kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены преимущества  инновационных технологий в обучении. Исследованы конкретные методы интерактивных технологий.

          Ключевые слова: инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения, творческая личность, компетентный выпускник, метод.

На современном этапе развития системы образования  как никогда  возросла потребность внедрения инноваций.  В образовательной деятельности термин «инновация» трактуется как  использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения запланированного результата. 

Мы анализируем технологии, которые  позволяют  сделать урок интересным и насыщенным, вызвать интерес обучающегося, а значит сделать ученика  активным участником процесса обучения. Такие условия содействуют формированию компетентного выпускника.

Современный учитель должен помнить, что урок будет результативным для ученика в том случае, если тот сам приходит к решению той или иной проблемы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА»

Социогуманитарная составляющая компетентной личности

Мороз Ирина Васильевна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА

Аннотация

В данной статье рассмотрены преимущества инновационных технологий в обучении. Исследованы некоторые методы интерактивных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения, творческая личность, компетентный выпускник, метод.

На современном этапе развития системы образования как никогда возросла потребность внедрения инноваций. В образовательной деятельности термин «инновация» трактуется как использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения запланированного результата.

В последние десятилетия в педагогике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя идеи о технологизации процесса обучения высказывал ещё чешский педагог Я.А. Коменский. Он призывал сделать обучение «техническим» (успешным).

За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX века, когда появились первые программы аудиовизуального обучения (с помощью технических средств).

Технологические подходы в обучении отражены в трудах отечественных педагогов: П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и других.

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл. 

Сегодня под технологией обучения понимают системную категорию, ориентированную на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности обучающихся [4, с. 450].

При изучении предметов социально-гуманитарного направления особую значимость приобретает использование инновационных технологий обучения, дающих наиболее плодотворные результаты в области формирования компетентного выпускника.

Сорокин Н.Д. выделяет такие преимущества инновационных технологий:

- помогают научить учеников активным способам получения новых знаний;

- дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной

активности;

- создают такие условия в обучении, при которых обучающиеся не могут не

научиться;

- стимулируют творческие способности;

- помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни;

- формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [5, с.121].

Как нам кажется, из всех инновационных технологий, которые применяют в преподавании предметов социально-гуманитарного направления, следует выделить:

- интерактивные;

- информационно-коммуникационные;

- проектного обучения.

Коротко охарактеризуем каждую

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности, при этом создаются комфортные условия обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Особенностью данной технологии является то, что при изучении нового материала задействованы не только процессы восприятия, памяти, внимания, но прежде всего творческое продуктивное мышление, поведение обучающегося. Данная технология предполагает смещение акцента с деятельности учителя на деятельность обучающегося, учитель перестаёт быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией: готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Форма урока с использованием интерактивных методов схематически:

УЧЕНИК



УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

УЧЕНИК





Технология проектов ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение отведенного отрезка времени, всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Такая форма организации обучения обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Обучающиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление. В целом данная технология позволяет повысить эффективность обучения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении  подразумевает интеграцию предметов социально-гуманитарного цикла с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). К положительным сторонам данной технологии относятся:

- повышение мотивации учеников к изучению предметных дисциплин;

-  снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”;

- повышение эффективности ученического труда;

- увеличение творческих работ, что позволяет развивать творческого мышление обучающихся;

- расширение возможностей в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы.

Опыт доказывает, что любая технология будет результативной только в том случае, если перед ее применением, она была достаточно изучена педагогом. Для этого необходимо рассмотреть все ее возможности, изучить методы, приемы, виды работ, которые можно использовать в рамках данной технологии. Но и этого недостаточно: необходимо знать возможности, уровень знаний, особенности класса, в котором предстоит работа по выбранной технологии (это поможет выбрать методы приемы, виды заданий на уроке).

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [1].

Поэтому инновационные технологии должны быть, в первую очередь, обращены на развитие творчества обучающихся. Рассмотрим несколько таких методов обучения интерактивных технологий.

Метод фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным [3]. Данный метод способствует развитию ассоциативного мышления человека. Метод включает следующие шаги:

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…);

  2. составляются списки характерных свойств, функций и признаков выбранных (случайных) объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов);

  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль;

  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются. Все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

  5. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

Например, если фокальным объектом является слово карандаш, а случайным тигр, то можем получить словосочетания «полосатый карандаш», «хвостатый карандаш». Данный метод не только развивает творческое мышление обучающихся , но и может быть полезен в жизненной практике, например, журналистам для того, чтобы оригинально озаглавить статью.

Еще один метод, который нам предлагает интерактивная технология -- метод агглютинации («склеивания»). Это комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы) [2, с.116 ]. Учителя-словесники могут получить оригинальные художественные тропы, так как одной из особенностей агглютинации является соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, сладкая соль, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень, веселое кладбище, громкая тишина, черный свет. После того, как образ готов, учитель предлагает обучающемуся описать словесно, как тот себе его представляет.

Метод «Если бы...» заключается в составлении учащимися описания того, что произойдет, если в реальной действительности что-либо изменится. Так, например, на уроке литературы можно предложить обучающимся представить себя в роли того или иного писателя (литературного героя) и продолжить рассказ (оповестить о своих дальнейших действиях). Подобные задания не только развивают воображение детей, но и позволяют понять устройство реального мира, взаимосвязь всех его элементов, фундаментальные основы изучаемого материала.

Метод образной картины воссоздает такое состояние обучающегося, когда его восприятие и понимание изучаемого объекта будто сливаются, происходит его целостное, синкретичное видение. Результатом этого слияния является образная картина реальной действительности. Так как человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, учащимся предлагается изобразить свою картину явления или события с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы явления, связи между ними. Каждый учащийся во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности [6].

Все эти и другие методы, примененные в нужный момент урока, позволяют сделать его интересным и насыщенным, вызвать интерес обучающегося, а значит сделать ученика активным участником процесса обучения. Такие условия содействуют формированию компетентного выпускника. Современный учитель должен помнить, что урок будет результативным для ученика в том случае, если тот сам приходит к решению той или иной проблемы. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму» (Конфуций).







Литература:

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.

  2. Долгушева Н.А.Активизация деятельности воспитанников в дополнительном образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 116-117.

  3. Козырева Н.А. «Кратко о методе фокальных объектов» / http://www.trizland.ru/trizba.php?id=321

  4. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 450-452.

  5. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс. -- 2005. -- № 8. -- С.120-125.

  6. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. http://www.eidos.ru/journal/2001/0105. htm .










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мороз Ирина Васильевна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства