Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления.
Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления.
Ключевой идеей предлагаемой работы является диалогическое обучение как один из основных методов в процессе развития критического мышления обучающихся. Цель данной работы - дать возможность учителям убедиться в эффективности диалогического обучения, убедиться в том, что диалог является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением, об особенностях, об условиях возникновения, о правилах поведения, об инструментах диалога, о технологии постановки вопросов по таксономии Блума.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления. »
Рефлективный отчёт по коучинг-занятию
Тема:«Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления».
Независимо от профессионального статуса, редко кому удается эффективно поддерживать достигнутые наилучшие результаты самостоятельно. В этой связи Программа второго уровня содействует овладению учителями навыками, позволяющими им познакомить коллег с новыми подходами в преподавании, посредством коучинга и менторинга. Процесс становления коуча и ментора будет осуществляться в условиях коллаборативной школьной среды в целях улучшения образования практики (Руководство для учителя, 2012, стр.232.)
Именно с вышеуказанной целью я приступила к практике в школе.
Ключевой идеей занятия я взяла диалогическое обучение как один из основных методов в процессе развития критического мышления обучающихся. Целью коучинга было дать учителям возможность убедиться в влиянии диалогического обучения на развитие критического мышления. Ожидаемые результаты: учителя должны были знать, что диалог является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением в процессе критического мышления, знать об особенностях учебного диалога, об условиях возникновения диалога, о правилах ведения диалога, об инструментах диалогического обучения, о технологии постановки вопросов по таксономии Блума.
Учителя должны были понять необходимость внесения кардинального изменения в методику обучения, должны узнать, что диалогическое обучение является основным методом в реализации новых идей в обучении в условиях нашей школы. А также я ожидала готовность наших учителей повышать теоретические и практические знания, вести уроки по диалогическому обучению с целью развития критического мышления учеников.
На коучинг пригласила коллег-русоведов, а также учителей иностранного языка, которые участвовали на семинаре, где была презентация семи модулей программы второго уровня.
Провела физминутку с целью эмоционального настроя коллег. Посмотрели позитивный мультфильм «Как достичь своей цели?» Затем познакомила коллег с целью и задачами нашей предстоящей работы. Организовала две малые группы с помощью приёма «Светофор».
В первом задании участникам было предложено дать определение понятию критическое мышление. На постерах в виде кластеров они должны были ответить на вопросы:
- Что значит критическое мышление?
- Какие стратегии критического мышления, вы знаете?
-Что составляет набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления?
Каждая группа усердно работала над составлением постера. Определились лидеры, которые управляли процессом групповой работы. Но были и пассивные учителя, которые в силу определённых причин не смогли сразу проявить активность. После окончания работы каждая группа презентовала свой постер.
Был проведен комментарий к постерам в тактичной, корректной форме.
Во втором задании участникам коучинга было предложено поразмыслить над темой «Лето», применив стратегию «Шесть шляп». Цель работы – произвести процесс размышления по таксономии Блума. Ответы были даны с позиции шести шляп. Работа учителям очень понравилась.
Перед тем, как перейти ко второму заданию, посмотрели видеоролик «Дети», после чего был поставлен ряд вопросов:
- Как вы думаете, что показал автор ролика?
- Что он хотел сказать?
Подвела учителей к тому, что любое решение того или иного вопроса достигается путем диалога, что именно диалог является одним из основных методов в технологии развития критического мышления.
Предложила коллегам обсудить вопрос, как часто они используют на уроках методы диалогического обучения, как они понимают организацию процесса диалога.
Вопрос был совместно обсужден сначала в группах, а затем между группами.
После обсуждения была проведена презентация слайдов «Диалог.Типология постановочных вопросов в диалоге». Учителя ознакомились с теорией технологии постановочных вопросов.
Целью четвертого задания было закрепить навыки применения полученных теоретических знаний по постановке вопросов. Каждой группе было предложено разработать типы вопросов к сказкам «Колобок» и «Репка».
В каждой группе были успешно разработаны толстые и тонкие вопросы, охватывающие все уровни мышления. В конце занятия была проведена рефлексия посредством листа оценивания.
Учителя работали над предложенной формой, где дали оценку эффективности процесса коучинга.
Проанализировав листы оценивания учителей– участников коучинга, я сделала следующие выводы:
-цели процесса коучинга сформулированы четко, ясно, понятно;
-поставленные цели соответствуют потребностям учителей, работающих каждый в одиночку над решениями проблем в практике;
-учителя получили знания о том, что могли учиться посредством ассоциаций (ассоциативное обучение), посредством формирования представлений или навыков через активные исследования (конструктивное обучение), посредством метода диалога (социально-конструктивное обучение);
-знают, что преподавание в форме диалога позволяет использовать потенциал диалога для стимулирования и развития учащихся (Александер 2008);
-получили подробную информацию о диалогическом обучении;
-научились разрабатывать постановочные вопросы по таксономии Блума (от простого к сложному);
-учителя готовы применять полученные знания в процессе коучинга на практике.
Произведенный анализ процесса коучинга обращает внимание на следующее:
-при организации групп следовало обратить внимание на психологическую совместимость членов коучинга (во второй группе было заметно как в отношениях двух учителей-лидеров не было слаженности, иногда взаимопонимания);
-следует обращать внимание на рациональное использование времени во время выполнения заданий;
-следует включать в процесс коучинга побольше заданий на разработку тонких и толстых вопросов, что даст возможность учителям использовать на уроках модель типологии мышления с целью развития критического мышления учеников;
-было недостаточно приемов формативного оценивания, что стимулировало бы каждого участника коучинга.
В дальнейшем при планировании коучинга мне следует учесть выше указанные недостатки.
План коучинга №1
Коучинг-сессия 1. «Развитие критического мышления посредством диалогического обучения».
Действия групп.
Общие цели.
Дать учителям возможность убедиться в влиянии диалогического обучения на развитие критического мышления обучающихся.
Результаты обучения.
Учителя знают :
-диалог является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением в процессе развития критического мышления;
-особенности учебного диалога , об условиях возникновения диалога на уроке, о правилах ведения диалога, об инструментах диалогического обучения, о технологии постановки вопросов (типы вопросов по таксономии Блума.)
Понимают:
-что необходимо внести кардинальные изменения в методику обучения;
-что диалогическое обучение является основным методом в реализации новых идей в обучении.
Готовы:
- к повышению теоретических и практических знаний;
- вести уроки по диалогическому обучению.
Ключевые идеи:
Диалогическое обучение является одним из основных методов в процессе развития критического мышления обучающихся.
8 мин.
Занятие 1.
Вводная часть.
Приветствие участников коучинга.
Физминутка «Движение – жизнь ».
Эмоциональный настрой (видеоролик « Как достичь своей цели?» - позитивный
мультфильм ).
Задание 1.
15 мин.
по 5 мин.
Организовать при помощи цветных кружочков две малые группы.
Участникам предлагается дать определение понятию критическое мышление.
-Что значит критическое мышление?
-Какие методы используются в развитии критического мышления?
-Что составляет набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления?
Презентация групповых работ.
Каждая группа составляет постер в виде кластера.
Задание 2.
15 мин.
Предлагается тема «Лето».
Методический приём «Шесть шляп».
Защита работ с помощью шляп.
Каждая шляпа «имеет» свою позицию. Тренер предлагает подойти к выше указанной теме с разных позиций.
5 мин.
Задание 3.
10 мин.
3 мин.
Задание 4.
10 мин.
Показ видеоролика «Дети».
-Что происходит между детьми?
- О чём говорят дети?
Подвести учителей к тому, что одним из основных методов в технологии критического мышления является диалогическое обучение . Предлагается на стикерах написать приёмы диалогического обучения , которые они используют на своих уроках.
Совместное обсуждение вопроса в группах.
Презентация . Диалог.Типология постановочных вопросов в диалоге по таксономии Блума ( от простого к сложному)
Предложить группам разработать типы вопросов по таксономии Блума.
1-группа. Сказка « Колобок».
2-группа.Сказка «Репка».
Делаются выводы.
Учителя очень редко используют
методы диалогического обучения, нет чёткого понимания организации процесса диалога (постановка цели, условия и правила диалога, уровень постановки вопросов и т.д.)
Учителя делают записи по типологии постановочных вопросов .
С каждой группы выступает по одному представителю.
Подход , основанный на совместной работе:
Совместная деятельность учителей: взаимообучение, диалогическое обучение;
активность , творческий подход, созидание.
Рефлексия:
5 мин.
Приём « Продолжить фразу»:
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались…
-Я сегодня понял, что…
-Мне было трудно…
-Я бы хотел узнать…
Рекомендуемая литература
1.Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 2012г.
2.Александер (2004). Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе. Кембридж.