерсти толщиной 3-4 см., а войлочное покрывало делаем из шерсти ягнят и молодых баранов.
А также в настоящее время из войлока бабушка учит прошивать войлочную дорожку.
Вывод
Изучив технологию производства войлока тувинского народа, мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение. Возрождение традиций народа с обязательным учетом современной жизни на основе науки и передовых технологий может служить верным средством оздоровления нынешних и будущих поколений.
Заключение
Данная работа направлена на развитие интереса к традициям своего рода, способствует развитию ценностного отношения к культурному окружению. Собирая данные о традиции, мы развиваем у нашего поколения бережное отношение к культурному наследию рода, совершенствуем нравственные отношения и уважения к старшему поколению.
В результате исследовательской работы мы не только выявили историю возникновения и технологию изготовления войлока, но и сохранили традицию по войлоковалянии для будущего поколения.
Информаторы:
1. Ондар Намчал Лопсановна – моя бабушка по линии матери, 1936 г.р.
2. Чуле Урана Барчыновна- учитель технологии МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык
3. Ондар Александр Мукуужукович – дядя старший брат мамы 1960 г.р.
4. Талганчык Айланмаа Мукуужуковна – моя тетя, родная сестра мамы, 1973г.р
Список использованной литературы:
1. Вайнштейн С.И. «Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии» – «Советская этнография», 1976, №4, 146с.
2. Вайнштейн С.И. «Энографическое изучение тувинцев» - М., издательство восточной литературы, 1975, 108с.
3. Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная культура тувинцев». – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006-232с.
4. Кенин-Лопсан М.Б. «Тыва чоннун бурунгу ужурлары».- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1994, 164с.
5. www.tyvamuseum.ru - статья М.О. Дыртык-оола «Мир детства: традиция и современность» на сайте национального музея «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.