Использование нестандартных форм проведения уроков литературы
Использование нестандартных форм проведения уроков литературы
Доклад предназначен для учителей русской литературы в казахской школе.Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нестандартных форм проведения уроков литературы »
Использование нестандартных форм проведения уроков литературы смогут решить многие проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником при обучении.
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Существует несколькоклассификаций нестандартных уроков и множество их видов:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их Эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:
- нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков; умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы; владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока; включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Цели нестандартных уроков:
ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей; научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру; воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
Принципы деятельности:
активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.
2. СОБСТВЕННО УРОК
(выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. АНАЛИЗ УРОКА
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Нестандартные формы уроков делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; развивают логическое мышление; творческие способности учащихся; проявляют интерес к предмету, любознательность; организуют связь с другими видами искусства.
В своей практике я использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум,исследование,
путешествие, деловая игра, экскурсия.
Хочу остановиться на некоторых этапах одного урока литературы, который я провела в 8 классе при изучении стихотворения « Не позволяй душе лениться!» Н.Заболоцкого.
Учащиеся делятся на группы мастеров, которые работают, создают самостоятельно.
«Мастера образа» работали над образом души, ответили на вопрос «Почему душа человека-
это и «рабыня» , и «царица», и «работница», и «дочь».
«Мастера кисти» нарисовали иллюстрацию, которую потом защищали. Мои восьмиклассники
нарисовали огромное человеческое сердце.Они обьяснили свой выбор тем,что сердце и душа
человека неотделимы друг от друга.
«Мастера пунктуации» работали над знаками препинания, которые преобладают в стихотворении и постарались обьяснить их роль в тексте.
«Мастера истолкования слова» находили глаголы в повелительном наклонении «тащи»,
«не снимай», «гони», «держи» и т.д.,обьясняли значения слов и выражений.
Данный урок построен с применением технологии мастерских. На данном уроке учитель предстает в образе мастера, который создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса. На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.
Нетрадиционные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные
ситуации. Но также следует помнить ,что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; при выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; при проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, дружбы.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
• творческая работа;
• лингвистическое исследование текста;
• подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
• рисование обложек к литературным произведениям;
• художественное чтение;
• инсценировка художественного произведения;
• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
• продолжение неоконченных произведений;
• наблюдение за природой;
• подготовка словарных диктантов;
• составление вопросника к зачету по теме;
• составление конспекта, опорных таблиц;
• письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания
активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.