Формирование творческого потенциала личности школьников через участие в проведении традиционных русских праздников в сельской школе.
Формирование творческого потенциала личности школьников через участие в проведении традиционных русских праздников в сельской школе.
Сохранение и актуализация традиций сегодня в сельской школе, на мой взгляд, немаловажная проблема современного российского общества. Ведь в первую очередь праздничные традиционные мероприятия пришли из сельской местности. Именно поэтому при выборе внеурочной деятельности на 2014 -2015 год в сельской школе курс фольклора стал для моих учеников продолжением уроков литературы. С другой стороны, дети с удивлением осознали, что русские народные традиционные праздники – это не просто игры, песни, потешки и застолье, но в первую очередь система ценностей, хранимая и передаваемая из поколения в поколение веками.
Однако, дети - прежде всего дети. И, конечно же, осознание ценностей и выводы от переживаемого и происходящего происходит после проводимых уроков и мероприятий. Игра, театрализация – вот что важно для них изначально. Через игру происходит открытие, которое приносит удовольствие. И здесь невозможно обойтись без креативной проектной деятельности, создаваемой учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого потенциала личности школьников через участие в проведении традиционных русских праздников в сельской школе. »
Т. С. Запольская, учитель русского языка и литературы
МАОУ « Итатская СОШ» Томского района / 10 января 2015 г./
Формирование творческого потенциала личности через проведение традиционных русских праздников в сельской школе методом проектов.
Жизнь русского человека и его семьи разделялась и разделяется до сих пор на будни и праздники. В XVIII – XIX веках в году было 140 – 150 праздничных дней. Праздником также считалось воскресение – седьмой день каждой недели. Во всех праздниках участвовали все члены общины: взрослые (мужчины и женщины) и дети. Отношение народа к праздникам сохранилось в русских пословицах: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» или «Хоть всё заложи, а Масленицу проводи». Отказ от участия в празднике рассматривался обществом как грех и нарушение этических норм, и, поэтому, осуждался.
Каждый праздник, выражаясь современным языком, имел свою программу, расписанную по дням и определённый сценарий-ритуал проведения каждого дня со строгим соблюдением определённых обрядов. Многообразно и велико социальное значение народных праздников.1 Встрече праздника предшествовало преображение дома, улиц сёл и городов – экологические и эстетические функции. Это выражалось в наведении порядка и чистоты, соответствующего данному празднику украшения жилища и храма, надеванию праздничной одежды.
Праздник давал психологическую разрядку, иотдых.
Обмен новостями и общение с торговцами, нищими, богомольцами, просмотр балаганных выступлений несли образовательные функции.
Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих и значимых интересов и способствовало формированию национального менталитета.
Проведение праздников способствовало поддержаниючувства коллективизмаи укреплениюродственных связей.
Совместное времяпрепровождение (непосредственно праздники и хождение в гости) создавало иллюзию равенства всех людей.
Праздник способствовал проявлению и демонстрации личных творческих возможностей и талантов. Таким образом, каждый имел возможность заслужить уважение окружающих, мог повысить и утвердить своё общественное положение.
Сохранение и актуализация традиций сегодня тем более в селе, на мой взгляд, немаловажная проблема современного российского общества. Ведь в первую очередь праздничные традиционные мероприятия пришли из сельской местности. Именно поэтому при выборе внеурочной деятельности на 2014 -2015 год в сельской школе курс фольклора стал для моих учеников продолжением уроков литературы. С другой стороны, дети с удивлением осознали, что русские народные традиционные праздники – это не просто игры, песни, потешки и застолье, но в первую очередь система ценностей, хранимая и передаваемая из поколения в поколение веками.
Однако, дети - прежде всего дети. И, конечно же, осознание ценностей и выводы от переживаемого и происходящего происходит после проводимых уроков и мероприятий. Игра, театрализация – вот что важно для них изначально. Через игру происходит открытие, которое приносит удовольствие. И здесь невозможно обойтись без креативной проектной деятельности, создаваемой учителем.
К вопросу о проектной активности преподавателя в формировании духовно-моральной культуры молодёжи в своих исследованиях обращались такие учёные как А. Савченко, С. Тищенко, А.Бойко. Но самыми интересными и актуальными на сегодняшний день признаны в этой области научно – исследовательские наработки педагога - учёного В.А. Сластенина. По его мнению, метод проектов нельзя считать принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем, применив его на практике, я убедилась в том, что учёные, называя данную методику проективной технологией 21 столетия, безусловно, правы. Так, реализуя проектные технологии американский педагог – исследователь Э. Коллинз предложил разнообразные формы проектной деятельности 2, которые сегодня я использую в своей работе, при изучении с ребятами фольклора, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Игровые, повествовательные и экскурсионные проекты помогают обеспечить условия для выработки мотивации к предмету, создают особую образовательную среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно.
Так, например, при реализации в школе игрового проекта Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый девушками в день памяти Космы и Дамиана (в народной традиции Кузьмы и Демьяна) 1/14 ноября, когда девушка становилась хозяйкой дома и готовила еду для семьи и угощала всех, дети познакомились с традиционным блюдом русской кухни (курник), узнали как играют в горелки, освоили народные танцы (кадриль, хоровод). Таким образом, игра, танец, театральные зарисовки превратились в яркое, запоминающееся действие.
Реализуя внеурочную деятельность по одному из разделов литературы (фольклор) именно в сельской школе мы реализуем сразу несколько важных составляющих:
Интегрированная деятельность при реализации того или иного проекта расширяет кругозор учащихся, даёт им возможность реализовать себя творчески.
Школьники осознают, чему они должны научиться в результате работы над проектом.
Дети обучают детей (старшие проводят игровые программы для младших).
Реализация проекта происходит в процессе непринуждённого общения.
Дети сельской местности осознают значимость культуры, которая в своё время «родилась» именно в простом народе, занимающимся сельским хозяйством, живущим в гармонии с природой.
На мой взгляд, именно такой подход даёт возможность учащимся с интересом и стремлением к познанию выполнять поставленные перед ними образовательные задачи, реализовать свои творческие способности.
Библиографический список
1.Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. /Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина, Е. Л. Мадлевская и др.. Автор предисловия и научный редактор – доктор исторических наук И. И. Шангина. – СПб, 2001. – 672 с.: ил. - с.14
2. Чернилевский Д.В. Педагогика высшей школы: Учебник/ Д.В. Чернилевский.-Винница,2008. -408 с.