kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевой  идеей  предлагаемой  работы является диалогическое  обучение как один  из  основных  методов  в процессе  развития  критического мышления  обучающихся. Цель  данной  работы - дать  возможность учителям убедиться в  эффективности диалогического  обучения, убедиться в  том, что диалог  является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением, об особенностях, об  условиях возникновения, о правилах  поведения, об  инструментах  диалога,  о  технологии  постановки  вопросов  по  таксономии  Блума.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления. »



Рефлективный отчёт по коучинг-занятию


Тема: «Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления».

Независимо от профессионального статуса, редко кому удается эффективно поддерживать достигнутые наилучшие результаты самостоятельно. В этой связи Программа второго уровня содействует овладению учителями навыками, позволяющими им познакомить коллег с новыми подходами в преподавании, посредством коучинга и менторинга. Процесс становления коуча и ментора будет осуществляться в условиях коллаборативной школьной среды в целях улучшения образования практики (Руководство для учителя, 2012, стр.232.)

Именно с вышеуказанной целью я приступила к практике в школе.

Ключевой идеей занятия я взяла диалогическое обучение как один из основных методов в процессе развития критического мышления обучающихся. Целью коучинга было дать учителям возможность убедиться в влиянии диалогического обучения на развитие критического мышления. Ожидаемые результаты: учителя должны были знать, что диалог является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением в процессе критического мышления, знать об особенностях учебного диалога, об условиях возникновения диалога, о правилах ведения диалога, об инструментах диалогического обучения, о технологии постановки вопросов по таксономии Блума.

Учителя должны были понять необходимость внесения кардинального изменения в методику обучения, должны узнать, что диалогическое обучение является основным методом в реализации новых идей в обучении в условиях нашей школы. А также я ожидала готовность наших учителей повышать теоретические и практические знания, вести уроки по диалогическому обучению с целью развития критического мышления учеников.

На коучинг пригласила коллег-русоведов, а также учителей иностранного языка, которые участвовали на семинаре, где была презентация семи модулей программы второго уровня.

Провела физминутку с целью эмоционального настроя коллег. Посмотрели позитивный мультфильм «Как достичь своей цели?» Затем познакомила коллег с целью и задачами нашей предстоящей работы. Организовала две малые группы с помощью приёма «Светофор».

В первом задании участникам было предложено дать определение понятию критическое мышление. На постерах в виде кластеров они должны были ответить на вопросы:

- Что значит критическое мышление?

- Какие стратегии критического мышления, вы знаете?

-Что составляет набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления?

Каждая группа усердно работала над составлением постера. Определились лидеры, которые управляли процессом групповой работы. Но были и пассивные учителя, которые в силу определённых причин не смогли сразу проявить активность. После окончания работы каждая группа презентовала свой постер.

Был проведен комментарий к постерам в тактичной, корректной форме.

Во втором задании участникам коучинга было предложено поразмыслить над темой «Лето», применив стратегию «Шесть шляп». Цель работы – произвести процесс размышления по таксономии Блума. Ответы были даны с позиции шести шляп. Работа учителям очень понравилась.

Перед тем, как перейти ко второму заданию, посмотрели видеоролик «Дети», после чего был поставлен ряд вопросов:

- Как вы думаете, что показал автор ролика?

- Что он хотел сказать?

Подвела учителей к тому, что любое решение того или иного вопроса достигается путем диалога, что именно диалог является одним из основных методов в технологии развития критического мышления.

Предложила коллегам обсудить вопрос, как часто они используют на уроках методы диалогического обучения, как они понимают организацию процесса диалога.

Вопрос был совместно обсужден сначала в группах, а затем между группами.

После обсуждения была проведена презентация слайдов «Диалог.Типология постановочных вопросов в диалоге». Учителя ознакомились с теорией технологии постановочных вопросов.

Целью четвертого задания было закрепить навыки применения полученных теоретических знаний по постановке вопросов. Каждой группе было предложено разработать типы вопросов к сказкам «Колобок» и «Репка».

В каждой группе были успешно разработаны толстые и тонкие вопросы, охватывающие все уровни мышления. В конце занятия была проведена рефлексия посредством листа оценивания.

Учителя работали над предложенной формой, где дали оценку эффективности процесса коучинга.

Проанализировав листы оценивания учителей– участников коучинга, я сделала следующие выводы:

-цели процесса коучинга сформулированы четко, ясно, понятно;

-поставленные цели соответствуют потребностям учителей, работающих каждый в одиночку над решениями проблем в практике;

-учителя получили знания о том, что могли учиться посредством ассоциаций (ассоциативное обучение), посредством формирования представлений или навыков через активные исследования (конструктивное обучение), посредством метода диалога (социально-конструктивное обучение);

-знают, что преподавание в форме диалога позволяет использовать потенциал диалога для стимулирования и развития учащихся (Александер 2008);

-получили подробную информацию о диалогическом обучении;

-научились разрабатывать постановочные вопросы по таксономии Блума (от простого к сложному);

-учителя готовы применять полученные знания в процессе коучинга на практике.

Произведенный анализ процесса коучинга обращает внимание на следующее:

-при организации групп следовало обратить внимание на психологическую совместимость членов коучинга (во второй группе было заметно как в отношениях двух учителей-лидеров не было слаженности, иногда взаимопонимания);

-следует обращать внимание на рациональное использование времени во время выполнения заданий;

-следует включать в процесс коучинга побольше заданий на разработку тонких и толстых вопросов, что даст возможность учителям использовать на уроках модель типологии мышления с целью развития критического мышления учеников;

-было недостаточно приемов формативного оценивания, что стимулировало бы каждого участника коучинга.

В дальнейшем при планировании коучинга мне следует учесть выше указанные недостатки.

План коучинга №1




Коучинг-сессия 1. «Развитие критического мышления посредством диалогического обучения».

Действия групп.

Общие цели.

Дать учителям возможность убедиться в влиянии диалогического обучения на развитие критического мышления обучающихся.


Результаты обучения.

Учителя знают :

-диалог является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим обучением в процессе развития критического мышления;

-особенности учебного диалога , об условиях возникновения диалога на уроке, о правилах ведения диалога, об инструментах диалогического обучения, о технологии постановки вопросов (типы вопросов по таксономии Блума.)

Понимают:

-что необходимо внести кардинальные изменения в методику обучения;

-что диалогическое обучение является основным методом в реализации новых идей в обучении.

Готовы:

- к повышению теоретических и практических знаний;

- вести уроки по диалогическому обучению.


Ключевые идеи:

Диалогическое обучение является одним из основных методов в процессе развития критического мышления обучающихся.



8 мин.

Занятие 1.

Вводная часть.

Приветствие участников коучинга.

Физминутка «Движение – жизнь ».


Эмоциональный настрой (видеоролик « Как достичь своей цели?» - позитивный

мультфильм ).



Задание 1.

15 мин.










по 5 мин.


Организовать при помощи цветных кружочков две малые группы.

Участникам предлагается дать определение понятию критическое мышление.

-Что значит критическое мышление?

-Какие методы используются в развитии критического мышления?

-Что составляет набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления?



Презентация групповых работ.


Каждая группа составляет постер в виде кластера.

Задание 2.



15 мин.


Предлагается тема «Лето».

Методический приём «Шесть шляп».




Защита работ с помощью шляп.


Каждая шляпа «имеет» свою позицию. Тренер предлагает подойти к выше указанной теме с разных позиций.



5 мин.




Задание 3.



10 мин.















3 мин.








Задание 4.


10 мин.

Показ видеоролика «Дети».


-Что происходит между детьми?

- О чём говорят дети?



Подвести учителей к тому, что одним из основных методов в технологии критического мышления является диалогическое обучение . Предлагается на стикерах написать приёмы диалогического обучения , которые они используют на своих уроках.



Совместное обсуждение вопроса в группах.









Презентация . Диалог.Типология постановочных вопросов в диалоге по таксономии Блума ( от простого к сложному)





Предложить группам разработать типы вопросов по таксономии Блума.


1-группа. Сказка « Колобок».


2-группа.Сказка «Репка».







Делаются выводы.

Учителя очень редко используют

методы диалогического обучения, нет чёткого понимания организации процесса диалога (постановка цели, условия и правила диалога, уровень постановки вопросов и т.д.)





Учителя делают записи по типологии постановочных вопросов .





С каждой группы выступает по одному представителю.




Подход , основанный на совместной работе:

Совместная деятельность учителей: взаимообучение, диалогическое обучение;

активность , творческий подход, созидание.


Рефлексия:


5 мин.

Приём « Продолжить фразу»:

-Мне было интересно…

-Мы сегодня разобрались…

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

-Я бы хотел узнать…




Рекомендуемая литература

1.Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 2012г.

2.Александер (2004). Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе. Кембридж.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диалогическое обучение как один из методов развития критического мышления.

Автор: Усманова Флюра Мухамадалиевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) ""Развитие разговорной речи учащихся на уроках английского языка, посредством применения новых подходов в обучении" "
    ["seo_title"] => string(133) "razvitiie-razghovornoi-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-posriedstvom-primienieniia-novykh-podkhodov-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "108657"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403797370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Применение элементов математического анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(89) "primienieniie-eliemientov-matiematichieskogho-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113247"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409653853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Применение элементов мат. анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(73) "primienieniie-eliemientov-mat-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113248"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409654061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства